Ольга Скоробогатова
Конспект логопедического занятия «Встречаем зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по теме :
«Встречаем зиму»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в жизни животных.
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи:
- расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме;
- активизировать и актуализировать словарь по теме «Дикие животные»;
- обучать образованию притяжательных прилагательных;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно – развивающие задачи:
- формировать глубокий ровный выдох;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Встречаем зиму“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- формировать умение обобщать, делать выводы, вести диалог;
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать общую мелкую и общую моторику.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и уважительное отношение к дикой природе;
- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно;
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.
Материалы и оборудование: картина поздней осени, презентация, аудиозапись «Звуки метели», силуэты снежинок из бумаги, серия картинок «Хвосты», предметные картинки животных, сюжетная картинка «В лесу», игрушка-заяц,
Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой:
Логопед : Собрались все дети в круг, (дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся" (улыбаются)
Здравствуйте руки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте ноги! Топ, топ, топ!
Здравствуйте щёки! Плюх, плюх, плюх!
Поздоровайтесь с ушками (растирают ушные раковины)
2. Беседа
- Что-то мои уши с утра замерзли, как вы думаете, почему? Давайте подойдем к окну и посмотрим, в чем причина.
- Какие изменения происходят в природе? (Идет снег. Дует сильный ветер. На улице холодно. Деревья сбросили листву. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме.) Беседа у окна.
-Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
(всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду)
-Поэтому и нужна осень. Чтобы приготовится к зиме людям и животным.
Как же животные готовятся к зиме хотите узнать? Тогда давайте отправимся в путешествие. И как вы думаете куда? Правильно, в лес. Но прежде вспомним о правилах поведения в лесу.
(Нельзя громко кричать, ломать деревья и кустарники, не бросать мусор)
3. Мотивация на деятельность
Л: Сейчас заиграет волшебная музыка, закройте глаза и повторяйте за мной:
1, 2, 3 вокруг себя повернись,
и в лесу ты окажись. Слайд 1
(звучит волшебная музыка – руки вверх- вниз, «крылья»)
4. Объявление темы занятия
Л: О чем мы хотим сегодня узнать?
(как животные подготовились к зиме)
4. Расширение имеющихся знаний
Л: Вот мы и в лесу.
Упражнение «Кто спрятался в лесу»
(развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушения письменной речи) Слайд 2 («наложенные животные»)
( ответы детей: я увидел волка, лося, зайца, белку, лису, медведя, ежа).
Перед нами картинка-загадка. Постарайтесь найти на ней изображения диких животных.
-Каких животных мы называем дикими?
(потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жилище)
- Кого вы видите на картинке? У кого из вас самый «зоркий глаз»? Только в лесу действует одно правило, говорить надо по очереди не перебивая друг друга. Чтобы звери не испугались.
6. Работа над лексико-грамматическими категориями
Л: Все звери очень пугливы, попрятались, только хвостики выглядывают из-за деревьев. Посмотрите внимательно, чьи же это хвосты?
Игра «Чей хвост» (образование притяжательных прилагательных) :
Это лисий хвост. За елью прячется лиса.
Это волчий хвост. За елью прячется волк. И т. д.
7. Знакомство с новым материалом
Сейчас, когда все обитатели леса выбрались из своих укрытий, мы можем поближе узнать о них. Кто спрятался под сугробом? Попробуем осторожно узнать его на ощупь (на ощупь угадывают)
- Посмотрим, правильно ли мы отгадали. Да правильно (заяц).
Игра «Скажи ласково»
Л: Назовите его ласково.
Дети - зайка, зайчишка, зайчик, заинька.
-А как же зайчик готовится к зиме?
Дети - он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Допрыгали, как зайчики, до своих столов.
- Когда он линяет, то шерстка у него чешется.
- Сели за столы, почесали спинки.
Л: Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.
8. Кто встретился в лесу каждому из вас?
Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»
(формирование глубокого ровного выдоха, согласование существительных с числительным) (Дети сдувают снежинки, под снежинками животные (от 1 до 6) например: у меня пять зайцев)
9. Работа с новым материалом
Л: Кто главные враги зайца? (волк и лиса) Слайды 3, 4
-Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Л: Животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.
- Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
10. Кинезиологическое упражнение
(нога, рука, кулак – по схеме)
11. Работа с новым материалом
- Ребята, а кого из животных мы не можем встретить в зимнем лесу, хотя они в нем живут? Слайды 5 (Медведь и еж)
- Почему? (Они впадают в спячку)
-Где спит медведь? Как он готовятся к зиме?
(Он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло)
- Отыщите среди оставленных на снегу следов след медведя.
- А почему говорят, что медведь сосёт лапу?
Происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.
12. Динамическая пауза
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся не спеша
Вот и осень к нам пришла (потягивание - руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)
Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки
В них съедобные личинки
Для медведя витаминки. (наклониться коснуться ступни)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (дети садятся)
13. Создание коллажа (практическая деятельность)
Л: Сейчас мы с вами выполним коллективную работу «Зимний лес» и поселим наших животных. Перед вами ватман, вырезанные из бумаги животные, клей (совместная работа)
14. Открытый выход из деятельности
- А сейчас возвращаемся с вами. Повторяем волшебные слова:
Раз, два, три
Вокруг себя повернись,
Снова в группе окажись.
15. Закрепление. Подведение итогов
- Наше путешествие подошло к концу, давайте проверим, что вы запомнили:
-Каких зверей мы можем встретить в лесу?
-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?
-Кто из зверей впадает в спячку?
-Зачем заяц меняет цвет шерсти?
-Как медведь утепляет свою берлогу?
- Кто из животных вам больше понравился и почему?
- Посмотрите, это записка от жителей леса:
Мы детей благодарим.
Всем спасибо говорим.
Не страшны нам холода.
Будет нам зимой еда.
Каждому из детей раздаётся книжка-малышка со штриховкой и рассказом «Белка и волк» для подготовки к пересказу. На обложке нужно сделать рисунок к тесту.
Литература:
1. Венгер Л. А., Дъяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. : 1989.
2. Колесникова Е. 500 игр для коррекционно-развививающего обучения детей 3-7 лет. М. : Ювента, 2004.
3. Колесникова Е. Слушай, смотри, делай! Рабочая тетрадь № 1 для детей 3-5 лет. М. : Ювента, 2003.
4. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М. : Мозаика-Синтез. 2014.
5. Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.