Светлана Думлер
Конспект занятия по лепке кубанской глиняной игрушки «Коник быстроногий»
Образовательная деятельность с детьми старшей группы
Тема: Кубанская игрушка «Коник быстроногий»
Возраст воспитанников: подготовительный к школе (седьмой год жизни).
Вид деятельности: продуктивная.
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель: развить навыки в лепке глиняной игрушки.
Публикация «Конспект занятия по лепке кубанской глиняной игрушки „Коник быстроногий“» размещена в разделах
Задачи: Привить интерес к осваиванию народного традиционного гончарного искусства Краснодарского края. Развивать творческий потенциал и эстетический вкус.
Образовательные: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов; знакомить с особенностью Кубанской игрушки; учить видеть выразительную форму игрушки, соблюдать пропорции в деталях; научить расписывать просушенную игрушку.
Развивающие: развивать все приобретённые навыки в лепке, работе со стеком, в формировании общей формы и дополнении ее деталями; знакомить со свойствами художественного материала – глина
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в выполнении работы; дружелюбное отношение к коллективу; способность доводить дело до конца.
Оборудование: глина, пластинки под лепку, стеки, влажная губка, ёмкость с водой для смачивания пальцев, мягкая тонкая кисть, гуашевые или темперные краски
Методические приё мы: игровой, наглядный, практический.
Словарная работа: целостность, устойчивость, народность, доступность
Предварительная работа: в беседах с детьми о народном творчестве России педагог уделяет много времени знакомству с Кубанских промыслом. Дети разглядывают картинки с изделиями местных мастеров, обсуждают увиденное. Просмотр презентации «Искусство Кубани»
1 этап: способствовать формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
Дети занимаются самостоятельной деятельностью.
Педагог подходит и обращается к детям.
(В руках у педагога глиняная игрушка «Коник»).
- Здравствуйте ребята. Что вы делаете?
- У меня для вас есть интересное сообщение.
- Я была вчера у детей старшей группы и показала им сделанные вами глиняные игрушки. Хотите знать, как они оценили ваше изделие?
- Конечно детям очень понравились ваши игрушки. Они тоже хотят научиться лепить такие забавные фигурки. Думаю, что освоят это занимательное мастерство.
- Я детям старшей группы рассказала об этом народном гончарном промысле. И знаете, что меня попросили ребята?
- Дети попросили сделать для их патриотического уголка глиняную игрушку «Коника».
- Я была на мастер-классе в мастерской местного мастера глиняной игрушки. Как раз там я научилась делать эту игрушку. Вот посмотрите какая замечательная фигурка. (Педагог показывает глиняную игрушку «Коник»).
Дети рассказывают о своей деятельности
Постепенно как можно больше детей втягиваются в обсуждение
- Скажите, кому сегодня интересно сделать глиняного «Коника»?
- Вы как раз вы сможете подарить своё изделие детям старшей группы!
Здорово! Я знала, что вас это заинтересует.
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
Содержание
- Ребята, напомню вам, что я научилась делать глиняную игрушку «Коник» на мастер-классе у мастера. Хочу передать вам основные традиции в изготовлении этой игрушки.
Педагог показывает весь процесс изготовления народной игрушки.
- А ещё ребята я дам вам технологическую карту, чтобы вы сами могли мастерить, учитывая всё увиденное.
Обратная связь на высказывания детей
Наблюдают за процессом, задают вопросы, дают советы
- Ребята, кто теперь готовы лепить свою игрушку?
- Что вам понадобится для работы?
- Где это будет удобно делать?
- С кем вам хотелось бы рядом работать?
Педагог предлагает взять детям технологическую карту на каждый стол.
- Уверена, что вы отлично справитесь.
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
Дети организовывают своё рабочее место.
Идет самостоятельная образовательная деятельность. Педагог присаживается к детям, даёт советы, поддерживает разговор и инициативы детей, показывает отдельные приёмы в изготовлении игрушки.
(Звучит фоновая народная Кубанская музыка) Обратная связь на высказывание детей
Дети свободно общаются с педагогом, задают вопросы, делятся впечатлениями.
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Как ты считаешь, тебе всё удалось?
- Какие у тебя были трудности во время работы?
- Какой характер получился у твоего коня? Почему?
- Кому ты расскажешь о том, что делал сегодня?
- Кому ты подаришь готовую игрушку?
- Как ты думаешь, где еще можно применить полученные знания?
- Замечательно!
- Интересные рассуждения у тебя!
- Я думаю, что твои знания обязательно кому-то пригодятся!
- Ребята, глиняная игрушка скоро просохнет и станет твёрдой. Что можно будет сделать ещё, чтобы она была ещё привлекательнее?
- Замечательно! Вы же помните, что и в росписи игрушки нужно соблюдать традиции.