Папки-передвижки

Конспект комплексного занятия по декоративной лепке в старшей группе «По щучьему велению»

Лариса Телешева
Конспект комплексного занятия по декоративной лепке в старшей группе «По щучьему велению»
▼ Скачать + Заказать документы

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Программное содержание:

- учить лепить игрушку-лошадку, пользуясь натурой, передавать её выразительные особенности

- учить разнообразным приёмам декоративной лепки для оформления гривы и хвоста, использую традиционные способы (скрученный жгутом валик налепы, процарапывание стекой, так и нетрадиционные (с помощью выжималки, приспособленной для выдавливания)

- продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой и с культурными традициями своего народа – праздником «Свистунья»

Публикация «Конспект комплексного занятия по декоративной лепке в старшей группе „По щучьему велению“» размещена в разделах

- закреплять знания о состояниях и свойствах глины через эксперимент

- воспитывать любовь к народному искусству, прививать художественный вкус, уважение к людям труда и желание трудиться, используя народные пословицы

- развивать речь, логическое мышление и воображение детей, используя элементы ТРИЗ: приём эпатии, элементы фантазирования

- укреплять и сохранять здоровье детей, используя динамическую паузу, пальчиковую гимнастику, создание эмоционально-положительной среды посредством музыки

Предварительная работа:

Знакомство детей с предметами народного творчества, расссматиривание дымковских игрушек.

Материалы к занятию :

- игровой персонаж «Емеля на печке»

- ширма

- конверт с загадками и конверт с разными картинками дымковских игрушек

- фланелеграф

- макет карусели

- образцы поделок дымковских игрушек для оформления ярмарки, свистульки

- незаконченные работы из сырой глины лошадок

- для каждого ребёнка образец игрушки – натура

- банка с водой для проведения опыта

- глина, стеки, чесноковыжималка(2шт.) или шприц, тканевые салфетки влажные, губки для обработки деталей

- чашки с водой для каждого ребёнка

- подставки для работы (турнетки)

- полотенце для рук

- два ведёрка с глиной (твёрдой и мягкой)

- угощение для детей

- музыкальное сопровождение

- фартуки

Ход занятия

Звучит музыка (игра на балалайке) и на печке выезжает Емеля, он слезает с печки и подходит к ребятам.

Емеля: Здравствуйте, ребята! Я, надеюсь, вы узнали, что Емеля перед вами? Прибыл к вам издалека, из известного села. А попробуйте отгадать, как оно называется? В названии села, где я живу, спрятано слово «дым» (показывает табличку, а славится оно тем, что делают там известные на всю страну игрушки из глины.

Ребята отгадывают название села – Дымково

- Молодцы, отгадали! А как называются наши игрушки, вы узнаете из моей загадки. У меня для вас и подсказка есть, надо только картинку правильно собрать.

Емеля читает загадку:

«Мы игрушки не простые, а волшебно-расписные,

Белоснежны, как берё зки: кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Наши руки крендельком, щёки, будто я блоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся.

Удивительному чуду вы поклонитесь не раз,

О каких же вам игрушках я поведал свой рассказ?»

Игра «Разрезные картинки»

Дети собирают на фланелеграфе или за столом картинку и отгадывают загадку (Дымковские игрушки)

Емеля: Ребята, а как вы думаете, легко ли сделать такие игрушки? (Ответы детей). Чтобы работу сделать хорошо, надо овладеть ремеслом, то есть многому научиться: кА правильно лепить игрушку, украшать её, обжигать в печи и красиво расписывать узором. Только настоящий мастер мог выполнить такую работу. Недаром в народе говорили: «Каков мастер – такова и работа».

Я вот раньше всё больше на печке лежал, песни пел и ничего делать не умел, и прозвали меня Емеля-дурачок. Стыдно мне стало неучем быть и решил я мастерству обучаться – игрушки делать как наши дымковские мастера.

А вы, ребята, умеете из глины лепить (Ответы детей)

Это хорошо! Может быть, вы мне поможете лошадок для карусели слепить, а то мне одному к открытию ярмарки не управиться! Я уже и глины накопал. Давайте вместе посмотрим – годиться она для работы?

Дети садятся за стол вместе с Емелей, рассматривают глину и отвечают на его вопросы:

- Глина – это природный или искусственный материал? Как вы догадались!

- Какого цвета глина? (Серая).

Емеля дополняет, что глина ещё может быть голубой.

- Отщипните кусочек и скажите – какая глина на ощупь? (Мягкая, пластичная, влажная)

- А сейчас мы проведё м опыт: маленький кусочек глины бросим в воду. Что вы заметили? Правильно, пузырьки. Как вы думаете, пузырьки – это что? (Если дети затрудняются, Емеля подсказывает, что это воздух)

- Если в глине будет много воздуха, то вылепленная игрушка, когда высохнет, может потрескаться. Поэтому перед работой по глине надо побить ребром ладони, чтобы воздух вышел. Вот так. (Показывает детям)

- Как вы думаете, теперь глина готова для работы?

