Получи документы

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну пушкинских сказок»

Савия Галимуллина
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну пушкинских сказок»

Программное содержание:

1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина;

2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

3. Замечать и выделять изобразительно выразительные средства, понимать их значение;

4. Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок;

5. Прививать вкус к творческой работе;

Нравственные уроки:

«Только ума на деньги не купить».

«Дай с ноготок запросит с локоток».

«Трудно найти, легко потерять».

Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в страну пушкинских сказок“» размещена в разделах

Материал: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям, выставка книг, прочитанных за год, различные предметы (сети - невод, цепи, орех, корыто, веретено, зеркальце) .

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций А. С. Пушкина, чтение сказок («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, прослушивание аудиозаписей в исполнении артистов, просмотр мультфильмов.

Словарная работа: ветхая, невод, старче, затейница, темя, сварливая, на посылках, спица, звездочет, мудрец, скопец, жезл, пряла.

Методические приемы:

1. Вопросы.

2. Наглядность.

3. Театрализация.

4. Прослушивание магнитофонной записи.

Ход занятия:

Сказочница : Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами отправимся в мир Пушкинских сказок.

-Вы спросите, а как мы это сделаем?

-У меня есть волшебная палочка (показываю). Вы их закроите. Как только я попрошу вас закрыть глаза, вы услышите шум, грохот, не пугайтесь, а открывайте глаза (удар палочки по барабану).

- Вот мы и очутились в сказке, послушайте (звучит запись шума моря).

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу

Старуха пряла свою пряжу….»

- Дети, как называется эта сказка?

Дети: Эта сказка называется «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сказочница : Правильно, эта сказка называется «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Покажите, чем старик ловил рыбу?

Дети: (показывают и объясняют) Невод – это сети для ловли рыб.

Сказочница : Посмотрите, а вот и герои сказки (дети инсценируют отрывок из сказки). Сцена - как старуха бранит старика.

- Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо :

Старик: Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По- нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так отпустил её в синее море.

Сказочница : Старика старуха забранила:

Старуха: Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше – то совсем раскололось.

Сказочница : Сколько раз посылала старуха старика к золотой рыбке, вспомните, как об этом говорится в сказке.

Дети: -1 просила корыто

-2 избу

-3 столбовою дворянкой

-4 вольною царицей

-5 владычицей морскою.

Сказочница : Почему в последний раз ничего не сказала рыбка?

Дети: Потому, что рыбка не хотела служить старухе.

Сказочница : Вспомните, как море передает настроение рыбки?

Дети: -Море слегка разыгралось;

- Помутилось синее море;

- Не спокойно синее море;

- Почернело синее море;

-На море черная буря.

Сказочница : Кого вам больше всего жалко в этой сказке (или какие старик, старуха, рыбка?

Дети: Старик и рыбка добрые, ничего для себя не просили, а только выполняли приказания старухи.

Сказочница : А как бы вы поступили на месте старика?

Дети: Я бы попросил у рыбки, чтобы она сделала старуху доброй.

Сказочница : Кто в этой сказке отрицательный герой?

Дети: Старуха.

Сказочница : Скажите, какие пословицы подходят к этой сказке?

Дети:- Дай с ноготок, запросит с локоток.

- Только ума на деньги не купить.

Сказочница : Правильно назвали.

- Вот другая сказка («Сказка о царе Салтане»). Дети инсценируют отрывок из сказки, сидят на стульях, в руках прялки.

- Три девицы под окном

Пряли дружно вечерком.

Дети: Кабы я была царица,-

Сказочница : Говорит одна девица,-

Дети: То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир.

Кабы я была царица,-

Сказочница : Говорит ее сестрица,-

Дети: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Кабы я была царица,-

Сказочница : Третья молвила сестрица

Дети: Я б для батюшки – царя

Родила богатыря.

Сказочница : В какую сказку мы сейчас попали?

Дети: Сказка называется «Сказка о царе Салтане».

Сказочница : На какой из сестер женился царь Салтан? Почему?

Дети: На младшей, которая хотела родить ему богатыря.

Сказочница : А как его назвали?

Дети:- Князь Гвидон.

Сказочница : Вот еще отрывок.

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

- А какую песенку пела белка?

Дети: Во саду ли, в огороде

Девица гуляла….

Сказочница : В каких насекомых превращался князь Гвидон? Покажите мне (на стол различные насекомые).

Дети:- Первый раз превратился в комара.

- Второй раз превратился в муху.

- В третий раз превратился в шмеля.

Сказочница :- Кто в этой сказке положительный герой?

