Татьяна Гвоздева
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Осень. Обобщение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Выявить полученные знания детей по всем пройденным лексическим темам.
Упражнять в образовании относительных прилагательных от имен существительных.
Закрепить умение подбирать действия к предмету.
Продолжать учить употреблению пространственных предлогов (В, НА, ЗА, ПОД).
Формировать умение составлять рассказ с помощью схем.
Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, физиологическое дыхание.
Воспитывать чувство сотрудничества, любовь к природе.
Оборудование:
Наборное полотно, картинки-символы.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Осень, Обобщение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Сюжетные картины для игры «Четвёртый лишний» - времена года.
«Тучки» - для упражнения на развитие длительного выдоха.
Листы бумаги с изображением тучи и лужи для упражнения «Дорисуй дождик».
Панно с грибами для составление предложений с использованием предлогов В, НА, ЗА, ПОД.
Демонстрационные картинки с изображением ягод.
«Разрезные картинки» с изображением фруктов и овощей.
Маска ежа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Дети, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, но для этого нам нужно теплее одеться. А что мы сегодня наденем, отгадайте:
На голову мы наденем тёплую, вязаную, разноцветную, шерстяную (шапку)
Теперь мы наденем осеннее, теплое, драповое … (пальто)
Затем мы наденем длинный, вязаный, разноцветный, шерстяной … (шарф)
Потом мы наденем шерстяные, вязаные, тёплые, маленькие (варежки)
И, наконец, осенние, непромокаемые, тёплые, резиновые (сапоги)
Логопед выставляет на наборное полотно картинку-символ «Одежда».
2. Сообщение цели:
Вот и готовы.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (осень)
Да, мы попали в красочный мир осени. А теперь посмотрите на картинки и найдите лишнюю. Почему вы так думаете? (Дети садятся на скамейки.)
Молодцы! А кто из вас знает стихотворение об осени?
Ребёнок: Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи сегодня к нам,
Очень, очень просим.
Под музыку появляется Осень.
Осень: Вы обо мне? А вот и я. Привет осенний вам, друзья. Вы рады встретиться со мной, вам нравится наряд лесной? (Ответы детей)
Осень: Ветер по лесу летал,
Ветер тучки нагонял!
3. Основная часть.
Упражнение на дыхание: «Ветерок» (Дети садятся за столы)
Осень выставляет на наборное полотно картинку-символ «Ветер».
Серой краской Осень
Дождик рисовала,
И ребятам нашим
Даже грустно стало.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Дорисуй дождик»
Дождик, дождик веселей!
Капай, капай, не жалей.
Массаж спины «Дождик».
Дети встают в круг.
Дождик бегает по крыше - (похлопывают ладонями по спинкам друг друга)
Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше - (постукивают пальчиками)
Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите, - (постукивают кулачками)
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, - (растирают рёбрами ладоней)
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте, - (кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают
Бом! Бом! Бом! плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте… (поглаживают ладонями)
Бом… Бом… Бом…
(Дети садятся на скамейки). Осень выставляет на наборное полотно картинку-символ «Дождь».
После дождика, смотри,
В лесу выросли грибы.
Посмотрите-ка, ребята,
Тут – лисички, там – опята!
Кто к маслёнку подойдёт?
Кто из вас грибок найдёт?
Составление предложений с использованием предлогов В, НА, ЗА, ПОД.
Опята растут НА пеньке.
Мухомор прячется ПОД листочком.
Лисичка прячется ЗА ёлкой.
Подосиновик прячется В траве.
Сыроежка растёт НА поляне.
Боровик прячется ПОД цветком.
Подберёзовик прячется ЗА берёзой.
Грибы растут В лесу.
Осень: - В моём лесу растут не только грибы. Здесь и ягод видимо-невидимо. А вы, ребята, какие ягоды знаете? (дети называют ягоды)
Из ягод я варю варенье.
Образование относительных прилагательных.
(Осень показывает изображение ягоды и называет её, дети, говорят, какое варенье варят из этой ягоды.)
Из брусники – брусничное, из малины -, из рябины -, из черники -, из клубники-, из калины, из земляники - … .
Осень выставляет на наборное полотно картинку-символ «Грибы - ягоды».
А вот листочки совсем не обрадовались холодным капелькам дождя.
Логопедическая гимнастика.
Испугались листочки дождя, (широкий язык на нижней губе, выдуваем
воздух)
Задрожали, затрепетали на ветру. (облизывают верхнюю губу широким языком)
Закачались то вверх, то вниз, (упражнение «Качели»)
Свернулись в трубочки (упражнение «Желобок»)
И упали на землю. (упражнение «Блинчик»)
Падают листики,
На земле лежат.
Падают листики –
Это листопад. Что такое листопад?
- Листья падают.
- А что ещё делают листья?
- Растут, зеленеют, качаются, летят, краснеют, желтеют, кружатся, лежат…
Осень выставляет на наборное полотно картинку-символ «Дерево».
(Дети садятся за столы).
Осень: - А дождь сильнее льёт и льёт,
Полил он сад и огород.
Работа с разрезными картинками.
У меня жёлтое яблоко. Яблоко – это фрукт.
У меня зелёный кабачок. Кабачок – это овощ.
Осень выставляет на наборное полотно картинку-символ «Фрукты - овощи».
Лес стоит багровый
Пустотой увитый.
Что-то тихо тащит
Ёжик деловитый.
Развитие диалогической речи.
Дети: - Эй, скажи, колючий ёж,
Что на спинке ты несёшь?
Ёжик: - Сладки ягоды рябины.
Дома спрячу их в корзину.
Наполняю закрома,
Скоро близится зима.
Осень: - А чем же заняты другие животные в это время года? А вот и они.
Заяц: - Я меняю шубку с серой на белую, чтобы на снегу меня лиса не увидела.
Медведь: - А я готовлю берлогу для долгой зимней спячки.
Белка: - Я запасаю на зиму грибы и орехи.
Осень выставляет на наборное полотно картинку-символ «Дикие животные».
Составление рассказа по картинкам-схемам.
А теперь расскажите мне, что же происходит в природе осенью? Дети составляют предложения, используя картинки-символы. (На наборном полотне).
- Осенью дует холодный ветер.
- Осенью часто идёт дождь.
- Листья на деревьях желтеют и опадают.
- Осенью в лесу много грибов и ягод.
- Осенью поспевают овощи и фрукты.
- Становится холодно, люди одевают тёплую одежду.
- Дикие животные готовятся к зиме.
Несколько детей объединяют предложения в рассказ.
4. Итог занятия.
Логопед: Всё разрисовала
Осень, как художник.
Разноцветным стало
Всё: и лес, и дождик.
Нам картину эту
Подарила осень
И ушла, растаяла
Средь берёз и сосен.
Много чего мы видели в лесу? Много чего мы видели в саду? Кого мы встретили в лесу? Понравилось ли вам путешествие?