Ирина Болгова
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Луну»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие на Луну
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять понятия по лексической теме;
- согласовывать существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;
- закреплять умение отвечать на вопросы, составлять предложения;
- упражнять в подборе определений к заданным словам;
- развивать высших психических функций (внимание, память, логическое мышление)
- активизировать словарь.
Развивающие:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
- воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь);
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие на Луну“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- вызвать эмоциональный настрой на занятие;
- воспитывать культуру речевого общения.
Тип занятия: обобщения и систематизации знаний по теме: «Космос».
Форма: Занятие-путешествие.
Оборудование: макет космического корабля, телеграмма с текстом, плоскостные изображения инопланетян – лунатиков, мультимедийная презентация «Звездное небо», звуковые эффекты.
Ход занятия.
Входит в группу воспитатель и вносит космический корабль.
- Ребята, сегодня утром к нам в группу прилетела «летающая тарелка» и приземлилась на подоконник. Подходите поближе и посмотрите на нее.
(Дети подходят и рассматривают, пока не замечают записку.)
- Ребята, давайте я прочитаю, что в этой записке.
«Помогите! Мы попали в беду. Спасите нас! Лунатики»
- Ну что же, все понятно, нас просят о помощи. Вы согласны помочь?
- Как вы думаете, где живут лунатики? Значит, нам нужно лететь на Луну, а путь туда далекий и опасный! Готовы? Тогда в путь!
- Наш экипаж к полету готов. Проверим, все ли системы космического корабля работают.
Фонопедическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо Дети произносят «ш-ш-ш…»
Открываем и закрываем люки А-а, А-а… дети произносят звук [А] низким и высоким голосом
Проверяем радио Дети произносят короткие и острые звуки [У] в разных регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой
Включаем двигатель Произносят звук[ Р] и вращают кулачками перед грудью
- Внимание! Внимание! Отправляемся в полет!
- Начинаем отчёт: пять, четыре, три, два, один…Пуск. (Звучит космическая музыка, на экран проецируется «звёздное небо» Дети вместе с воспитателем имитируют посадку в космический корабль, шум моторов, взлет, посадку).
- Вот мы и прилетели на Луну, чтобы нам здесь не погибнуть, что необходимо одеть? (имитация)
- Давайте наденем скафандр. (Дети произносят слова стихотворения и имитируют одевание скафандра).
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Посмотрите что это? Это лунный камень. Давайте посмотрим, что под ним. Это первое задание.
1 задание.
1. Один – много (множественное число):
В космосе много планет (спутников)
Спутник – спутники корабль — … космонавт — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …
2. Есть – нет (родительный падеж):
космонавт – нет космонавта спутник – … корабль — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — … связь – …
3. Посчитай:
одна ракета, две, три, четыре, пять ….
один космонавт, два, три, четыре, пять…
- Посмотрите, ребята, вот и первого лунатика мы спасли. (Достают плоскостное изображение лунатика).
2 задание.
1. - Посмотрите, какие звезды. Но они не простые. На них спрятались буквы– нужно найти и назвать их.
2. Загадки.
Угли пылают-
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днём не достать (Звёзды)
Блин в окошке виден Тане-
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел…
Поделиться не хотел (Луна)
Ты меня увидишь в небе
Я хвостата, не хвастлива.
Не планета. Не ракета,
А зовут меня(Ракета)
Утром выглянет в оконце –
Нам навстречу светит …(Солнце)
- Вот и второго лунатика спасли.
3 задание.
1. «Скажи наоборот»
Далеко – близко;
Высоко – низко
Улететь – прилететь
Взлететь –
Темно -…
Ярко - …
Тесно - …
2. Дидактическая игра «Составь предложение»
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планета.
Люди, Земля, планета, на, живут.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
-Вот и третьего лунатика спасли.
4 задание.
Артикуляционная гимнастика
-Наш язык – это ракета, и мы будем ее запускать в космос:
Сначала ракета летит высоко вверх – к носу
(пытаемся дотянуться языком до носа)
Затем ракета летит влево и вправо.
