марина земляченко
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Перелетные птицы.
Цели:
образовательные: Расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;
коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения;
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Перелётные птицы“» размещена в разделах
воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.
Оборудование: зеркала для индивидуальной работы по числу детей, фотографии для проведения артикуляционной гимнастики, персонаж Ворона, предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», силуэт птицы, рисунок скворечника, счетные палочки, мнемотаблица «Перелетные птицы», цифры 1-3, игра «Колумбово яйцо» по числу детей.
Ход занятия:
I. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре.
Логопед : Солнышко усталое, скупо греешь ты.
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте да в шорохе наш осенний сад
На дорожках ворохи пёстрые лежат
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети:Осенью!
Логопед : Да, осенью. Мы с вами отправимся на волшебную полянку, чтобы проводить птиц в дальнюю дорогу. Закроем глазки, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебные слова «ФУУУУХ», откроем глазки, и мы уже оказались в лесу. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц», появляется воспитатель, переодетый в костюм вороны).
Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу?
Дети: Ворону.
Ворона: Да, действительно, я-ворона, важная птица. Где бы ты ни гулял- по берегу моря, в парке, в лесу,- повсюду можно встретить птиц. Почти все они умеют летать. У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Расскажите мне, где живут птицы?
Дети: Птицы живут в гнездах.
Ворона: Что птицы делают осенью?
Дети: Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно.
Ворона: В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят — к морозной зиме, а если высоко — к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» — так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?
Дети: Зимующие.
Логопед : Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?
Дети: Перелетные.
Перед детьми разложены картинки с птицами : ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь. Дети вместе с логопедом вспоминают названия этих птиц и раскладывают на две группы зимующих и перелетных.
Ворона: спасибо, что помогли мне разобраться, где зимующие, а где перелетные птицы. До свидания!
(Дети садятся на свои места, звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Напомнить об осанке.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Давайте представим, что наши язычки превратились в маленьких птенчиков. Они проснулись и вышли из домиков.
Упражнения:
1. «Иголочка»
2. «Вкусное варенье»
3. «Качели»
4. «Чашечка»
2. Игра «Где птичка?»
Логопед : Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец?» «К чему подлетел скворец?»
3. Игра «Назови части тела птицы».
Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».
Логопед : Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
5. Игра «Назови ласково».
Логопед : сейчас мы с вами попробуем назвать части тела птиц ласково.
Голова- головка хвост-хвостик
Лапы-лапки клюв-клювик
Крыло-крылышко перо-перышко
6. Физкультминутка «Осень». (координация слова с движением)
Дети выходят на ковер.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
7. Игра «Сколько птичек улетело?» (цифры 1, 2, 3)
Логопед : Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело?» Ответьте полным предложением.
Дети: «Улетело 3 ласточки». «Улетело 2 скворца».
Дети: «Улетел 2 лебедя». «Улетел 1 грач».
8. Пальчиковая гимнастика.
Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук (двумя указательными, двумя средними до мизинцев). На каждую стихотворную строчку по одному движению:
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у аиста
И журавля.
9. Игра «Колумбово яйцо».
Логопед : Ребята, ворона когда улетала, оставила для вас задание.
Из геометрических фигур по образцу дети выкладывают силуэт птицы.
Самостоятельная работа детей.
III. Подведение итога занятия.
Логопед : Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.
(Дети вместе с логопедом подходят к Речецветику)
Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали?
учитель-логопед Земляченко Марина Владимировна