- Тогда пора отправляться в путь

Дети встают из-за стола, подходят к Емеле, закрывают глаза, и Емеля произносит волшебные слова: «По-щучьему велению, по моему хотению, вези, печь, нас с ребятами в Дымково!»

Звучит музыка и дети оказываются на ярмарке.

Емеля: Ребята, да мы с вами попали прямо на ярмарку, куда мастера привезли свой самый лучший товар. А сколько здесь игрушек! Давайте назовём их. Дети называют игрушки (хозяюшка, няня с ребёнком, козёл, балалаечник на рыбе, всадник на коне)

Емеля восхищается конё м: «Вот так конь, только тронь, со всадником вместе ускачет вёрст за двести»

- А вы, ребята, не хотите прокатиться на коне?

Динамическая пауза «Конь»

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот,

На ветру качает гривой,

Пышной, сказочной, красивой.

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу.

Цок, цок, цок,

Цок, цок, цок.

Там за дальнею рекой помашу тебе рукой.

(Руки за спиной сцеплены в замок, ритмичное поочерёдное поднимание согнутых в коленях ног, подскоки на месте, руки согнуты в локтях перед собой)

- А это ещё что за птички? Собой невелички, а станешь дуть, они – фьють, фьють. Догадались? Это игрушки – свистульки. Праздник этот, ребята, так и называется «Свистунья», потому что можно громко и заливисто свистеть.

Давайте и мы с вами попробуем посвистеть.

Звучит весёлая народная музыка, дети свистят в свистульки.

Емеля: Ребята, понравились вам игрушки на нашей ярмарке? А какими словами можно сказать про них? (Весёлые, яркие, звонкие, забавные и т. д.)

Игра «Кто больше назовёт слов»

Емеля: Ребята, вот и карусель, про которую я вам рассказывал. Ярмарка в разгаре, а карусель не работает. Развеселились мы с вами, а про дела-то и забыли совсем. Пойдёмте, скорее, в мастерскую и примемся за работу.

Дети заходят в мастерскую и Емеля обращает внимание детей на красивых, расписных лошадок. Он задаёт детям вопросы.

- Посмотрите внимательно. Скажите, в чём их сходство? (Одинаково стройные, слегка расставленные ноги, вытянутое тело, шея, голова)

- А в чём из различие? (У них разные хвост и грива)

- Это вы верно заметили, что хвост и грива у лошадок оформлены мастером по-разному. А хотите узнать, как это можно сделать? Возьмите по одной лошадке и займите свои рабочие места.

Дети вспоминают знакомый способ лепки лошадки.

- А сейчас я вам покажу как можно разными способами декоративно украсить лошадку

Первый способ: скатать валик, скрутить жгутом и приложить к шее – это будет грива. И точно также оформить хвост, только из скрученного жгутом валика сделать щётку.

Второй способ: раскатать длинный валик, отщипывать от него маленькие кусочки и прикладывать, т. е. налеплять на шею – это и будет грива.

Третий способ: из чесноковыжималки выжать глину в виде тонких извилин и приложить их к шее и хвосту лошадки.

Емеля: запомните, налепы и все элементы украшений наносятся только на влажную поверхность. Для этого необходимо смачивать глину влажной губкой. Перед работой проводится пальчиковая гимнастика.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Скок, скок, скок, скачет резвый табунок.

По окончании лепки дети ставят своих лошадок на карусель и она начинает работать, то есть двигаться.

Дети вытирают руки влажным полотенцем.

Емеля хвалит детей и замечает:

- А чтобы лошади были бы ещё красивее, что для этого нужно сделать?

- Расписать узором! (ответы детей)

- вы верно сказали, вот в следующий раз мы с вами обязательно встретимся и будем учиться расписывать лошадок

Вам хочу сказать, друзья,

Вы – большие мастера.

Ловко, ловко вы слепили.

Как лошадок смастерили-

Ни одной похожей нет.

Видно, знаете секрет.

Надо вам и впредь учиться,

Заниматься, не лениться.

Вас я всех благодарю,

Угощенье вам дарю.

Емеля дарит детям угощение и при помощи волшебных слов возвращает детей в детский сад: «По-щучьему велению, по моему хотению, вези, печь, ребят обратно в детский сад!»

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по декоративной лепке в старшей группе «По щучьему велению»
Опубликовано: 24 января 2014 в 18:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия по декоративной лепке в старшей группе «По щучьему велению»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Телешева (УИ 177183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД