Наталья Беспамятнова
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Глаза-главные помощники человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека, познакомить детей со строением глаза, привести к пониманию, что зрение необходимо беречь, воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
Словарь: глаза, радужная оболочка.
Публикация «Конспект интегрированной НОД в старшей группе „Глаза-главные помощники человека“» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Оборудование: фотографии детей в различных ситуациях: ребенок трет глаза грязными руками; ребенок вытирает глаза чистым платком; ребенок читает в постели; ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате; ребенок смотрит телевизор сидя близко к экрану, ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана; силуэт бабочки, альбомные листы, цветные карандаши по количеству детей, кукла Маша.
Сценарий образовательной деятельности
В гости приходит кукла Маша в медицинском халате и спрашивает у детей
- Как человек общается с окружающей средой? (с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств).
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку:
Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (глаза)
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Почему? (они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени).
- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу.
Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, веселые и т. д.) Каким бывает цвет глаз? Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (маленький цветной кружок, черную точку по середине).
- Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних он коричневый, у других – зеленый, у кого-то голубой. А черная точка по середине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть. Он то расширяется, то сжимается. Он регулирует количество света.
- Ребята, посмотрите, что принесла нам Маша (Плакат «Строение глаза». Дети рассматривают и обсуждают).
- Сейчас мы проверим ваши глазки. Поиграем с бабочкой.
Игра «Бабочка».
При условии, что дети не поворачивают голову, следят за бабочкой только глазами, по методике Базарного.
- Молодцы! Как хорошо вы поиграли с бабочкой!
Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены. Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их.) Что еще оберегает глаза? Отгадайте загадку: «Под мостом-мостищем, под соболем-соболищем два соболька разыгрались». (Брови и глаза.) Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. А зачем человеку слезы? (тоже защищают глаза от пыли). Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать с ними случаются всякие беды, ели о них плохо заботиться. А какие беды, мы попробуем сейчас угадать.
Маша достает фотографии с изображением детей в различных ситуациях.
1. Ребенок трет глаза грязными руками (Глаза воспалены.)
2. Ребенок вытирает глаза чистым платком.
3. Ребенок читает лежа в постели.
4. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.
5. Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
6. Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана.
Ребята, давайте сравним эти фотографии и скажем, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где – нет.
На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Он не получает через глаза информацию об окружающем мире. Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем помочь ему? (Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить в магазине продукты, купить в аптеке лекарство и т. д.).
- Зрение надо беречь, глаза охранять, поэтому необходимо их тренировать и подпитывать витаминами. Какие продукты содержат витамины? (Морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник и т. д.).
А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево –вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно в даль. 1 минута.
- Давайте сейчас повторим правила по охране зрения:
1. Нельзя трогать глаза грязными руками.
2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор (не более 1-1,5 часа в день).
3. Сидеть не ближе 3 метров от телевизора.
4. Не читать лежа, в транспорте.
5. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, помидоры, сладкий болгарский перец).
6. Нужно тренировать глаза, делать упражнения.
7. Нужно гулять на свежем воздухе.
8. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей, от колющих и режущих предметов.
9. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
- А сейчас нарисуйте то, что вредно для глаз.