Косарева Елена
Конспект комплексного занятия «Музей народных промыслов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Музей народных промыслов России»
Цель:
Закрепление знаний детей о народных промыслах (Гжель, Дымка, Хохлома, Абашево).
Задачи:
Публикация «Конспект комплексного занятия „Музей народных промыслов“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
1. Продолжить формировать знания об особенностях изделий мастеров гжели, хохломы, дымковских и абашевских мастеров.
2. Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
3. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование:
дымковские и абашевские игрушки, городецкая и хохломская домашняя утварь, изделия мастеров гжели и пр. ; деревянные ложки; мольберт с шаблоном рисунка гжельской росписи, палитры, кисти, стаканчики с водой, белая и синяя краска; гипсовая заготовка дымковской барышни, пластилин; «волшебные» мешочки с мелкими предметами разных промыслов; телевизор, блютуз-колонка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я сегодня наткнулась на эти фотографии и вспомнила, как мы с вами осенью ходили на экскурсию в Музей народного творчества. Вы помните? Что мы с вами там делали? Что вам запомнилось больше всего? ( ответы детей: экскурсия, красивые предметы, игрушки, мастер-класс по лепке подсвечников-курочек). И знаете, какая идея пришла мне в голову? А если нам с вами в нашем саду тоже устроить такой музей? Как вы думаете, у нас получится? Вот я и попробовала и предлагаю вам прогуляться по некоторым выставочным залам нашего музея. Согласны?
А помогут нам в этой экскурсии «Волшебные мешочки». Вы по очереди, будете доставать оттуда предметы народных промыслов, вместе будем определять, какому промыслу принадлежит этот предмет, в этот «музейный зал» и будем проходить.
Игра «Волшебный мешочек»
(предметы, гжели, хохломы, абашевской и дымковской игрушки»
Ребенок достает игрушку промысла гжель.
Воспитатель: Ребята, предмет какого промысла мы достали? ( ответы детей: гжель). Проходим в «зал», посвященный этому виду искусства. (Дети подходят к импровизированной выставке предметов промысла Гжель). А из чего изготавливаются предметы этого промысла с таким сказочным названием) ( ответы детей: глина, керамика). Друзья, а в чем особенность этих красивых предметов? ( ответы детей: только три цвета – белый синий и голубой). Правильно. Но мы с вами знаем, что в природе нет голубой краски, есть только синяя. А как же мастера-художники получают голубой цвет? ( ответы детей: они смешивают синий и белый цвет).
А хотите попробовать себя в роли настоящих художников из села Гжель? Я приглашаю вас взять со стола палитру и кисти. Краски какого цвета на ней? ( ответы детей: синего и белого). Я предлагаю вам смешать эти краски до получения голубого цвета, а затем, используя все три цвета раскрасить шаблоны, которые я для вас приготовила. На это у нас три минуты.
Дети раскрашиваю шаблоны изделий промысла Гжель на мольбертах,
воспитатель помогает при необходимости.
Воспитатель: Понравилось вам быть народными художниками? Как вы считаете, похожи наши картины на предметы в этом музейном зале? Удалось нам повторить цвета мастеров? Замечательно! В какой же следующий зал мы пройдем?
Игра «Волшебный мешочек»
(предметы, гжели, хохломы, абашевской и дымковской игрушки»
Ребенок достает дымковскую игрушку.
Воспитатель: Что же это за игрушка? Такая яркая, веселая, нарядная? Правильно, это Дымковская игрушка с берегов реки Вятки. Из чего ее изготавливают? ( ответы детей: из глины ее лепят, потом обжигают, затем раскрашивают). Что ее отличает от других игрушек и предметов других промыслов? ( ответы детей: на ней нет цветов, ягод листочков, а только полосочки, сеточки, кружочки и точки). Правильно, а еще ребята, в дымковском промысле не изготавливали посуды, домашней утвари, а только игрушки и предметы, которые украшают дом.
Ребята, а я летом была в городе Вятке (Кирове, где делают такие игрушки и привезла вот такую барышню (гипсовая заготовка Барышня, хотела ее украсить, но позабыла и времени не было. Может быть, вы поможете мне? Я предлагаю вам повторить из пластилина элементы дымковских узоров: точки, кружки, полоски – и украсить им платье этой барышни. Согласны? И на это у нас тоже три минуты. Приступаем
Дети лепят из пластилина элементы дымковской росписи
и украшают платье Дымковской барышни.
Воспитатель: Ребята, оцените свою работу. Получилась ли у вас настоящая дымковская игрушка? ( ответы детей:) Почувствовали себя мастерами дымковской росписи? В какой зал мы с вами отправляемся дальше?
Игра «Волшебный мешочек»
(предметы, гжели, хохломы, абашевской и дымковской игрушки»
Ребенок достает хохломскую деревянную ложку.
Воспитатель: Друзья, что это за знакомый нам предмет? ( ответы детей: деревянная ложка). Правильно, а какой же это вид русского народного промысла) ( ответы детей: хохлома). А по каким признакам вы это поняли? ( ответы детей: черный и золотой цвет, рисунки цветов, ягод, травинок). Итак, проходим в зал хохломы. Посмотрите, друзья, чем отличаются предметы в этом зале от дымковской игрушки? ( ответы детей: дымковские предметы – это игрушки, а хохлома – это посуда и домашняя утварь). Правильно, ребята, хохломской росписью украшают чаще всего именно посуду. А что это тут у нас? (воспитатель достает из коробочки деревянные хохломские ложки). Друзья, помните ли вы песню про ложки, которую мы с вами исполняли на празднике? Предлагаю вспомнить и исполнить для наших гостей.
Под песню «Ложки-поварешки» дети исполняют танец
(динамическая пауза)
Воспитатель: Отлично! Вы не только мастера и художники, но и замечательные артисты! Что же еще у нас в мешочке?
Игра «Волшебный мешочек»
(предметы, гжели, хохломы, абашевской и дымковской игрушки»
Ребенок достает абашевскую игрушку
Воспитатель: А это какая игрушка? ( ответы детей: абашевская, пензенская). Да, ребята, это наша родная пензенская игрушка! Ее изготавливают в Селе Абашево Пензенской области. А хотите увидеть как ее делают?
Демонстрация по телевизору видеоролика «Абашевская игрушка»
Воспитатель: Что понравилось вам в этом ролике, что удивило? (ответы детей….). А в чем же отличительные особенности нашей абашевской игрушки ( ответы детей: игрушки выкрашены в один цвет, очень скромные по сравнению с другими, свистульки). Вы все правы, наша родная абашевская игрушка занимает достойное место в ряду народных промыслов России.
Наша экскурсия подошла к концу. И я хочу предложить вам выразить свои предпочтения: пройдите в наш импровизированный музей, в те залы, какие ремесла и промыслы вам нравятся больше всего, какие вам более симпатичны. (дети расходятся к стендам, демонстрируя тем свои предпочтения, воспитатель спрашивает - почему).
Ребята, в России народных промыслов очень много и мы будем продолжать знакомиться с ними, и всегда можем пополнить наш музей и продолжить нашу экскурсию. До новых встреч!