Ольга Савинова
Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи «В гостях у хозяюшки Дарьюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе
«В гостях у хозяюшки Дарьюшки»
Программные задачи: На основе русского народного творчества познакомить детей с тем, как слова влияют на чувства и поступки людей. Учить чувствовать и понимать характер образов произведений. Помочь запомнить пословицы: «доброе слово и лед растопит», «доброе слово и кошке приятно».
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи „В гостях у хозяюшки Дарьюшки“» размещена в разделах
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи (выразительно передавать диалог, отвечать предложениями). Активизировать в речи синонимы: ласковый, добрый, сердечный, душевный.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, рисуя по трафаретам.
Воспитывать вежливость и уважение к окружающим.
Материалы и пособия: игрушка мягкая «Котенок», мешок, «волшебное зеркало», клубочек пряжи, фломастеры, трафареты; иллюстрации к сказкам «Морозко», «Гуси-лебеди»; предметные картинки с изображением девочки, яблони, мальчика, печки; шапка и посох Деда Мороза (для ребенка); кокошник, фартук и шаль (для взрослого).
Ход занятия.
В. Дети, давным - давно на Руси взрослые любили слушать сказки. Они рассказывали их друг другу и детям. Малышей веселили потешками, знали много пословиц, поговорок.
Ум проверяли загадками. А еще на Руси очень любили принимать гостей
Сегодня мы побываем в гостях, а у кого сейчас узнаете.
Закройте глаза. Эники, беники, метелки веники, сметайтесь, слетайтесь, глаза открывайтесь.
Дети открывают глаза, их встречает хозяйка. (воспитатель одевает кокошник, фартук, шаль)
Х. - Здравствуйте, гости дорогие! (дети - здравствуйте)
Х – Спасибо, что пожелали мне здоровья. Ведь слово «здравствуйте» обозначаем – желаем здоровья.
И я вам дети желаю крепкого здоровья. (Хозяйка любуется детьми.)
Х- Детки у меня в дому, что оладушки в меду.
Что оладушки в меду.
Сладки яблочки в саду.
Давайте знакомиться, я хозяюшка- Дарьюшка.
А как вас зовут поможет узнать вот этот клубочек.
Поиграем с ним в игру «Клубочек возьми, ласково дружка назови» (дети играют в игру)
Х- Вот и познакомились. Проходите в дом, гости дорогие, присаживайтесь. В ногах правды нет.
Вы ко мне за загадками или за сказками пожаловали?
Х- Сказка складка- послушать сладко. Ко мне в дом идет грустную песню поет. (воспитатель поет грустную песню, причитывая «Ой несчастная я сиротинушка.)
Х- Дети, а что за сказка к нам пожаловала? Как она называется?
Как вы догадались?
Давайте посмотрим в волшебное зеркало. (воспитатель показывает картинку)
Сидит бедная девушка в лесу под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Одежонка на ней худая, старая. Иди, Настя, покажи как было девушке холодно, страшно. (выходит ребенок, показывает)
Идет по лесу Морозко, по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает.
(надевают ребенку шапочку, дают посох)
Увидел девушку, удивился и спрашивает:
- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная.
- Отвечает ему девица тихо, ласково. «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка».
- Чем закончилась встреча девушки с Морозко?
Х – Как вы думаете, почему Морозко пожалел девушку? (она была добрая, отвечала ласково)
- Правильно слова ее были ласковыми, А еще какие были слова?
(добрые, сердечные, душевные, вежливые)
- Как вы, ребята думаете из чего сердце у Морозко? (из снега, изо льда)
- Значит оно какое? (снежное, ледяное, холодное)
- А от добрых слов оттаяло. Не даром говорят «доброе слово и лед растопит»
(воспитатель спрашивает детей)
Х – ой, дети, клубочек мой волшебный покатился куда- то. Давайте за ним пойдем.
(Дети идут за хозяюшкой Подходят к столу, где лежат трафареты с изображением сказки «Гуси- лебеди»)
Х- Я здесь игрушки н елку делать начала, да не управилась. Может быть вы мне поможете? Вместе мы быстро справимся. Берите фломастеры и рисуйте по трафарету
(дети рисуют по трафарету)
Х - Какая фигурка получилась у тебя, Рома?
Х- Я догадалась почему клубочек нас сюда привел.
Посмотрите внимательно, девочка, мальчик, печка, дерево, гуси- лебеди.
В какую же сказку мы попали? (упражнение для пальчиков- гуси - лебеди)
Х- Пойдемте, посмотрим в волшебное зеркало, правильно ли мы отгадали.
Дети садятся и рассматривают картинку из сказки «Гуси - лебеди»
Х- Как вы думаете, почему печка в начале сказки не помогла девочки?
Вспомните, как девочка разговаривала с печкой?.
А как она назвала печку в конце сказке? (печка- матушка)
Сказала девочка печку лаково, она ей добром ответила.
В народе говорят «Каков ответ, таков привет» (спрашивает детей)
Х- Ой дети, гости на пороге, мешок на дороге.
Хозяйка берет мешок, в нем что- то пищит. Открывает, достает кота.
Х- Так, это мой Васька в мешок залез, испугался. Мы его боялись, он нас.
Х- Васенька мой любит, чтобы его хвалили, ласковые слова говорили. Послушайте, как я про него скажу.
Васенька, коток, серенький лобок. Как у Васеньки кота, шубка очень хороша. Как у Васеньки усы удивительной красы. Как у Васи ушки, ушки на макушке. Глазки смелые, зубки белые.
Похвалите и вы, ребята, Ваську. И он с вами подружится.
Дети говорят коту ласковые слова.
Х- Спасибо дети, Васька очень рад, Он сказал, что доброе слово и кошке приятно.
А Васька мой очень любит в игры играть. Давайте с ним поиграем в игру «Кострома»
Дети делают круг. В центре девочка- Кострома. Дети ходят вокруг Костромы, проговаривая слова:
Кострома, Кострома, Государыня моя.
Здоровенька, Кострома?
Кострома - Здоровенька!.
- А что делаешь?
- Клубочки мотаю (кашу варю, блины пеку)
- И мы будем клубочки мотать (дети идут по кругу повторяя движения Костромы и проговаривая слова)
- В конце игры
- Кострома говорит- Вас ловлю (ловит детей)
Х – тише, тише, не шумите, моего Ваську не будите. Васька устал, на руках задремал.
И вы глаза закрывайте.
Эники, беники, метелки, веники, сметаетесь, слетайтесь, глаза открывайтесь.
В- Вот, ребята, мы и в группе.
У кого вы были в гостях? Что вас просила запомнить хозяйка? (доброе слово и лед растопит) Что вас Васька просил запомнить? (доброе слово и кошке приятно)
Что еще у хозяйки запомнилось, понравилось? А Васька для вас подарок подготовил. Сказки его любимые. Просил вас эти сказки прочитать.