(тянемся языком влево-вправо)
Затем ракета летит вниз.
( тянемся языком вниз)
- Потом ракета уже не хочет никуда лететь и только высовывается иногда из ангара на улицу, чтобы проверить обстановку – зубы сомкнуты сквозь тоненькую щелочку зубов аккуратно показываем только кончик языка.
Кончик языка сейчас
Поработает у нас.
Приготовились к полету, Дети встают прямо.
К запуску моторов Сгибают руки у груди.
Глубоко воздух вдыхаем, Делают глубокий вдох через нос.
С силой ветер выдыхаем…
Кончик языка тотчас
Завибрировал у нас – р-р-р… Произносят на выдохе звук Р.
З. Репина. В. Буйко.
Чистоговорка «Т-Т’»
Та-та-та – не страшна нам высота. Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Ете-ете-ете – мы летим в ракете. Соединяют руки над головой в «замок» и качают ими вперед-назад.
Ты-ты-ты – все видно с высоты. Приставляют ладонь к глазам.
Ать-ать-ать – полетим опять. Хлопают в ладоши.
- Вот еще одного лунатика спасли.
5 задание.
Коммуникативная игра «Звезды»
Дети делятся на 2 группы – «морские звезды» и «звездочки». «Звездочки» в каждой руке держат по колокольчику. «Морские звезды» садятся на пол по-турецки и покачиваются из стороны в сторону под песню.
В черной – пречерной морской глубине
Звезды морские живут в тишине.
Думает каждая, лежа на дне:
«Вот бы и мне засиять в тишине!»
Дети – «звездочки» в это время бегают на носочках между ними и звенят колокольчиками. На проигрыш «звездочки» встают в пары с «морскими звездами», отдают им один колокольчик и кружатся, соединив правые руки и держа колокольчик в другой.
- Еще одного лунатика спасли.
6 задание.
1. А здесь еще что-то лежит. Нужно хорошо подумать и сказать, что здесь относится к космосу, а что к земле?
2. Придумай предложение по картинке.
- И шестого лунатика спасли.
- Вот мы и освободили всех лунатиков и давайте для них расскажем и покажем стих.
Физ. мин. «Лунатики»
Десять лунатиков - Показать десять пальцев.
- Руки над головой, показ «большой, круглой» головы.
жили на луне. - Указательным жестом показываем на верх.
Десять лунатиков - Показывают десять пальцев
- Руки над головой, показ «большой, круглой» головы.
Ворочались во сне. - Руки согнуты в локтях
- Имитация движения.
Один лунатик - Показать один палец.
- Руки над головой, показ «большой, круглой» головы.
Упал с луны. - Приседание.
Девять лунатиков - Показать десять пальцев.
- Руки над головой, показ «большой, круглой» головы.
Осталось на луне. - Указательным жестом показываем на верх.
Девять…восемь…шесть…
Пять…четыре…три…два…
Один лунатик - Показать один палец.
- Руки над головой, показ «большой, круглой» головы.
Жил на луне. - Указательным жестом показываем на верх.
Один лунатик - Показать один палец.
- Руки над головой, показ «большой, круглой» головы.
Ворочался во сне. - Руки согнуты в локтях
- Имитация движения.
Один лунатик - Показать один палец.
- Руки над головой, показ «большой, круглой» головы.
Упал с луны. - Приседание.
И больше лунатиков нет на луне. - Руки в стороны, движения плечами.
- Мы немножко устали и нам нужно подзарядиться – давайте попробуем лунное угощение. А как вы думаете, на что по вкусу похоже лунное угощение?
- Мы с вами подзарядились, а лунатики – нет. Знаете, что нужно сделать?
Нужно правильно поставить их в свою оболочку и тогда они подзарядятся, и может быть, прилетят к нам.
(Дети раскладывают лунатиков, садятся в корабль и улетаю на землю.)
Литература.
М. Ю Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
С. И. Карпова, В. В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников».
О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!».