Татьяна Павлова
Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий «Приключение гномов в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : автоматизация звука (р, в словах и предложениях, уточнение знаний детей о диких животных, активизация словаря по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
-закреплять правильное произношение звука (р) в словах и предложениях;
-уточнять знания детей о диких животных, вспомнить, чем питаются, где живут, знать названия детенышей;
-упражнять в употреблении предлогов –в, -под;
Коррекционно- развивающие задачи:
-развивать речевой слух и фонематическое восприятие;
-развивать общую моторику и координацию движений;
Публикация «Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий „Приключение гномов в лесу“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
-развивать пальцевую моторику в пальчиковой гимнастике;
-развивать внимание, память, мышление;
-развивать связанность высказываний, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умения правильно вести себя на лоне природы.
Словарная работа: берлога, логово.
Материалы к НОД: демонстрационный материал- картинки с изображением диких животных и их детенышей, плоскостные изображении жилищ диких животных (нора, берлога, логово, кусты, дупло). Плоскостные изображения гномов с разной мимикой, профиль звука (р, карточки для характеристики звука (р). Колокольчик, корзина, магнитофон, интерактивный экран.
Раздаточный материал- плоскостные изображения морковок, карточки для характеристики звуков, «Звуковые домики».
Предварительная работа:- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в словах, предложениях;
-работа по определению позиции звука в словах.
Беседа: дикие животные зимой, повадки, их внешний вид, где они живут, чем питаются, названия их детенышей.
Здоровьесберегающие технологии : артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, упражнения и игры на координацию речи с движением, релаксация под музыку, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, мимические упражнения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед :- Ребята, когда я шла в зал, то услышала звон хрустальных колокольчиков. Потом неизвестно откуда появились маленькие, озорные человечки в красных колпачках и мягких сапожках, которые не оставляли следов и не создавали шума. Как вы думаете, кто это? (ответы детей).
Логопед :- Да, это гномы-маленькие человечки.
А где живут гномы? (ответы детей).
Гномы могут появляться, где им вздумается, и долго оставаться незамеченными, пока все люди занимаются своими делами. Когда же наступает ночь, они начинают хозяйничать повсюду. Вы хотите их сегодня увидеть? (ответы детей).
Логопед :- Тогда закрывайте глаза. А я позвоню в колокольчик, может они появятся (логопед звонит в колокольчик, картинка на экране).
-Здравствуй гномик. Ребята посмотрите, почему-то у него грустное лицо. Покажите, каое у гномика настроение. ( Мимическое упражнение: показать грусть на лице).
Голос гномика за кадром :- Дорогие ребята, у нас в лесу есть красавица елочка, но злой Нерычинда, заморозил, замел ее снегом, а еще он навел там такой беспорядок.
Логопед :- Я давно знаю этого Нерычинду, он никак не может научиться произносить звук (р) и от этого злится. А мы научились, потому что выполняли гимнастику для язычка.
Давайте покажем (выполняем под музыкальное сопровождение).
Артикуляционные упражнения:
«Качели» (ладони-пальцы сжатые вверх)
«Часики» (лодочка движения в разные стороны)
«Лошадка цокает копытами» (а ладони «скачут» пальчики)
«Маляр» (поглаживание ладони пальчиками)
«Чашечка» («Чашечка» ладошками)
А теперь, покажем, как мы научились произносить этот звук, «порычим» р-р-р
Ребята, какой главный секрет этого звука? (дрожит язычок)
А еще мы можем рассказать про звук (р). Ребята, какой он? ( характеристика звука по схеме: звук согласный, потому что мешает язычок, он дрожит, воздух выходит из ротика, он горячий, звук звонкий, твердый, обозначаем его синей фишкой и у него есть младший братик звук (р, который обозначается зеленой фишкой).
Логопед :- Ребята, поможем гномам? Давайте все отправимся в лес, исправим беспорядок, который навел Нерычинда и отогреем елочку.
2. Основная часть.
Координация речи с движением, релаксация «Пойдем в лес».
Логопед :- Ну-ка детки собирайтесь в лес дремучий отправляйтесь.
По дороге мы идем. (Маршируют)
Снег, метели нипочем. (Имитация подметания снега)
В морозный день идти не лень (Руки вверх)
Мы сугробы перепрыгнем, (Прыжок вверх)
Под корягой перейдем (Шаг в полуприседе)
Посидим на пенечке отдохнем (Приседаем на корточки)
Глазки откроем, встанем
И дальше мы пойдем (Маршируют)
Логопед :- Ребята, мы пришли в лес, а вот и елочка, как мы можем ее отогреть?
