Светлана Лупанова
Конспект занятия «История русской матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Цель занятия :
• Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с русской игрушкой - матрешкой.
• Привить интерес к народному творчеству; вызвать эмоциональное чувство- радость, умение чувствовать красоту родной народной игрушки.
Публикация «Конспект занятия „История русской матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
• Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
• Вызвать появление первоначального чувства патриотизма к своей Родине.
• Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
• Вызвать желание создавать красивое своими руками.
• Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (желтый, зеленый, синий, красный).
• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (большой, меньше, еще меньше, самый маленький).
Программные задачи:
• образовательные - Активизировать интерес к русскому декоративно-прикладному творчеству;
• развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
• воспитательные - воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Демонстрационный и раздаточный материал:
русские народные костюмы для педагога и для детей, куклы для кукольного театра (бабушка, дед, внучка, принц, лошадка, игрушка соломенная, матрешка, образцы матрешек, разрезные картинки с матрешками, платочки для физкультминутки, большой расписной платок для игры «Волшебный платок», ноутбук, компьютерное занятие, с проекцией на большой экран.
Ход занятия:
1. Сказка – история про матрешку. Кукольный спектакль.
Звучит музыка. Педагог выходит к детям в русском народном костюме.
-Здравствуйте ребята, давайте знакомиться, зовут меня Матрона, я сказочница, т. е. рассказываю разные сказки. Посмотрите, какая я к вам пришла нарядная! Я одета в наш русский костюм. Сейчас в такой одежде наши девочки, мамы и бабушки не ходят. А вот в давние времена так наряжались русские красавицы. В такие наряды одевались маленькие девочки, а еще они любили так наряжать своих куколок. И куколки эти имеют свое название. У них очень красивое имя! Слушайте сказку, ребятки мои!
Давно-давно, в одной русской деревне, жила – была с бабушкой и дедушкой девчушка Матронушка. Игрушек у ребятишек в те времена было мало, да и жили они бедновато. Загрустила девчушка, да и стала просить у деда с бабкой :
- Смастерили бы вы мне куколку, так хочется поиграть с ней.
Связала бабушка из соломы куколку, да только она получилась бледненькая какая-то, щечки не румяные, без красивого платьица, да и не улыбается.
А в это время мимо деревни проезжал принц заморский со своим младшим братиком. Приехали они из далекой страны Японии. А мальчонка такой веселый был, потому что играл он очень интересной игрушкой. Она такая чудесная была, с секретом! Деревянная игрушка толстенького, кругленького мальчика, а посредине та игрушка открывалась, а там еще один мальчонка сидел поменьше, та снова открывалась, и там тоже мальчишечка сидел, только еще поменьше. И таких фигурок было там 8 штучек, мал мала меньше.
Как увидела наша Матронушка такую игрушку у заморского мальчугана, да и стала у деда с бабушкой просить такую же. И вырезал ей дед из дерева липы такую же игрушку с секретиком, а бабушка нарисовала на ней девицу-красавицу, в расписном сарафане, в платочке, румяную, да с улыбкой. И стала девчушка наша играть своей куколкой, и до того счастлива была, а печаль свою, да слезы вовсе позабыла!
- Ой, забыла совсем, а как же назвали куколку то, запамятовала совсем ребятки. Давайте угадаем, какое же имя дала девчушка своей куколке!
2. Загадки про матрешку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока
А внутри секреты есть,
Может три, а может, шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (матрешка).
- Вот и я вспомнила, как зовут игрушку девчушки Матронушки – Матрешка!
- А я пришла к вам не одна! - говорит воспитатель.
- Со мной пришли мои сестренки- подружки. Ой, а где же они?
Звучит музыка.
- Сейчас они прибегут, давайте посмотрим как же их зовут!
Отгадаем ребята?
За спиной воспитателя – сказочницы, за широким сарафаном спрятались 3 девочки в русских народных костюмах. По очереди они выходят из-за воспитателя и загадывают загадки детям.
Первая девочка:
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
Вторая девочка:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Третья девочка:
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
…Матрешки)
- Вот какие красивые Матрешки у нас в гостях.
Воспитатель рассказывает и показывает детям разные виды матрешек (традиционная, сказочная «Курочка ряба», «Репка», раскрываем их, считаем, рассматриваем цвета, узоры.
- Матрешка- игрушка с секретом и сюрпризом. Нас ребята тоже ждет сюрприз! Давайте найдем наш сюрприз!
3. Разрезные картинки. Подготовлены 6 тарелочек с разрезанными на 6 частей картинкой.
Какие же, ребята, все матрешки разные. Отличаются они своими расписными узорами на сарафанах, головными уборами. А на сарафанах даже рисуют картинки из сказок.
Внимание детей в разговоре переводим на тарелочки, на которых разложены матрешки, разрезанные на 6 частей.
- Ой, смотрите-ка, сарафаны наши матрешки порвали, давайте поможем зашить нашим матрешкам их платьица. И поищем, не здесь ли наш сюрприз…
Каждый ребенок работает со своей картинкой на тарелочке, педагог смотрит и помогает.
- Сарафаны мы зашили, а вот приз так и не нашелся. Давайте отдохнем!
4. Физкультминутка. Звучит музыка Е. Железновой «Мы платочки постираем».
В руки берем платочки.
5. Наряди матрешку. Компьютерное занятие, с проекцией на большой экран.
- Ребятки, какая же чудесница наша русская матрешка, в одной игрушке умещаются сразу столько много матрешек-сестренок. А вдруг они перепутают свои наряды. Давайте посмотрим, как им живется всем вместе! И где же прячется наш сюрприз! (занятие в приложении № 1)
6. Игра «Волшебный платок» .
Может наш сюрприз под этим платком? Давайте посмотрим, поиграем!
Ход игры: Натягиваем за уголки платок и поднимаем его на высоту роста детей. Дети встают под платок, как под крышу, и танцуют там, когда музыка стихает, дети выбегают из под платка, а платок опускается. Те кто не успел убежать, того платок поймал. Дети угадывают, кто же остался под платком. (детям самим интересно держать углы платка и ловить убегающих). Под платком так же ищем приз, не появился ли он под волшебным платком.
7. Под другим платком, рядом с матрешками, находим сюрприз - сладкий!
Занятие закончено!