Людмила Козлова
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с ДХЛ для детей с ОВЗ по теме: «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Колобок» (Драматизация народной сказки).
Цель занятия :
• Формирование умения обследовать свойства предлагаемых объектов, отвечать на простые вопросы словом, простым предложением (для говорящих детей, жестом или показом характерных движений (для не говорящих детей).
• Познакомить с русской народной сказкой «Колобок».
• Развитие познавательного интереса
• Развивать эмоционально-образное восприятие мультисенсорного, предметно-действенной передаче содержания сказки.
Публикация «Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с ДХЛ для детей с ОВЗ по теме: „Колобок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Задачи: Закрепление навыков использования жестовой речи
как средств общения.
Образовательные:
• Организация знакомства с героями сказки на зрительном, тактильном и звуковом уровне.
• Сделать детей соучастниками представляемых событий. Постепенно привлекать детей к ролям в сказках, передаче того или иного образа сказочного персонажа.
Коррекционно-развивающие :
• Коррекция эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, внимания, памяти.
Воспитательные:
• формировать у детей эмпатии присоединения к эмоциональным переживаниям других.
• Формировать у детей любовь к сказкам.
Материалы и оборудование:
Стенд со съемными фигурами героев сказки, декоративные украшения для стенда. Костюмы медведя, волка, лисы, надувная игрушка – «колобок». Макет печки, макет дома с крышей, гнездо, чучело птички. Музыкальный диск с записью песенки «Колобок» и фоновая музыка сопровождающая прогулку колобка по тропинке. Мука, соль, тарелки, ложка – для выпечки «Колобка». Музыкальная книга (для воспроизведения смеха – солнца). Ткань - «тропинка», пень – «макет», ширма – «куст малины».
Используемые методические приемы и средства для привлечения детей к эмоционально-деятельному восприятию сказки:
• Присоединение детей к героям сказки через организацию звукоподражания и двигательное подражание их действиям. Как ходит дед с палкой, помочь бабке замести тесто для колобка.
• Озвучивание эмоциональных реакций (смех солнца, пение птиц, оханье деда).
• Вынесение событий сказки в реальную жизнь (демонстрация замеса теста). В миску насыпать муку, посолить, попробовать соль на вкус, добавить молока, помешивая ложкой замесить тесто в миске и вывалить на стол для дальнейшего замеса (вызвать эмоциональное удивление).
• Создание условий по мультисенсорному восприятию событий сказки и ее героев (разглядывание, ощупывание, слушание разнообразных звуков и песенки).
Действующие лица:
Ведущий – воспитатель;
Колобок – надувная игрушка (озвучивает воспитатель);
Заяц – ребенок;
Медведь – ребенок;
Лиса – взрослый;
Дед – ребенок.
Ход занятия.
Организационный момент
1. Установление контакта ведущего со зрителями – слушателями сказки.
- Здравствуйте, дети! (сопровождается жестом «Здравствуйте»). Дети поднимите руку и поздоровайтесь со мной (установление контакта; отработка жеста).
- Сегодня я Вам расскажу сказку «Колобок».
2. Повторение признаков лета через создание образа.
- Посмотрите, дети, на небе маленькие тучки. Как тучки движутся по небу? Покажите! (приемы включения в ситуацию сказки; отработка жеста через подражание воспитателю).
- Посмотрите дети, на небе есть и солнце! (показ на стенд)
- Солнышко улыбается и смеется. Послушайте, как оно смеется (применение звуковой книги – веселый смех).
- На улице лето! Смотрите, какие выросли растения! (показ на стенд)
Игровая мотивация
3. Представление и знакомство с героями сказки.
- Это «Колобок»!
Демонстрация колобка.
- Посмотрите, какие румяные щечки у колобка. Где у Вас щечки (отработка жеста, повтор жеста за воспитателем? А глазки у колобка есть? Где? А у вас? (дети показывают глазки у колобка и у себя).
Посмотрите, какой дедушка, старенький. Ходит с палкой! (показ воспитателя – как ходит дед, применение палки и звуковое сопровождение муз. книжки оханье).
- Как ходит старенький дед? (повтор движения за воспитателем)
- А это бабка. Она тоже старенькая. Ходила, согнув спину, и охала ох-ох-ох! (показ воспитателя как ходит бабка, согнув спину и охая).
Рассматривание и ощупывание макета бабки (во что она одета, нос, глаза, очки, платок на голове). В руке у бабки, ложка, которой она мешает тесто (показ воспитателем жеста помешивания теста).
- Покажите, как бабка мешает тесто? (метод вовлечения в реальную жизнь с отработкой жеста).
- И так, жили-были дед с бабкой. Жили они в доме. Посмотрите, какой у них был дом (показ на стенд). Какая крыша (отработка жеста по показу воспитателя! Поднимите руки верх над головой. На крыше есть гнездо. В гнезде живет птичка (показ чучела птички). Послушайте, как она поет (использование звука пения птички из музыкальной книги). В доме есть печка (показ на стенд). В ней бабка готовила пирожки.
