Марина Остапчук
Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Перелетные птицы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные :
Познакомить детей с перелётными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки, Уточнить понятие «перелетные», «водоплавающие»;
Активизировать словарь детей словами-антонимами.
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными
суффиксами.
Учить образовывать сложные прилагательные, приставочные глаголы.
Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.
Публикация «Конспект коррекционного занятия по лексической теме „Перелетные птицы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Учить составлять предложно-падежные конструкции, используя схемы.
Коррекционно – развивающие :
Развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь.
Развивать эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, мяч.
1. Орг. момент.
Птицы на юг улетают :
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
- Сегодня на занятии мы будем прощаться с перелётными птицами.
- Почему птиц называют перелётными?
Каких еще перелетных птиц вы знаете (картинки)
2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц)
Почему мы называем птиц перелетными?
Почему они улетают в теплые края?
Части тела птиц. (схема)
Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.
- показать, где у птички клюв, хвост….
- назвать части тела птички.
Игра “Кто как голос подает”.
Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.
Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)
Каких еще перелетных птиц вы знаете?
3. Развитие мелкой моторик
Утка крякает: «Кря-кря» (Большой палец прижать к ладони, 2 раза к указательному паль-цу)
Гусь гогочет: «Га-га» (Большой палец прижать к ладони, 2 раза к среднему пальцу)
Грач кракает: «Кра-кра» (Большой палец прижать к ладони, 2 раза к безымяному пальцу)
А ласточка чифкает: «Чиф-чиф» (Большой палец прижать к ладони, 2 раза к мизинцу пальцу)
4. Игра “Один- много”
Кукушка – кукушки, журавль - журавли,
скворец - скворцы, соловей - соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,
грач - грачи, утка - утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.
5. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).
Одна утка, две утки, пять уток.
Одна утка, две утки, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.
Одна птица, две птицы, пять птиц.
Один аист, два аиста, пять аистов.
Один гусь, два гуся, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.
6. Игра “Чей, чья, чье?”
Клюв (чей) утиный, гусиный.
Голова (чья) утиная, гусиная.
Гнездо (чьё) утиное, гусиное.
7. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
8. Дыхательное упражнение “Журавли учатся летать”
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.
9. Беседа
Где живут журавли? (В степи, на болоте)
Как живут журавли? (Парами).
Чем питаются журавли? (Семенами, ягодами, корнями растений, рыбой, лягушками).
Где зимуют журавли? Куда они улетают?
Когда улетают на юг журавли? (В последние теплые дни).
Как они готовятся к перелету?
Как журавли совершают перелет? (Кружат над родным болотом, прощаясь с ним гром-ким криком, собираются в большие стаи, летят высоко в небе стройным правильным кли-ном, отдыхают во время трудного, длительного перелета).
Как вы думаете, какой перелет у журавлей? (Трудный, тяжелый, долгий, длительный).
10. Составление и запоминание плана описательного рассказа о журавле. (схема)
Где живут журавли?
Чем питаются?
Как зимуют?
Трудный и долгий путь на юг.
Внешний вид:
а)размер (крупная птица);
б)окрас (бывают белые, серые, черные; шея, хвост и крылья на концах черные);
в)строение (длинная тонкая шея, большой длинный клюв, длинные и сильные ноги с че-тырьмя пальцами, большие и сильные крылья, короткий хвост из 12 перьев, большое овальное туловище, маленькая головка).
Голос (громкий крик — курлыканье).
По характеру (умные, храбрые, любят свою родину).
11. Речь с движениями «Птицы летят»
Улетают, как самолетики,
Раздвоенные хвостики,
Красотки-ласточки. (Машут крыльями)
А вот летит соловушка,
Серая головушка.
Как он песенку споет —
Сердце радостно замрет. (Ходьба мелкими шагами)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад —
Ищет цапля лягушат. (Шаг с высоким подъемом колена)
Грачи по полю ещё ходят,
Но насекомых не находят.
В стаи собираются,
С нами до весны прощаются. (Ходьба приставным шагом)
11. Итог занятия. С какими перелётными птицами мы прощались?
Почему птиц называют перелётными? Что понравилось?