Елена Авдеева
Конспект занятия «Весна в творчестве поэтов, художников, композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.
Задачи.
Образовательные:
•продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры;
•углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки;
•познакомить с произведениями искусства, выяснить, как поэты, художники и музыканты отражают весну в своих произведениях;
•вспомнить творчество П. И. Чайковского о весне, дать представления о творчестве А. Вивальди, С. Майкапара, Э. Грига.
Развивающие:
•развивать представления детей об изобразительных возможностях музыки;
Публикация «Конспект занятия „Весна в творчестве поэтов, художников, композиторов“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Читаем и заучиваем весенние стихи
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
•развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве;
•раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки
Воспитывающие:
•воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус;
•воспитывать интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.
Интеграция.
«Коммуникация»: развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.
«Художественное творчество»: побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.
«Познание»: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Музыкальный материал: «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского; «Весна» А. Вивальди, «Весною» С. Майкапара, «Весной» Э. Грига, «Весенние воды» С. Рахманинова.
Методическое оснащение: видеосюжеты из альбома П. И. Чайковского «Времена года», видеосюжет из альбома А. Вивальди «Времена года», видеосюжет Э. Грига «Весной». Слайды репродукций известных художников по теме «Весна» И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова. Портреты композиторов.
ТСО: ноутбук, экран, музыкальный центр.
Материалы для детей: листы бумаги, цветные мелки, карандаши.
Ход.
Музыкальный руководитель предлагает ребятам отправится в сельскую библиотеку. Дети под музыку С. Рахманинова «Весенние воды» заходят в читальный зал библиотеки.
Лидия Романовна (библиотекарь). Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном времени года – о весне.
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф. Тютчев
Библиотекарь. Ребята, а вам нравится весна? За что вы ее любите? (ответы детей). Какие признаки весны вы знаете? (ответы детей).
Вы знаете, ребята, что очень часто композиторы, художники, поэты обращаются в своем творчестве к образам природы? (да).
Муз. рук. Правильно, ребята, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим разнообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. И сегодня мы с вами поговорим о весне, о том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы. Ребята, вы заметили, какая звучала прекрасная мелодия, когда вы вошли? Она напоминает потоки воды, бурные журчащие ручьи. Кажется, что мы стоим возле ручья, а мелодия словно повторяет переливы движущейся воды (звучит произведение С. Рахманинова «Весенние воды»).
А сейчас я предлагаю вам послушать знакомые произведения известного композитора (дети просматривают видеосюжеты на музыку П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник». Называют произведения, композитора. Проходит беседа об услышанном).
Библиотекарь. Вы знаете, ребята, многие поэты посвятили весне свои стихи (читает стихотворение о весне по выбору, показывает портреты).
Муз. рук. Ребята, я предлагаю вам тоже прочитать стихи о весне.
Дети читают стихи.
Библиотекарь. А еще о весне существует много пословиц и поговорок, может вы знаете какие-нибудь?
Дети произносят по очереди.
- Ранняя весна – много воды.
- Весна все покажет.
- Гуси высоко летят - воды будет много; низко – мало.
- Весна красна цветами, осень – снопами.
- Ранние ласточки – к счастливому году.
Библиотекарь. Молодцы, поговорки и пословицы о весне вы знаете. Но еще о весне написано много картин (идет демонстрация картин, написанных известными художниками). Художников, изображающих природу, очень много, это и И. Левитан, И. Шишкин, Саврасов, Юон и др. (показывает портреты художников).
Весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная (дети рассказывают о том, что они видят на иллюстрациях).
Муз. рук. А сейчас мы послушаем еще два произведения о весне. Первое произведение называется «Весною», написал ее композитор Самуил Майкапар (звучит пьеса С. Майкапара «Весною»). Скажите, какая музыка по настроению? (нежная, веселая). Да, музыка приветливая, светлая, радостная, нежная. Какая картина видится вам? (бегут ручейки, поют птицы). Пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. Вот как музыка звуками может изобразить картину природы. А вот послушайте пьесу Эдварда Грига с похожим названием - «Весной» (дети слушают произведение Э. Грига «Весной»). Ребята, вы обратили внимание, что первая пьеса светлая, нежная, а вторая – более громкая, бурная? В пьесе Грига мы слышим разные настроения. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только посыпается (звучит начало пьесы, то мощная, грозная, бурная, взволнованная (звучит фрагмент средней части, то восторженная, свежая, открытая, яркая (звучит фрагмент третьей части). Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что все вокруг пышно расцветает. Вот ребята, мы видим, как с помощью музыкальных звуков композиторы сочиняют свои произведения о весне. Как с помощью кисти и красок художники пишут свои весенние творения, а поэты, используя слово, сочиняют свои прекрасные стихи о весне.
Педагог. Да, весна бежит, торопится, оживляет все вокруг. Весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек. Ну а сейчас представим, что мы с вами художники и мы будем рисовать свою весну. Она у каждого может быть разная. Вы можете изобразить прилет птиц, появление цветов, прозрачные ручейки и т. п.
Муз. рук. А чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А. Вивальди, которое тоже называется «Весна» (звучит музыка А. Вивальди «Весна»).
Дети выполняют работу.
Библиотекарь. Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и веселая, и грустная, и яркая, и задорная.
Муз. рук. Ребята, давайте вспомним, кто же из великих композиторов, художников, поэтов рисовал при помощи слова, звуков и красок весну (ответы детей).
Правильно ребята. Весна в их творчестве – яркая, ранняя, быстрая, стремительная, торопливая, грустная, журчащая. Нам хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была веселой, солнечной, радостной и конечно счастливой.
Наша встреча подошла к концу. Спасибо.