Татьяна Темиргазиева
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «В зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. В зимнем лесу.
Задачи.
1. Закрепить сезонные изменения в природе зимой.
2. Воспитывать интерес к изучению природы, умение видеть красоту окружающего мира.
3. Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни.
4. Развивать интерес к оригами, закреплять навыки выполнения точных, аккуратных сгибов.
5. Научить составлять общую композицию.
Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе „В зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал. Картины с изображением зимнего пейзажа; серия карточек «Дикие животные»; квадратные листы белого, серого, оранжевого цветов, двух размеров; ножницы, клей, цветные карандаши; макет зимнего леса с ёлочками; модель – «маскировка животных».
Предварительная работа. Изготовление подставки для поделки (наклеивание на коробочку ваты и ёлочек из белого и зеленого картона, рассматривание иллюстраций о сезонных изменениях в природе, чтение произведений о подготовке животного и растительного мира к зиме, изготовление поделок по типу оригами.
Ход занятия.
В. - Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На столе разложены элементы картинок (пазлы). Я попрошу вас подойти к столу и составить из них целые картины.
В. - Как вы думаете, о чём, и о ком мы будем говорить на занятии?
Д. - О зиме.
В. - Правильно, о зиме. О том времени года, которое наступило совсем недавно. И о жизни диких животных зимой.
В. - Как вы догадались, что на картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы вы заметили?
(Дети перечисляют приметы зимы: «кругом лежит белый, пушистый снег, реки покрылись льдом, деревья без листвы, и укутаны снегом, на улице стало холодно. и т. д)
В. - Кого мы можем встретить в зимнем лесу, узнаете, отгадав загадку:
«Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке – летом» (белка)
В. - Как вы думаете, почему на зиму она меняет цвет шубки?
Д. - Чтобы не заметили враги.
В. - Да, для того чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например от куницы. Зимой деревья стоят без листьев. И на фоне темно-серых веточек и стволов, серая шубка менее заметная, чем рыжая. (Сравнение белки в рыжей и серой шубке в зимнем лесу по модели – «маскировка животных». Серая шубка не только не заметна, но и намного теплее. А в самые сильные морозы, белка спит в своем дупле. Оно тоже было подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда листочков, сухого мха, поэтому в дупле сухо, мягко и тепло.
В. - Как ещё приготовилась белка к зиме?
Д. - Делала припасы: собирала орешки, сосновые и еловые шишки, сушила грибочки.
В. - Кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Д. - Заяц, летом он был серым, а к зиме стал белым.
В. - А зачем зайцу белая шубка?
Д. - Прятаться от врагов, на белом снегу она незаметная.
В. - Ещё зайца спасают от врагов его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.
В. - Где же живет зайчик?
Д. - В лесу, под кустиком.
В. - Да, у него нет домика – норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или под кустом, а ночью выходит добывать еду, обгладывать кору деревьев.
«У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора».
В. - Кто же главные враги зайчишки?
Д. - Волк, лиса, сова, рысь.
В. - Отгадайте загадку.
«Какой зверь опасный ходит в шубке красной
снег разгребает, мышек хватает?» (Лиса)
В. - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы было не холодно ходить по снегу. Ходит лисичка как в валенках.
В. - Где спит лиса?
Д. - В норе.
В. - Отгадайте ещё одну загадку.
«На собаку он похож: что не зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на лося готов напасть». (Волк)
В. - Волк тоже охотится за зайцем. Волк хоть и не меняет свою шубку, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Волки спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
В. - Что им помогает охотиться ночью?
Д. - Зоркие глаза, острые клыки, чуткие уши и быстрые ноги.
В. - Волки живут стаей, у них есть вожак стаи – самый сильный, быстрый, умный и хитрый волк.
Как вы можете объяснить поговорку «Волка ноги кормят?»
Д. - Волк не делает запасов на зиму, чтобы поесть, ему сначала нужно догнать добычу.
В. - Как вы думаете, почему волку и лисе не нужно менять на зиму цвет шубки?
Д. - Они хищники.
В. - А каких животных мы не встретим зимой в лесу и почему?
Д. - Зимой в лесу не увидим медведей, ежей, барсуков, бурундуков. Они зимой впадают в спячку. Поэтому они не делают особых припасов на зиму, заботятся только о теплом домике. Ежи спят в норке, утепленной мхом, сухой травой, листочками. Медведи зимуют в берлоге.
В. - Сейчас попробуем превратиться в волшебников, чтобы изобразить чудесный зимний лес со зверями. Давайте скажем волшебные слова:
Физминутка. (Звучит музыка.)
«Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели,
Вели, чтобы мы превратились в волшебников».
В. - Вот мы и превратились в волшебников. У нас уже есть зимний лес, мы сделаем зайчиков, лисиц и волков и пустим их туда жить. Ну что ж мои волшебники, начнем творить. Сначала сделаем зайчишек.
В. - Какого цвета листочек возьмем для работы и почему?
Д. - Белого, потому что у зайца зимой шубка белая.
В. - Берем белый квадрат, получаем из него треугольник, хорошенько проглаживаем линию сгиба. Ножницами отмечаем, где будут ушки у зайчишки. Делаем надрез. Затем отгибаем верхушки, получаются быстрые лапки. Осталось подрисовать носик и глазки. Пустите зайчишек погулять по зимнему лесу. Не заметны зайчишки в белых шубках на снегу. Наши умелые ручки поработали, пусть теперь отдохнут чуть-чуть.
Пальчиковая игра. «Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке – сестричке, воробью, синичке,
Мишке – толстопятому, да заиньке усатому».
В. - Пальчики наши отдохнули, можно работать дальше.
В. - Можем ли мы встретить серого волка в зимнем лесу?
Д. - Да, волка можно встретить в лесу зимой, они не впадают в спячку.
В. - Давайте сделаем его из бумаги. Берем маленький, серый квадрат и из него путем сгибания получаем треугольник, линию сгиба хорошенько проглаживаем, затем чуть отойдя от вершины, отгибаем нижнюю часть назад. Получаем морду волка, дорисуйте глаза, нос, можно и зубы.
Из большого серого квадрата и будем складывать туловище волка. Из квадрата получаем треугольник. Мысленно поставьте на волка на лапы, правую вершину превратим в хвост, сначала отгибаем уголок к лапкам справа налево, затем чуть отойдя, отгибаем хвост обратно. Теперь остается приклеить к туловищу голову – волк готов, пустите его в лес.
В. - Сделаем еще рыжую лису. Берем маленький оранжевый квадрат, складываем по диагонали и получаем треугольник. Треугольник располагаем сгибом к низу, верхний угол отгибаем назад. От середины основания нижние углы отгибаем назад и вверх, чтобы получились ушки лисы. Теперь нарисуйте на мордочке хитрые зеленые глаза, и черненький носик. Для туловища снова из квадрата получим треугольник. Отгибаем правый нижний угол вперед, и получаем хвост. С помощью клея приклеиваем к туловищу голову - лисичка готова. Пустите рыжую лису в зимний лес.
«Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес
Справа – березка в шубке стоит, слева елочка на нас глядит.
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал.
Это серый волк рыщет, он добычу себе ищет.
Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит».
В. - В лесу красота и покой, а нам пора уже домой.
Ну что ж, спасибо за работу, давайте скажем волшебные слова:
«Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели,
Вели, чтобы мы превратились обратно в ребятишек».
В. - Где мы сегодня побывали на занятии и что узнали нового, повторили?
Д. - Мы побывали в зимнем лесу, узнали о том, как звери, живут и приспосабливаются к суровым условиям. Закрепили складывание квадрата.