Дети: Подуть на нее.
Логопед :- Верно, ребята, но дуть нужно правильно (стали ровно, спинка прямая, ротик закрыт, носиком делаем вдох и через ротик медленно выдыхаем, несколько раз).
Посмотрите, она оттаяла, мы ее отогрели.
Слышите, сколько разных звуков в лесу (фонограмма «Прогулка в лесу» послушайте их, теперь нам нужно поймать только звук (р).
Д/И «Поймай звук» (логопед произносит разные звуки, дети хлопают на звук (р).
Логопед :- Идем дальше, а вы знаете, как зимуют животные в лесу?
Каких животных можно встретить?
Посмотрите, все в порядке в зимнем лесу?
Давайте поможем животным найти свои домики (на панно перепутаны картинки- медведь на дереве, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в норе).
Д/И «Найди свой домик» игра сопровождается построением предложений с предлогами в, под:
Белка живет в дупле. Медведь живет в берлоге и т. д. (ребенок выкладывает соответствующую картинку).
Логопед :- Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики.
Ребята, садимся на свои места.
Д/И «У кого кто?» Нерычинда не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей, дава йте вернем детенышей родителям (у лисы детеныши-лисята, у волка- волчата и т. д.).
Теперь вспомним, чем питаются животные в лесу? (белка- орешками, шишками, грибами; лиса- мышами, зайцами, в реке ловит рыб, охотится за птицами; медведь- ягодами, рыбой; волк- ловит зверей; заяц- корой деревьев, травой) А чем мы угостим зайца?
Дети: угостим морковкой.
Логопед :- Вспомним правила проведения гимнастки для глаз, спина прямая, голову держим прямо, неподвижно, работают только глаза.
Гимнастика для глаз «Морковка»
Мы морковку в руки взяли,
С ней немножко поиграли.
Вверх морковку подними (взглядом вверх)
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти (посмотреть вниз)
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево,
Вверх и вниз вправо-влево.
Ай-да заинька умелый!
Глазками моргает, (моргание глазами)
Глазки закрывает.
Зайчики морковки взяли, (открыть глаза)
С ними весело плясали.
Логопед :- Нерычинда нам приготовил конверт с заданиями. Нужно отобрать картинки только со звуком (р, определить место звука (р) в слове и разложить картинки по подъездам. А затем проверим.
Д/И «Звуковой домик».
Логопед :- С заданием мы справились, а Нерычинда так и не появился, видимо так сильно обиделся на гномов, что же нам делать? А мы поиграем с гномиками, чтобы им поднять настроение.
Д/И «Большой- маленький»
Логопед :- Будем превращать большие предметы в маленькие.
Рот-ротик
Рога-рожки
Рука-ручка
Двор-дворик
Комар-комарик
Топор-топорик
Шар-шарик
Перо-перышко
Брат-братик
Торт-тортик
Логопед :- Нерычинда так и не вышел, а я знаю как его раздобрить, его нужно рассмешить.
Я буду проговаривать неправильные предложения, а вы меня исправляйте:
Забор красит Рому.
Дровами рубят топор.
На радуге- небо.
Дорога едет по грузовику.
Сахар грызет Иру.
Градусник несет врача.
Крышка накрыта ведром.
Пассажиры везут трамвай.
Логопед :- Молодцы, справились (Нерычинда за кадром)
Нерычинда: Извините меня, я больше не буду так себя вести, потому что я знаю, что мне делать, нужно ходить на занятия к логопеду и каждый день выполнять гимнастику для язычка.
Логопед :- Верно, Нерычинда, ты все правильно понял.
Ребята, посмотрите на лица гномов, что изменилось? Правильно, гномы стали улыбаться, у них поднялось настроение. Покажите, настроение гномов ( мимическое упражнение: радость).
Логопед :- Для Нерычинды мы выложим букву «р» из ниточек.
3. Итог занятия.
-Вам понравилось?
-Где мы сегодня побывали?
-Кому мы сегодня помогли? Чем помогли?
-Какие игры вам понравились?
-Какой звук с вами закрепляли?
Гномики решили поблагодарить вас за помощь и подарили вам медали, за вашу работу.
Молодцы! Занятие закончилось, до свидания.