Дети: - Положительные герои: Лебедь, князь Гвидон, царица, царь Салтан.

Сказочница : Кто отрицательные герои?

Дети: - Отрицательные герои: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун.

Сказочница : Кто мне назовет пословицу, которая могла бы подойти к этой сказке?

Дети:- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказочница : А сейчас мы с вами проведем игру «Забрось орех» (физ. минутка). Белочка протягивает лапки с корзиной, а у вас в руках орешки. Вы по очереди должны бросить орешек белочке в корзину.

- Вот мы и поиграли в игру. Садитесь.

Сказочница : Послушайте другой отрывок:

- Жил- был славный царь Дадон

С молоду был грозен он.

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Сказочница : : А это в какую сказку мы попали?

Дети:- Это «Сказка о золотом петушке».

Сказочница : Скажите кому за помощью обратился царь Дадон?

Дети:- К звездочету, мудрецу.

Сказочница : Вот мудрец перед Дадоном

Стал вынул из мешка…

- Что же он вынул из мешка?

Дети:- Золотого петушка.

Сказочница : Кто-же такой мудрец - звездочет? Есть ли сейчас такие люди?

Дети:- Такие люди сейчас есть, только по другому их зовут-астролог- ученый.

Сказочница : Как же петушок предупреждал опасность и какими словами?

Дети: - И кричит: «Кири-ку-ку

Царствуй лежа на боку!»

Сказочница :-Что за войско было, которое угрожало царю?

Дети:-Это было войско Шамаханской царицы.

Сказочница : Скажите, что попросил в награду мудрец-звездочет? Выполнил ли свое обещание царь перед мудрецом?

И как был за это наказан?

Дети:- Мудрец попросил в награду Шамаханскую царицу.

Петушок спорхнул со спицы

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…и в тоже время

С колесницы пал Дадон-

Охнул раз, - и умер он.

Сказочница : Как вы думаете, почему петушок так поступил?

Дети:- Потому, что царь Дадон ударил мудреца в темя жезлом.

Сказочница : Какая пословица подходит к этой сказке?

Дети:- Трудно найти, легко потерять.

Сказочница : Чему учит эта сказка?

Дети:- Дал слово, держи его.

Сказочница : А вот перед нами другая сказка. Посмотрите, что за вещица появилась у меня?

Дети:- Это зеркальце.

Сказочница : А оно-то не простое, а волшебное. Это зеркальце умеет говорить. Из какой оно сказки?

Дети:- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Сказочница :- Кому оно принадлежало

Дети:- Оно принадлежало царице. Она всегда с ним разговаривала и спрашивала:

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Сказочница : Правильно. А почему царица хотела погубить молодую царевну?

Дети:- Потому, что зеркальце сказало, что молодая царевна краше и милее её.

Сказочница : Кто приютил молодую царевну?

Дети: - Семь братьев - богатырей.

Сказочница : А что это? (показывает хрустальный гроб).

Дети:- Это хрустальный гроб, где лежит мёртвая царевна.

Сказочница : Когда пропала молодая царевна, к кому обращался за помощью королевич Елисей?

Дети: (показывают на солнце, месяц, ветер) Королевич Елисей обратился к солнцу: Свет наш, солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной.

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

- Во второй раз обратился к месяцу:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий.

И облет твой любя

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли, где на свете

Ты царевны молодой?

- В третий раз обратился к ветру?

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на простоте.

Не боишься никого,

Кроме ветра одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Сказочница : Как освободил королевич Елисей невесту?

Дети:- Королевич Елисей разбил гроб, и молодая царевна ожила.

Сказочница : Что победило в этой сказке : зло или добро?

Дети:- Победило добро, любовь.

Сказочница : А сейчас нам Даша прочитает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила».

Сейчас вы послушаете отрывок из сказки в исполнении профессиональных артистов, записанной на аудиозаписи, и должны догадаться из какой это сказки (звучит отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане» с шумом моря).

Дети: Это отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане».

Итог занятия :

Сказочница : Вот так незаметно и завершилось наше сегодняшнее путешествие.

Я совсем забыла вас предупредить, что волшебная полочка, с помощью которой мы оказались в сказках А. С. Пушкина, имеет силу только один раз в сутки. Завтра мы с вами с её помощью сможем вернуться обратно в мир сказок.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.

Перспективное планирование тематической недели «Сказки А. С. Пушкина» (средняя группа) ПОНЕДЕЛЬНИК Содержание работы ФКЦМ Рассказ воспитателя о творчестве А. С. Пушкина. Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина Беседа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну пушкинских сказок»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД