Наталья Окунева
Конспект «Какие роли мы играем в жизни, в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Какие роли мы играем в жизни, в семье».
Форма НОД: исследование.
Цель: Усвоение детьми элементов социального опыта посредством творческой деятельности.
Задачи:
• воспитание умения моделировать и прогнозировать ситуации, характерные для общения внутри семьи;
• знакомство с правами и обязанностями взрослого и ребенка в семье средствами театральной игры;
• овладение различными средствами общения: мимика, жест, слово, эмоция;
Публикация «Конспект „Какие роли мы играем в жизни, в семье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Материал: музыкальный центр, фонограммы мелодий К. Сорокин «В раздумье», А. Мынов «Игры на поляне», «Затерянное озеро», В. Блок «Бравый солдат Швейк», карточки с заданиями, стулья по количеству детей, выставка детских работ «Портрет моей семьи».
Образовательные технологии: «Здоровьесберегающие», технология тренинга, технология развития самостоятельности детей, технология сотрудничества и взаимопонимания, технология активной позиции во взаимодействии с окружающими.
Методические приё мы:
- Настроечные упражнения.
- Театральная игра.
- Пластический тренинг.
- Экспресс – опрос.
- Этюдная работа.
- Творческая деятельность.
Ход НОД:
1. Настрой «Внутренний экран»
Дети входят в зал, садятся на стулья, закрывают глаза.
Звучит приятная музыка (К. Сорокин «В раздумье», все, что говорит педагог, дети пытаются отобразить на «внутреннем экране» (вообразить представить).
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем, что же такое «роли в жизни», поговорим подробно о том, какие роли бывают в семье и что нужно делать, чтобы с ними справиться. Вспомните, пожалуйста, всех членов своей семьи : маму (какое у мамы лицо, руки, голос, улыбка, походка, любимое платье, любимые слова, любимые цветы); папу (голос, лицо, руки, походку, любимый жест, любимое блюдо, смех, его лицо, когда он бывает сердит).
То же самое - брат, сестра, бабушка, дедушка
Вспомните, когда вы в последний раз удивили маму или папу и чем? Огорчили? Обрадовали? Пожаловались им? Играли вместе? Ходили гулять? Поругались? Помирились? Подумайте, что в вашей семье особенного, чего нет в других семьях? А что бы хотели в своей семье изменить в лучшую сторону.
2. Театральная игра «Ветер дует….»
Педагог: Сейчас вы вспомнили каждый свою семью, немного поразмысли о ней. А теперь я хочу проверить вашу внимательность, а заодно кое-что узнать о вас и ваших семьях. Я буду начинать предложение словами «ветер дует на…» и продолжать каждый раз по- другому, а вы, если «на вас дует», будет вставать и поднимать вверх руки.
- Ветер дует на того, у кого есть мама
- Ветер дует на того, у кого есть папа,
- Ветер дует на того, у кого есть бабушка,
- Ветер дует на того, у кого нет дедушки,
- Ветер дует на того, у кого есть старший брат,
- Ветер дует на того, у кого есть младшая сестра,
- Ветер дует на того, у кого дома есть домашние животные,
- Ветер дует на того, кто живет в 3-х комнатной квартире,
- Ветер дует на того, у кого в семье машины,
- Ветер дует на того, у кого дома много книг (и т. д.).
Педагог: Я знаю, что вы любите своих родных, а они вас. А почему же тогда бывает так, что не всё в семье гладко? От чего случаются ссоры? Наверное, от того, что мы все очень разные. Давайте попробуем почувствовать, что же такое «мы разные».
3. Пластический тренинг.
Дети в шахматном порядке располагаются в зале и под музыку А. Мынова «Игры на поляне» и В. Блока «Бравый солдат Швейк», выполняют следующие упражнения.
Походить, побегать, посидеть, попить чай, почитать книгу – как маленькие дети, как важные взрослые, как старенькие бабушки и дедушки.
Улыбнуться - как мама, как папа, как бабушка, как дедушка, как брат, как сестра.
Нахмуриться - как мама, как папа, как бабушка, как дедушка, как брат, как сестра.
Сказать только руками (жестом) : - «отойди!»;
- «как не стыдно!»
- «дай сюда!»
- «ух, я тебе!»
Сказать только ногами: - «ну, сколько же можно!»;
- «открывай сейчас же!»
- «прости меня!»
- «отстань!»
Сказать только плечами: - «не знаю!»;
- «не приставай!»
- «фу, как противно!»
- «я горжусь своим поступком!»
4. Экспресс - опрос
Педагог: Теперь вы сами убедились, что мы все очень разные, а значит у нас разные желания, разные мысли, разные проблемы, разные права и обязанности. И чтобы хорошо играть в жизни роль сына или дочери, мамы или папы, бабушки или дедушки, мы должны справляться со своими обязанностями.
Давайте вспомним, какие у кого в семье обязанности?
Дети отвечают.
А какие у вас и родителей права?
Дети отвечают.
А что бывает, когда кто-то, не справляется со своими обязанностями?
Дети отвечают. (Случаются ссоры).
А что делать, если вдруг случилась ссора? Нужно исправляться, извиняться и выполнить то, что ты обязан. Согласны?
Дети отвечают.
5. Этюдная работа «Ссора и примирение».
Педагог: Ребята разбейтесь по парам. Каждая пара получит карточку, в которой указанны роли : «Бабушка и дедушка», «Мама и папа», «Брат и сестра» и т. д.
Каждая пара должна подумать и сочинить историю (этюд) о том, из-за чего может случиться ссора двух людей, указанных в карточке и как можно с достоинством выйти из ссоры – помириться.
Дети работают самостоятельно, показ этюдов сопровождается обсуждением.
6. Творческая деятельность «Портрет моей семьи».
Педагог. По моей просьбе в группе каждый из вас нарисовал портрет своей семьи. Давайте посмотрим ваши работы и создадим из них выставку.
Под музыку А. Мынова «Затерянное озеро», дети расставляют работы.
Педагог: Сегодня мы с вами играли роли, которые вам предстоит играть всю жизнь. Сначала вы – дети, потом станете родителями, а позже бабушками и дедушками. И чем старше вы будете, тем больше у вас будет ролей, ведь ваши родители одновременно еще и дети ваших бабушек и дедушек. Я желаю вам, чтобы всегда помнили про свои обязанности, справлялись с ними, могли с честью выйти из любой ссоры, а главное, чтоб в ваших семьях, всегда царили любовь и взаимопонимание.