Коррекционно-развивающий блок
4. Рассказ сказки.
Попросил дед бабку испечь колобок.
- Хорошо – сказала бабка.
Замесила бабка тесто. В миску насыпала муку, посолила. Попробовала соль на вкус. Добавила молока и размешала ложкой. Далее тесто выложила на стол и стала мять тесто (дети вовлекаются по ходу сказки в действия).
- Давайте поможем бабке слепить колобка. Как лепят?
Слепила бабка колобок и поставила его в печь. Когда колобок испекся, она вытащила его из печи и поставила остудить на стол. А сама ушла.
Колобок постоял, постоял, остыл. Устал ждать, когда бабка придет прыг со стола, дверь открыл и побежал по тропинке.
Бежит колобок по тропинке (сопровождение фоновой музыки). Подбегает к пню, а на нем сидит зайчик. Зайчик спрыгнул с пня, и говорит (разговорный жанр – метод показа жестом) :
«Колобок, колобок я тебя съем (повторение ребенком-зайчиком жестов за воспитателем)».
Колобок :
«Не ешь меня заяц, я тебе песенку спою».
И запел.
«Я колобок, колобок. Я от дедушки ушел, я от бабки ушел и от тебя уйду».
Прыг от зайчика в сторону и убежал. Бежит колобок по дорожке (звучит фоновая музыка). Навстречу колобку из-за ширмы, идет медведь (ребенок - медведь выходит из-за ширмы).
Говорит медведь колобку :
-«Колобок, колобок, я тебя съем»!
Колобок :
- Не ешь меня мишка, я тебе песенку спою.
-«Я колобок, колобок, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, от зайца ушел, и от тебя мишка уйду».
Колобок допел свою песенку, прыг в сторону от медведя и убежал. Медведь рассердился и ногою топ. Бежит колобок дальше. Навстречу идет хитрая лиса и напевает свою песенку (лиса – взрослый). Увидела Лиса Колобка. Очень захотелось ей съесть его и говорит:
-«Колобок, колобок, я тебя съем!»
Колобок :
- «Не ешь меня лиса, я тебе песенку спою».
И запел:
-«Я колобок, колобок, я от дедушки ушел (показ на стенд, я от бабушки ушел (показ на стенд, я от зайца ушел (показ на стенд, я от медведя ушел (показ на стенд)
и от тебя лиса я уйду».
Лиса была хитрая. Говорит Колобку :
- «Что-то я старая стала, плохо слышать стала (показ на ухо). Сядь ко мне на нос (жест). Спой свою песенку!
Только Колобок прыгнул Лисе на нос и хотел запеть свою песенку, Лиса «ам» и съела его (незаметно иголкой прокалывается Колобок, метод эмоционального воздействия). Съела и облизывается, животик поглаживает.
- Дети, как Лиса съела колобок (отработка жеста «ам», повтор за воспитателем).
Заключительный этап
Воспитатель обращается к детям:
- Вот видите, колобок не слушался деда и бабку, убежал, вот его хитрая лиса съела! Нельзя убегать от взрослых, а то их съедят (отработка жеста!
Вот и сказке конец, а кто внимательно слушал хороший ребенок (отработка жеста!
Закрепление итогов
Давайте вспомним нашу сказку. Воспитатель задает простые вопросы. Дети отвечают методом показа жестами или движениями (повтор движений или жестов за воспитателем).
- Где колобок?
- Где дед?
-Где бабка?
-Где зайчик?
- Где медведь?
- Как колобок шагал по тропинке?
- Покажите ваши щечки?
- Как бабка лепила колобок?
- Как прыгал зайчик?
- Как ходил медведь?
- Как разозлился колобок и ногою топ?
- Что сделала Лиса с Колобком (жест «есть»?
А теперь повторим еще разок.
Рефлексия
Дети вместе с взрослыми встают в круг и (под веселую песенку про «Колобка») водят хоровод и отрабатывают жесты по ходу песни.
- Дети, Вам, понравилась сказка про «Колобка» (жест «да»?
Молодцы, ребята, но нам пора прощаться. До свидания (жест!
Список литературы:
1. Сборник мультфильмов. DVD.
2. Русская народная сказка «Колобок».
3. Сборник детских песенок. МП3.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под редакцией Л. А. Венгера.
Москва: Просвещение, 2005год. Количество страниц: 424.
5. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Н. Н. Поддькова, В. Н. Аванесовой. Москва: Просвещение,1981год, 192 страницы.
6. Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова, А. А. Вахрушев.
Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких. Пособие для детей 3-4 лет.
Издательство: Москва, Баласс.
Серия: Образовательная система «Школа 2100».
Год:2007
Страниц:80