Ирина Жилиховская
Конспект занятия «Мой край — Кубань моя родная»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мой край - Кубань моя родная»
Задачи:
Образовательные:
- общаясь, радоваться новому облику нашей малой родины;
- формировать представление о животном и растительном мире Кубани;
- познакомить детей с историческим прошлым родного края,
Развивающие:
- развивать память, мышление, зрительное восприятие;
- интерес к историческому прошлому Кубани;
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Мой край — Кубань моя родная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
-воспитывать нравственные качества, уважение и гордость за свою малую родину.
Проведена предварительная работа:
беседы о малой родине, рассматривание фотографий с изображением родного города Тимашевска, столицы Краснодарского края города Краснодара, разучивание стихов о городе, о Родине, знакомство с подвижными кубанскими народными играми, знакомство с поэтами Кубани и их творчеством. Экскурсии по родному городу с целью ознакомления с достопримечательностями Тимашевска. Посещение музея в детском саду с целью ознакомления с жизнью казаков. Беседы в нерегламентированное время о городе, о Краснодарском крае, о казаках.
Рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города. Рисование «Мой город», «Тимашевск – вечером», «Ты, Кубань, ты – наша Родина». Заучивание наизусть стихов кубанских поэтов : В. Бакалдина, И. Вараввы, В. Бардадым и др. Слушание гимна Кубани.
Материалы: иллюстрации в книгах, книга «Стихи кубанских поэтов», презентация с видами Краснодара и Тимашевска, животного и растительного мира Кубани, карточки с изображением различных животных
Цель:
Закрепить знания детей о родном городе, его истории. Обобщить знания детей о Кубани, о Краснодарском крае. Прививать детям интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках. Обобщать знания детей о развитии сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на красоту окружающего мира.
Ход занятия:
В группе оформление в кубанском стиле : рушники, плетень, кубанская посуда, макет хаты казака, куклы в народных костюмах. На стене – карта России, карта Краснодарского края, символика – герб и флаг России и Краснодарского края.
Звучит народная музыка.
Воспитатель читает стихотворение:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот.
У реки – береза-скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой, соседской фабрики,
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении? Правильно, это стихотворение так и называется «Родина», а написала его Зоя Александрова.
-Подумайте, что такое для вас – Родина? (ответы детей)
Воспитатель: Родина для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
Ребенок читает стихотворение:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
Воспитатель: Наша Родина – это наша Россия, страна, где мы с вами живем. Она самая большая в мире.
- Кто покажет мне ее на карте? (дети показывают по очереди)
- Но Россия не всегда была такая большая, вы знаете, что раньше люди жили племенами, чем они занимались?
Дети по очереди выходят и ставят картинки с изображением различных ремесел и рассказывают:
Племя, которое жило у реки, занималось рыболовством.
Племя, которое жило в поле, пахало землю, сеяло пшеницу, рожь,.
Племя, которое жило в лесу, охотилось на зверей…
Многие племена занимались изготовлением орудий, посуды, одежды…
Воспитатель: Правильно, и все племена между собой обменивались своим товаром.
- Но для защиты от врагов решили все племена объединиться, и стали называться славяне. И свою родину решили назвать Русь, так постепенно и возникло государство русское – Россия.
Ребенок читает стихотворение:
Как велика моя земля, как широки просторы,
Озера, реки и поля, леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна от севера до юга:
Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.
И поезд по моей стране к границе от границы
Не меньше, чем за десять дней – и то - едва домчится.
Живем мы в радостном краю, и знать его должны мы –
Страну, любимую свою, свой светлый край любимый!
Воспитатель: Посмотрите на карту России, здесь много городов, много республик, но среди них есть и наш родной Краснодарский край. Кто покажет его на большой карте? (дети показывают по очереди).
- На большой карте не видно нашего города, но он есть на карте Краснодарского края. Кто покажет на карте Краснодарского края город Тимашевск? (дети показывают)
- Ребята, а какие города нашего края или страны вы еще знаете?
(дети называют)
- А какой главный город нашей страны? (Москва – столица нашей Родины)
-А главный город Краснодарского края? (Краснодар - главный город нашего края)
Ребенок читает стихотворение:
Могучие песни летят в поднебесье, открытая высь голубая,
И нету красивее края в России, чем наша родная Кубань!
Воспитатель: Ребята, а почему наш край называют Кубанским, Кубань? (потому что у нас протекает главная река - Кубань).
- Да, главная река края - Кубань, в ней водится очень много рыбы. – Презентация «Животный мир Кубани»
В лесах обитает множество животных. Каких животных вы знаете и можете назвать?
Дети: Кабан, волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель: А в горах живут редкие кавказские зубры и леопарды.
На Кубани есть заповедники, где люди, егеря, ухаживают и охраняют животных от браконьеров. У водоемов можно встретить ондатру, выдру, енота. А какая рыба водится в наших реках, озерах, лиманах?
Дети: Судак, сом, сазан, карп, карась, щука, толстолобик, тарань.
Воспитатель: Молодцы, рыб знаете, как заправские рыболовы.
И еще, ребята, в нашем крае очень теплый климат, есть реки, моря, горы, леса. Но больше всего степей и полей. На полях кубанцы научились выращивать хлеб и богатые урожаи овощей и фруктов. - Назовите мне профессии людей, которые работают в поле? (Тракторист, комбайнер, агроном, водители)
Ребенок рассказывает стихотворение:
В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы, как родня.
Они Россию кормят хлебом, а это значит, и меня.
Воспитатель: Я предлагаю рассмотреть карту Краснодарского края, найти моря, реки, горы, леса, различные города, в которых дети уже побывали. - Ребята, а что растет в степи? (Трава, луговые, полевые цветы)
- А если над цветами кружат пчелы? (Будет много меда)
- А какую пользу приносят человеку домашние животные и птицы, пасущиеся на траве? (Они дают нам мясо, молоко, яйца)
Дети рассматривают иллюстрации и картинки с достопримечательностями Кубани. Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие луга, поля, степи они видели, когда выезжали с родителями на природу.
Воспитатель: Но много веков назад еще не было ни города, ни края, а по указу царицы Екатерины селились по берегу реки Кубань казаки с Украины и строили здесь охранные посты для защиты границ Государства Русского. И построили они небольшую станицу, и назвали ее Тимашевская. Станица расширялась, строились дома, магазины, школы, больницы, и, наконец, железная дорога для перевозки грузов. Тогда и решили переименовать станицу Тимашевскую в город Тимашевск. А кто расскажет, в честь кого назван наш город? (Тимашевск был основан запорожскими казаками в конце XVIII века и назван в честь куренного атамана Тимоша).
Воспитатель:- Ребята, а какая улица главная в нашем городе и почему она так называется? (улица Красная – главная улица Тимашевска и называется она так потому, что в старину все самое красивое называли «красным», вот и решили самую центральную и красивую улицу так назвать – Красная).
Воспитатель: - А что сейчас находится на улице Красной? (большие и красивые дома, парк отдыха с качелями и каруселями, большой и красивый фонтан, РОВД, ГИБДД, администрация города и района, рынок, совет ветеранов, строящийся собор много магазинов)
Воспитатель: - А что еще есть в нашем городе, какие заводы, предприятия, где работают ваши родители? (В Тимашевске есть хлебокомбинат, где пекут разные сорта хлеба, выпекают вкусные булочки; есть маслозавод, где из семян подсолнуха делают подсолнечное масло; есть сахарный завод. Сегодня город – крупный транспортный узел, один из экономически развитых агропромышленных районов Краснодарского края, входящий в десятку лидеров Кубани. Промышленный потенциал составляют «Кондитерский комбинат «Кубань», «Молочный комбинат «Вимм-Билль-Данн», «Нестле Кубань», комплекс предприятий по производству упаковки. Тимашевское депо и элеватор, один из самых крупных в крае. В ближайшем будущем планируется осуществить проектирование и строительство в городе Тимашевске мусороперерабатывающего завода.
Воспитатель:- Ребята, и пока родители работают, дети тоже не скучают. Скажите, что в городе интересного есть для детей? (Дети ходят в детские сады, в школы, занимаются в спортивной школе, в музыкальной; ходят на плавание в большой бассейн и играют в футбол на большом стадионе; посещают библиотеки, чтобы взять там интересные книги для чтения)
Воспитатель:- Ребята, скажите, а где можно отдохнуть у нас в городе? ( В городе много красивых мест для отдыха: фонтаны, скверы и парки с красивыми клумбами с цветами, много кафе)
Воспитатель:- Но чтобы в городе было всегда красиво, нужно соблюдать чистоту и порядок. Какие вы знаете пословицы о чистоте, давайте послушаем и запомним их:
Дети:
1.-Чисто и красиво не там, где метут, а там, где не сорят.
2.-Улица-красавица - чистотою славится!
Ребенок читает стихотворение:
Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй.
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
На улицах города ты не сори,
Как стало красиво вокруг, посмотри!
Зеленые улицы, парки и скверы,
Высокое небо, Кубани прибой,
Цветущие клумбы, улыбки веселья –
Все это мой город родной!
Воспитатель:- А летом, тимашевцы, часто выезжают на море отдыхать. Скажите, какие моря омывают Краснодарский край? (Черное море и Азовское море, дети показывают на карте).
Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо знаете свой город, многое можете о нем рассказать гостям, которые к нам приезжают, и, наверное, любите встречать и принимать гостей. А как же им добраться до вашего дома? Подскажите- ка свой адрес (дети по очереди называют свой домашний адрес)
Воспитатель: А теперь, ребята расскажут стихи кубанских авторов.
1. Здравствуй, наша Кубань, тополиный наш край!
Хлебом да солью, светлой любовью в гости друзей встречай!
2. В середине Кубанской равнины,
Средь раздольных родимых полей
И вдоль речек раскинулся он,
Наш родной Тимашевский район!
3. Край далеких времен,Тимашевский район,
Что когда-то царицей подарен.
Край станиц, хуторов, ты - основа основ,
Ты - героями в вечность прославлен.
4. Это - стон казаков, время наших отцов,
Где степные безбрежные дали,
Как любимую мать, волю, правду и стать
Не щадя живота, охраняли.
5. Тимашевский район, православия звон,
Краснодарского края частица.
Это- гордость людей, смех и радость детей,
Запах дыни и море пшеницы.
Быстрых рек и озер, и широкий простор,
Где комбайны идут вереницей.
6. Многоликости цвет, как прекрасный букет.
В песнях звонких звучит твоя лира.
Мать России моей, девяти сыновей,
Вечный символ всех матерей мира.
7. Над Тимашевском тучи растреплет ветерок.
Мой город – самый лучший Российский городок!
8. Старые домики, тихие дворики, солнышка щедрого блеск.
Мед абрикосовый, травы над росами, это- родной Тимашевск.
Воспитатель: Тимашевск – город в кубанской степи. Избалованный солнечным изобилием, он купается в зелени, дышит речной прохладой Кирпили. По весне над ним кружит лепестковая метель, предвещая осенние щедроты в садах и уличных кварталах.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в старинные казачьи игры.
Проводится игра «Петушок»
Дети становятся в шеренгу, один ребенок выбирается считалкой и
стоит спиной к детям.
Дети хором говорят: Утром кто чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку,
И кричит…
(один ребенок из общей шеренги, на кого укажет воспитатель)
КУ-КА-РЕ-КУ!
Стоящий спиной должен узнать «петушка» по голосу.
Проводится игра «Звонок»
Дети становятся в круг, считалкой выбирают два человека. Одному завязывают глаза, дают в руки прутик, другой бегает с колокольчиком и звенит. Когда «прутик» дотронется до «колокольчика», второй выбывает. Потом пара меняется.
Воспитатель: - Ребята, вы каждый день приходите в детский сад. По дороге вы видите, как идет строительство, как растет наш город. За последние годы наш город стал еще лучше, еще краше, еще богаче. Люди, которые живут в нашем крае, стараются, чтобы он был самым красивым и чистым. Для этого и нам с вами, его жителям нужно поддерживать чистоту и порядок, не сорить, не бросать и не оставлять мусор в неположенных местах. О городе, как о своем родном доме, нужно заботиться всем: и взрослым и детям. Ведь в нашей заботе наша любовь и уважение. Каждый, кто родился и вырос на Кубани, любит свою Родину, она у каждого из нас лишь одна.
Воспитатель: - И теперь, стихи ребята прочтут о своей малой Родине:
1. Зеленые улицы, парки и скверы,
Высокое небо, Кубани прибой.
Цветущие клумбы, улыбки, веселье - это мой город родной.
2. Здравствуй, наша Кубань, тополиный наш край!
Хлебом да солью, светлой любовью
В гости друзей встречай.
3. В середине Кубанской равнины,
Средь раздольных родимых полей
И вдоль речек раскинулся он,
Наш родной Тимашевский район!
4. Край далеких времен, Тимашевский район,
Что когда-то царицей подарен.
Край станиц, хуторов. Ты - основа основ,
Ты героями в вечность прославлен.
5. Это стон казаков, время наших отцов,
Где степные безбрежные дали,
Как любимую мать, волю, правду и стать
Не щадя живота, охраняли.
6. Тимашевский район, православия звон,
Краснодарского края частица.
Это - гордость людей, смех и радость детей,
Запах дыни и море пшеницы.
Быстрых рек и озер, и широкий простор,
Где комбайны идут вереницей.
7. Многоликости цвет, как прекрасный букет.
В песнях звонких звучит твоя лира.
Мать России моей, девяти сыновей,
Вечный символ всех матерей мира.
8. Над Тимашевском тучи растреплет ветерок.
Мой город – самый лучший Российский городок!
9. Старые домики, тихие дворики
Солнышка щедрого блеск.
Мед абрикосовый, травы над росами.
Это - родной Тимашевск.