МААМ-картинки

Конспект логопедической НОД по лексической теме «Путешествие в зоопарк»

Табулдина Лэйсэн
Конспект логопедической НОД по лексической теме «Путешествие в зоопарк»

Цель: Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.

Задачи : коррекционно-образовательные:

• Формирование умений и навыков деления слов на слоги;

• Формирование умений и навыков выделения звуков из слогов, слов;

• Актуализация словаря по теме «Животные».

• совершенствовать словообразовательные процессы путем образования притяжательных прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

• Развитие общих речевых навыков (интонационной выразительности, правильного звукопроизношения, четкой дикции)

Публикация «Конспект логопедической НОД по лексической теме „Путешествие в зоопарк“» размещена в разделах

• Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

• Развитие зрительного и слухового внимания.

• Развитие артикуляционной моторики.

• Развитие логического мышления и памяти.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитание трудолюбия, самостоятельности.

• Воспитание самоконтроля за своей речью.

• Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: карточки – билеты, маски, картинки. : предметные и разрезные картинки животных: рысь, тигр, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, зебра, верблюд, леопард, бегемот, лев, слон, волк, лиса, медведь; предметные картинки: руль, рыба, рубашка, корзина, карандаш, кролик, помидор, шар; мольберт, н

Ход НОД:

Логопед Для того чтобы попасть в наш «зоопарк», необходимо отгадать загадки о животных.

.

Загадки

1. Грива есть, но он не лошадь,

Нет короны, а он — царь.

(Лев) 6. Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

2. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь) 7. В жаркой Африке живет,

Отрастил большой живот.

Чтобы от жары укрыться,

Забирается в водицу.

(Бегемот)

3. Африканские коняшки,

Одеваются в тельняшки.

(Зебры) 8. Полосатый, словно зебра,

И усатый, словно кот,

По лесным зеленым дебрям

На охоту он идет.

(Тигр)

4. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня хитро глядят,

Молока они хотят.

(Еж) 9. Люблю дразниться

И кривляться

И на лианах

Кувыркаться.

(Обезьяна)

5. Ноги длинные,

Но шея

У него

Еще длиннее.

(Жираф) 10. Смотри — зеленое бревно,

Лежит тихонечко оно.

Но коль откроет свою пасть,

От страха

Можешь ты упасть.

(Крокодил)

логопед :

— Молодцы ребята все правильно отгадали загадки. И теперь мы можем пройти в зоопарк.

Анализ артикуляции звука.

Логопед : «Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним как произносится звук [Р].

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «дрожит».

Логопед : “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед : «Какая воздушная струя?»

Дети: «Воздушная струя сильная и тёплая».

Логопед : “Что напоминает звучание звука «Р» ?

Дети: “Мотор”.

Логопед : “Дайте характеристику звуку «Р».

Дети: “Звук «Р.» — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”

4. Произношение изолированного звука.

Логопед : А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь.

Если машина едет с горы – голос понижаем, если в гору – повышаем

Дети идут по группе вдоль «клеток» с животными.

Логопед— Ребята, с какой стороны от вас звери, которые живут в наших лесах?

Дети:

— Справа.

Логопед :

— Попробуем вместе их назвать.

Дети с педагогом:

— Бурый медведь, заяц, лиса, волк, лось…

Логопед :

— А теперь посмотрим на зверей слева, назовите их.

Дети:

— Слон, жираф, обезьяна, тигр, лев, носорог, бегемот…

Логопед

— Посмотрите ребята, а эта клетка закрыта черным занавесом. Интересно, кто там находится, а вот и загадка:

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Дети отгадывают загадку.

ЛогопедПравильно это верблюд!

— Ребята давайте рассмотрим верблюдицу и верблюжонка поближе и поиграем в игру «Продолжи предложение». Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.

· Верблюдица большая и сильная, а верблюжонок (маленький и слабый).

· У верблюдицы большие горбы, на них густая шерсть, а у верблюжонка (маленькие горбы, на них редкая шерсть).

· У верблюдицы длинные сильные ноги, а у верблюжонка (короткие слабые ноги).

— А вы знаете, что верблюды приносят пользу. Они перевозят грузы, дают очень полезное молоко и теплую шерсть.

— Все эти животные живут далеко отсюда, в других странах и, если бы не зоопарк, мы бы их никогда не увидели живьем, только на картинках или в кино.

Физкультурная минутка:Проводится с целью развития воображения, выразительности движений, сообразительности.

Дети выбирают маску с изображением животного и по очереди изображают то животное, которого выбрали.

Логопед :

упражнения на развитие артикуляционной, общей моторики, ориентировки в пространстве.

- В зоопарке мы увидим лошадку. Она скачет резво, быстро. Покажите.

/дети имитируют движение лошадки/

Я лошадка, серый бок -

/дети щёлкают языком/

Я копытцем постучу,

/дети щёлкают языком/

Если хочешь - прокачу.

/дети щёлкают языком/

Посмотри, как я красива -

/дети щёлкают языком/

Хороши и хвост, и грива.

/дети щёлкают языком/

Я лошадка, серый бок!

/дети щёлкают языком/

Фонематическое восприятие

Логопед : В зоопарке нам нужно найти животных, в названии которых есть звук [Р].

Дети: Отбирают картинки и проговаривают слова.

Рысь, леопард, зебра, крокодил, верблюд, жираф, носорог, кенгуру, тигр.

Картинки: бегемот, слон, лев, медведь, олень, волк — откладываются.

Ориентировка в пространстве.

Логопед : Кто из животных находится в центре?

Кто в нижнем левом углу?

Кто в левом верхнем углу?

Кто в нижнем правом углу?

Молодцы, ребята! Вы спасли зверей, вернув им звук «Р» и помогли Буратино узнать животных.

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец)

Логопед : Ребята, в зоопарке случилась беда : рысь, тигр и леопард потерялись. Давайте поможем им найти свои клетки!

Логопед : Как вы думаете, кто живёт в первой клетке?

Дети: В первой клетке живёт рысь, потому что в слове рысь звук «Р» стоит в начале слова.

Логопед : Кто живёт во второй клетке?

Дети: Во второй клетке живёт леопард, потому что в слове леопард звук «Р» стоит в середине слова.

Логопед : В третьей клетке?

Дети: тигр.

Логопед : Молодцы!

Лексико-грамматические конструкции. Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях.

Логопед : А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку».

Я называю вам часть тела животного, а вы называете, чья она, и собираете картинку животного.

Хвост тигра (чей)(тигриный).

Горб верблюда (чей) — … (верблюжий)

Шея жирафа (чья) — … (жирафья)

Зубы крокодила (чьи) — … (крокодильи)

Голова рыси (чья) — … (рысья) и т. д.

Логопед : Посмотрите, какие звери все разные.

У жирафа длинная шея, значит он какой?

Дети: длинношеий жираф.

Логопед : У крокодила острые зубы

Дети: Острозубый крокодил

Логопед : У носорога толстые ноги

Дети: Толстоногий носорог

Логопед : У носорога острый рог

Дети: Остророгий носорог

Логопед : У верблюда два горба

Дети: Двугорбый верблюд

Логопед : У кенгуру сильный хвост

Дети: Сильнохвостый кенгуру

Логопед : У кенгуру есть сумка

Дети: Сумчатый кенгуру

Логопед : У леопарда длинный хвост

Дети: Длиннохвостый леопард

Логопед : У зебры есть полоски

Дети: Полосатая зебра

Определение количества слогов в слове.

Логопед : Буратино просит помочь животным занять свои места в поезде, чтобы отправиться в путешествие. (Рысь, жираф, зебра, кенгуру, носорог).

Для этого нужно рассадить их по вагончикам.

В первом вагончике поедут животные, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.

Дети: рассаживают животных

Развитие памяти, внимания.

Логопед : Молодцы, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.

Я вам называю слова-признаки, а вы отгадываете и переворачиваете картинку.

– воздушный, синий, лёгкий, резиновый; (шар)

– спелый, сочный, красный, вкусный; (помидор)

– белый, пушистый, мягкий, длинноухий; (кролик)

– деревянный, остроконечный, жёлтый; (карандаш)

– ивовая, плетёная, светло-коричневая; (корзина)

– льняная, красивая, прочная, вышитая; (рубашка)

– золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая; (рыба)

Логопед-Вот и автобус. Посмотрите, у него спущено одно колесо. Накачаем его. Возьмите насосы и накачайте спущенное колесо - звук "С" произносится отрывисто.

/дети рассаживаются на стульчики, которые расставлены так, как расположены места в автобусе/

- Хорошо накачали колесо, а теперь поехали домой в детский сад.

Вот мы и вернулись в детский сад. Вы были внимательными. Пройдите за столы и сядьте на стульчики. Развитие мелкой моторики.

А сейчас давайте изготовим картинки зверей, которых встретили в зоопарке.

Рысь, жираф, зебра. На силуэты животных из бархатной бумаги выкладываются полоски, и пятна из шерсти.

Итог занятия.

— Чему мы учились сегодня на занятии?

— правильно произносить звук «Р»;

— определять первый звук в слове;

— определять место звука «Р» в слове;

— давать описание картинкам;

— составлять предложения.

Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

— Что вам понравилось на занятии больше всего?

Оценка речевой деятельности.

Вы прекрасно сегодня справились с заданиями и правильно произносили звук «Р». За это вы получаете сладкие призы.

Логопед :

- Куда мы ездили на прогулку?

- На чём мы ездили?

- Кого мы видели в зоопарке и знаем?

- Какой звук мы правильно учились произносить?

- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук "С" и скажите, где он стоит в начале, в конце или в середине?

Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

— уточнить представление ребёнка о звуке [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

— развивать подвижность артикуляционного аппарата;

— развивать фонематический слух на звук [Р];

— развивать фонематическое восприятие;

— развивать речевое дыхание;

— развивать общую и мелкую моторику;

— формировать лексико-грамматические представления;

— автоматизировать звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память, пространственную ориентировку.

3. Воспитательные:

— формировать положительную мотивацию на занятии;

— воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

— воспитывать чувство доброты, товарищества, толерантности;

— воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: предметные и разрезные картинки животных: рысь, тигр, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, зебра, верблюд, леопард, бегемот, лев, слон, волк, лиса, медведь; предметные картинки: руль, рыба, рубашка, корзина, карандаш, кролик, помидор, шар; мольберт, ноутбук, аудио и видеозаписи.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Логопед : Ребята, мне позвонил Буратино и сообщил о том, что сегодня он приехал в зоопарк и не смог узнать животных, потому что Звукоедик съел звук в названиях этих животных.

Давайте мы с вами отправимся в зоопарк и поможем Буратино найти звук.

Но, чтобы узнать какой звук съел Звукоедик, нужно отгадать его загадки.

2. Объявление темы занятия.

Звукоедик: Ползёт наоборот задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)

Разноцветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём – ищем, ищем, не найдём. (Роса)

Логопед : Скажите, какой первый звук мы слышим в этих словах-отгадках?

Дети: звук [Р].

Логопед : Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] и вернём его в названия зверей.

3. Анализ артикуляции звука.

Логопед : «Но прежде, чем отправиться в далёкое путешествие, давайте вспомним как произносится звук [Р].

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «дрожит».

Логопед : “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед : «Какая воздушная струя?»

Дети: «Воздушная струя сильная и тёплая».

Логопед : “Что напоминает звучание звука «Р» ?

Дети: “Мотор”.

Логопед : “Дайте характеристику звуку «Р».

Дети: “Звук «Р.» — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”

4. Произношение изолированного звука.

Логопед : А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь.

Если машина едет с горы – голос понижаем, если в гору – повышаем.

6. Автоматизация звука в слогах.

Логопед : Смотрите, ребята, впереди болото!

Как же нам пройти дальше? Давайте спросим у сороки.

Сорока: Чтобы не утонуть в болоте, нужно прыгать по кочкам, правильно называя слоги.

Дети: Соединяют пальчики на руках: Ра – ро – ру – ры – ар – ор – ур – ыр

7. Развитие фонематического восприятия на звук «Р»

Логопед : Ребята, а дальше дороги нет. Давайте выложим мостик из картинок. Сначала положим картинки, в названии которых звук «Р» стоит вначале, затем в середине и в конце.

Дети: Выполняют задание, называют картинки.

— руль. В слове руль звук «Р» стоит в начале слова и т. д.

Логопед : Молодцы, ребята, но чтобы картинки превратились в доски, нужно дать описание каждой картинке.

Дети: называют слова-признаки и переворачивают картинки.

Руль – чёрный, пластмассовый, круглый, автомобильный;

Рыба – золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая;

Рубашка – льняная, красивая, прочная, вышитая;

Корзина – ивовая, плетёная, светло-коричневая;

Карандаш – деревянный, остроконечный, жёлтый;

Кролик – белый, пушистый, мягкий, длинноухий;

Помидор – спелый, сочный, красный, вкусный;

Шар – воздушный, синий, лёгкий, резиновый;

Дети: Под музыку проходят по картинкам (мосту).

Логопед : Смотрите, ребята! Кикимора болотная загородила нам путь. Что же она хочет? Давайте узнаем.

Кикимора: ХА-ХА-ХА! Вы выйдите отсюда, если соберёте слово! Оно состоит из первых звуков в названии картинок.

— Зонт, Обруч, Овощи, Повар, Аист, Ракета, Кастрюля.

ЗООПАРК

Логопед : Вот мы и подошли к зоопарку. Буратино так обрадовался, что пустился в пляс.

8. Физкультминутка

Танец «Буратино» под музыку.

9. Фонематическое восприятие

Логопед : В зоопарке нам нужно найти животных, в названии которых есть звук [Р].

Дети: Отбирают картинки и проговаривают слова.

Рысь, леопард, зебра, крокодил, верблюд, жираф, носорог, кенгуру, тигр.

Картинки: бегемот, слон, лев, медведь, олень, волк — откладываются.

10. Ориентировка в пространстве.

Логопед : Кто из животных находится в центре?

Кто в нижнем левом углу?

Кто в левом верхнем углу?

Кто в нижнем правом углу?

Молодцы, ребята! Вы спасли зверей, вернув им звук «Р» и помогли Буратино узнать животных.

11. Звуковой анализ слова (начало, середина, конец)

Логопед : Ребята, в зоопарке случилась беда : рысь, тигр и леопард потерялись. Давайте поможем им найти свои клетки!

Логопед : Как вы думаете, кто живёт в первой клетке?

Дети: В первой клетке живёт рысь, потому что в слове рысь звук «Р» стоит в начале слова.

Логопед : Кто живёт во второй клетке?

Дети: Во второй клетке живёт леопард, потому что в слове леопард звук «Р» стоит в середине слова.

Логопед : В третьей клетке?

Дети: тигр.

Логопед : Молодцы!

12. Лексико-грамматические конструкции. Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях.

Логопед : А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку».

Я называю вам часть тела животного, а вы называете, чья она, и собираете картинку животного.

Хвост тигра (чей)(тигриный).

Горб верблюда (чей) — … (верблюжий)

Шея жирафа (чья) — … (жирафья)

Зубы крокодила (чьи) — … (крокодильи)

Голова рыси (чья) — … (рысья) и т. д.

Логопед : Посмотрите, какие звери все разные.

У жирафа длинная шея, значит он какой?

Дети: длинношеий жираф.

Логопед : У крокодила острые зубы

Дети: Острозубый крокодил

Логопед : У носорога толстые ноги

Дети: Толстоногий носорог

Логопед : У носорога острый рог

Дети: Остророгий носорог

Логопед : У верблюда два горба

Дети: Двугорбый верблюд

Логопед : У кенгуру сильный хвост

Дети: Сильнохвостый кенгуру

Логопед : У кенгуру есть сумка

Дети: Сумчатый кенгуру

Логопед : У леопарда длинный хвост

Дети: Длиннохвостый леопард

Логопед : У зебры есть полоски

Дети: Полосатая зебра

13. Определение количества слогов в слове.

Логопед : Буратино просит помочь животным занять свои места в поезде, чтобы отправиться в путешествие. (Рысь, жираф, зебра, кенгуру, носорог).

Для этого нужно рассадить их по вагончикам.

В первом вагончике поедут животные, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.

Дети: рассаживают животных.

14. Развитие памяти, внимания.

Логопед : Молодцы, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.

Я вам называю слова-признаки, а вы отгадываете и переворачиваете картинку.

– воздушный, синий, лёгкий, резиновый; (шар)

– спелый, сочный, красный, вкусный; (помидор)

– белый, пушистый, мягкий, длинноухий; (кролик)

– деревянный, остроконечный, жёлтый; (карандаш)

– ивовая, плетёная, светло-коричневая; (корзина)

– льняная, красивая, прочная, вышитая; (рубашка)

– золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая; (рыба)

– чёрный, пластмассовый, круглый, автомобильный; (руль)

Логопед : Молодцы, ребята, с вашей помощью мы прошли болото.

Ой! Опять эта кикимора загородила нам путь! Что же она хочет на этот раз?

15. Автоматизация звука [P] в предложениях.

Кикимора: ХА-ХА-ХА, я не выпущу вас из болота, и вы никогда не попадёте в детский сад, пока не исправите мои предложения.

— На розах растут клумбы.

— Мусор убирает Риту.

— Куры кормят Раю.

— Двор ходит по курам.

— Рыба поймала рыбака.

— Мотор проверяет шофёра.

— Норка роет крота.

— Из пара идёт самовар.

— Красный шарф надел Егора.

— Арбуз купил Рому.

— Торт подарил Марусю на день рождения.

— В помидорах и огурцах растут огороды.

16. Развитие мелкой моторики.

Логопед : Вот мы и вернулись обратно в детский сад. А сейчас давайте изготовим картинки зверей, которых встретили в зоопарке.

Рысь, жираф, зебра. На силуэты животных из бархатной бумаги выкладываются полоски, и пятна из шерсти.

17. Итог занятия.

— Чему мы учились сегодня на занятии?

— правильно произносить звук «Р»;

— определять первый звук в слове;

— определять место звука «Р» в слове;

— давать описание картинкам;

— составлять предложения.

Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

— Что вам понравилось на занятии больше всего?

18. Оценка речевой деятельности.

Вы прекрасно сегодня справились с заданиями и правильно произносили звук «Р». За это вы получаете от Буратино сладкие призы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Дикие животные осенью» Нетрадиционное занятие - путешествие. Возрастная группа: 5-6 лет Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Тема: «Порядковый счёт".

Конспект занятия по лексической теме «Посуда» в старшей логопедической группе Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные - Согласование притяжательных.

Конспект логопедической НОД. Лексическая тема «Путешествие в зоопарк» Цель: Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Задачи : коррекционно-образовательные: • Формирование.

Сетка занятий в старшей логопедической группе по лексической теме «Инструменты и материалы» Сетка занятий Лексическая тема «Инструменты и материалы» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Ильчинская Галина Ильинична.

Задание логопеда воспитателю логопедической средней группы по лексической теме «Лето» Сентябрь – 1 неделя. Тема недели: «До свидания, лето». Лексическая тема: «Лето». (Средняя группа.) Программное содержание: дети должны усвоить,.

Задание логопеда воспитателю логопедической старшей группы по лексической теме «Детский сад» Сентябрь – 1 неделя. Тема недели: «Здравствуй, детский сад». Лексическая тема: «Детский сад». (Старшая группа.) Программное содержание:.

Задания логопеда воспитателю логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Осень» Сентябрь – 4 неделя. Тема недели: «Краски осени». Лексическая тема: «Осень». (Подготовительная к школе группа.) Программное содержание:.

Задания логопеда воспитателю логопедической старшей группы по лексической теме «Осень» Сентябрь – 4 неделя. Тема недели: «Краски осени». Лексическая тема: «Осень». (Старшая группа.) Программное содержание: Уточнить представление.

Задания логопеда воспитателю логопедической старшей группы по лексической теме «Овощи» Сентябрь – 3 неделя. Тема недели: «Урожай». Лексическая тема: «Овощи». (Старшая группа.) Программное содержание: закреплять знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедической НОД по лексической теме «Путешествие в зоопарк»
Опубликовано: 17 марта 2019 в 10:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД