МААМ-картинки

Конспект лексико-грамматического занятия «Приставочные глаголы»

Ольга Афанасьева
Конспект лексико-грамматического занятия «Приставочные глаголы»

Цели: учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу летать; учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол; познакомить со схемой образования приставочных глаголов; учить составлять предложения по опорным картинкам и нужному приставочному глаголу.

Оборудование: игра «Собери картинку»-разрезная картинка; бабочка, домик бабочки, ваза, цветок; схемы приставок, демонстрационные и раздаточные картинки для составления предложений; набор предметов для организации динамической паузы; раздаточные фотографии бабочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия „Приставочные глаголы“» размещена в разделах

Игра «Собери картинку»

Логопед: - Раз, два, три, картинку собери. Кто это получился?

2. Основная часть занятия.

Логопед: - Это фотография волшебной бабочки. Она живет в этом домике. Сейчас я вам расскажу сказку о волшебной бабочке.

Жила – была на свете бабочка. Больше всего на свете она любила путешествовать. Вот однажды бабочка вылетела из своего домика. Подлетела к вазе. Облетела вазу. Перелетела с вазы на цветок. Слетела с цветка и влетела обратно в свой домик. Ей очень понравилось путешествовать.

Логопед: - Понравилась сказка? А кто запомнил, что делала бабочка, назовите действия. (Ответы детей).

Логопед: - Вылетела, подлетела, облетела, перелетела, слетела, влетела. Подумайте, эти слова – действия похожие или совсем разные? Да, они похожи, но не одинаковы. Внимательно слушайте начало слова. В таких похожих словах – действиях начало слова всегда разное, а конец слова – одинаковый. (Логопед демонстрирует схемы приставочных глаголов). Посмотрите, как получаются похожие слова-действия:

Вы - летела. Движение изнутри предмета.

Повторите – вылетела.

Под - летела. Приближение к предмету.

Об - летела. Движение вокруг предмета.

Пере - летела. Перемещение с одного предмета на другой.

С - летела. Движение с предмета сверху вниз.

В – летела. Движение внутрь предмета.

Логопед: - Я покажу схему, назовите действие.

Логопед: - А теперь поиграем с мячом «Подскажи слово – действие»

Бабочка в комнату….

Бабочка вокруг цветка….

Бабочка из комнаты….

Бабочка с кубика…

Бабочка к доске….

Бабочка с доски на вазу…

Логопед: - Как называются слова, которые вы сейчас называли?

3. Динамическая пауза. Речь с движениями «Птички»

Логопед: - Ребята, а кто еще умеет летать? Все, кто умеет летать будут друзьями волшебной бабочки. Давайте превратимся в птичек.

Птички в домике сидят

И на улицу глядят.

Полетать они хотят

И тихонько все летят.

Мы летели, мы летели.

К дереву мы подлетели.

Дерево мы облетели,

С дерева на забор перелетели.

Вот с забора мы слетели.

И все дальше полетели.

А когда летать устали

Стайкой в домик мы влетели.

4. Составление предложений по опорным картинкам и схеме приставочных глаголов. Логопед: - С похожими словами – действиями можно составлять разные предложения. Сейчас будем говорить предложения про друзей бабочки.

- Назовите действие (по схеме - вылетела). Что нарисовано? Составьте предложение про птичку, гнездо и добавьте нужное действие.

а) Синичка вылетела из гнезда.

б) Стрекоза слетела с цветка.

в) Пчела залетела в улей.

г) Воробей подлетел к кормушке.

д) Сорока облетела дом.

е) Голубь перелетел с крыши на фонарь.

5. Динамическая пауза. Игра «Угадай действие»

Ход: взрослый выбирает ребенка – водящего; надевает на него шапочку бабочки, тихо говорит ребенку какое – либо действие: подлететь, облететь, перелететь, влететь, слететь; ребёнок демонстрирует действие; дети угадывают приставочный глагол.

Логопед: - Ребята, кто хочет превратиться в бабочку? Бабочка будет совершать какое – то действие, а остальным нужно его угадать и назвать.

6. Индивидуальная работа на закрепление материала.

Логопед: - А теперь давайте расскажем волшебной бабочке, как мы научились составлять разные предложения с похожими словами действиями. Переверните картинки и составьте предложения.

Пчела вылетела из улья.

Лист слетел с дерева.

Скворец влетел в скворечник.

Божья коровка подлетела к груше.

Ласточка облетела дерево.

Попугай перелетел с клетки на шкаф.

Логопед: - Какое у тебя слово – действие?

Логопед: - Вылетела, влетела, облетела, перелетела, слетела, подлетела. Как называются такие слова – действия? (Похожие).

7. Итог. Кто у нас был в гостях? С какими словами – действиями играли? Волшебной бабочке очень понравилось с вами играть. Она дарит на память вам свои фотографии.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр по развитию речи «Речевой куб»Комплекс дидактических игр по развитию речи «Речевой куб» Задачи:1. Закреплять знания детей о временах года: их последовательности, взаимосвязи между сезонными явлениями. 2. Развивать речь детей:.

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный кубик» для школьниковМногофункциональное дидактическое пособие «Волшебный кубик» для школьников С целью рационального использования обучающего пространства мною было изготовлено дидактическое пособие «Волшебный кубик». Куб очень мобилен,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект лексико-грамматического занятия «Приставочные глаголы»
Опубликовано: 24 марта 2015 в 07:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД