Ирина Грищук
Конспект музыкально-познавательной деятельности «Дышать с интересом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- закрепить знания детей о дыхании человека, используя средства музыкальной деятельности.
Задачи:
- объяснить детям значение и функции дыхательного аппарата человека, уточнить значение слов «дыхание», «обоняние»;
- продемонстрировать и воспроизвести некоторые способности дыхательного аппарата; человека (глубокое, частое дыхание, задержка дыхания; теплое, холодное дыхание; обоняние и т. д.);
- разучить новый комплекс дыхательной гимнастики и объяснить её полезные свойства;
Публикация «Конспект музыкально-познавательной деятельности „Дышать с интересом!“» размещена в разделах
- рассказать о пользе игры на духовых инструментах для здоровья, о дыхании в процессе пения и игры на духовом музыкальном инструменте;
- развивать интерес к игре на музыкальных инструментах, вызвать желание учиться в музыкальной школе.
Материалы:
– аудиозаписи музыкальных произведений;
– слайды с изображением духовых музыкальных инструментов;
– слайд с изображением заснеженной поляны и видеозапись расцветающей клумбы;
– флакон духов, цветок;
– зеркальце;
– полоски цветной бумаги 1,5 на 10 см;
– атрибуты к игре «Угадай по запаху»;
– духовой инструмент (блок-флейта);
– ноутбук, проектор, зеркальный шар.
Музыкальный материал :
1. И. -С. Бах «Сюита для флейты» (h – moll);
2. Вальс Е Доги из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
3. «Одинокий пастух» в исп. оркестра Поля Мориа;
4. Музыка для релаксации.
Словарная работа: духовые музыкальные инструменты, флейта, саксофон, кларнет, гобой, тромбон, валторна.
Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий и беседы о функции дыхания человека, рассматривание и классификация видов музыкальных инструментов,
Интеграция : «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ход музыкально - познавательной деятельности :
Дети входят в зал под музыку («Сюита для флейты») (садятся)
М. р. : Здравствуйте, ребята! Когда вы входили в зал, звучала музыка. Мелодию исполнял музыкальный инструмент с очень красивым звонким голосом. Послушайте ещё раз. Какой характер у музыки?
Как вы думаете, для того, чтобы этот инструмент заиграл, в него дуют или играют на нем руками?
Дети высказывают свои предположения.
М. р. : Этот музыкальный инструмент называется флейта, и играют на нем при помощи воздуха. Человек дует в него, и получается очень красивое звучание, поэтому такие инструменты называют духовыми. Сейчас наш друг, наш выпускник, Илья Ф., который учится в музыкальной школе играть на флейте, покажет, какое у нее звучание.
(Илья играет)
М. р. : В любом духовом музыкальном инструменте есть трубочка, в которую дует человек. Она может быть изогнута, их может быть несколько.
(показать на экране разновидности духовых инструментов, назвать их)
Сожмите свою руку в кулачок, только не сильно, а так, чтобы в нем осталось маленькое отверстие. (Показывает детям, как следует сжать кулачок). Теперь мы с вами будем дуть с одной стороны кулачка. Что происходит? Правильно, мы дуем, и струя воздуха проходит через весь кулачок и выходит с другой его стороны. То же происходит и внутри музыкального духового инструмента. Но из одной только трубочки музыки все равно не получится. В этих инструментах есть еще маленькие отверстия, которые человек при игре должен закрывать пальцами. Разные отверстия позволяют получать разные звуки. Вот только тогда получится настоящая музыка. Сейчас Илья еще раз сыграет мелодию на блок-флейте, а вы одновременно попробуете дуть в кулачок, как в духовой инструмент. Послушаем, что за музыка у нас получится.
(Илья играет, повернувшись к детям боком, чтобы были видны отверстия и руки)
М. р. : А вы не хотите попробовать поиграть сами? На флейте вы ещё не сумеете сыграть, а вот на простой дудочке что-нибудь получится! У нее тоже есть трубочка и отверстия, через которые выходит воздух, и высота звука меняется. Давайте попробуем подыграть оркестру!
(раздать дудочки, дети играют)
В. : - Ребята, вы обратили внимание на то, как вы дышали, когда «играли» на духовом инструменте? Вы делали вдох через рот или нос? (дети отвечают)
- Правильно, через нос. Если вы вдох сделаете через нос, а выдох через рот, то это называется правильным дыханием. А что случится, если дышать ртом, зимой, на улице? (ответы детей)
- Если мы будем делать вдох через рот, очень много холодного воздуха попадет в горло, и оно может заболеть. Когда болит горло, это хорошо или плохо?
- Конечно, это плохо: больно глотать, есть пищу, заложен нос. Лучше быть здоровым!
- А каким бывает выдох? (ответы детей)
- Он может быть резким и легким. Возьмите любую полоску бумаги.
(Раздать детям полоски цветной бумаги)
Дыхательная гимнастика с полосками бумаги
- Ребята, возьмитесь за краешек полоски и попробуйте подуть на нее. Что происходит? (Правильно, она начинает двигаться.)
- Как она движется — легко или порывисто, с силой? (Конечно, легко, это потому, что мы подули на нее чуть-чуть.)
- А теперь попробуем подуть на нее резко, большой струей воздуха. Что же теперь происходит с полоской? (Она сильно выгибается, движется очень быстро и резко). А если мы затаим дыхание? Что происходит с полосками? (Не двигаются.)
- А какое дыхание у спящего человека? (глубокое, спокойное)
- А после быстрого бега или другой нагрузки, когда волнуется, плачет? (частое, сбивчивое).
- Видите, как по-разному человек может дышать!
- Попробуем ещё поиграть с нашими полосками.
- Давайте представим, что мы ветерки, легкие, теплые, как летом.
- А теперь мы - холодные ветры, мы очень сильные и порывистые, клоним деревья, сдуваем снег с веток.
Представим, что наши полосочки — это снежинки, которые мы гоним, гоним по воздуху, не давая им упасть на землю.
(Дети выполняют все вышеперечисленные действия с полосками)
Вот какой разный бывает ветер, так и дыхание людей бывает разным.
М. р. : А сейчас мы с вами превратимся в хрупкие легкие снежинки. Вспомните, ребята, как вы дули на свою полоску легко и осторожно. Представьте, что ветер будет сейчас дуть на вас так же осторожно и легко, чтобы вы могли кружиться под музыку плавно и красиво.
(включить зеркальный шар)
(Звучит «Вальс» Доги. Дети вместе с м. р. начинают плавно и медленно двигаться со снежинками в руках, выполняя произвольные танцевальные движения в соответствии с музыкой).
В: Принес нас, ребята, ветер на волшебную полянку. Только не видно на этой полянке ни травы, ни одного цветочка. Это все потому, что здесь хозяйничал северный холодный ветер. Вся трава, все цветы замерзли. И сама поляна снегом покрылась. Посмотрите.
(Показ слайда заснеженной полянки)
В: Что же нам делать? Нужно как-нибудь оживить полянку. И, кажется, я знаю как! (беру в руку зеркальце)
Что это такое, ребята? Правильно, зеркальце. Только оно не простое, а волшебное. Если его согреть, оно поможет все вокруг отогреть, вот посмотрите, как я его буду согревать.
(поднести зеркало ко рту и подышать теплым воздухом до появления запотевшего следа)
В: Видите, ребята, как я свое зеркало согреваю. Только одного моего зеркала мало, поляна ведь большая. Давайте и вы подойдите к нашему большому зеркалу, подуйте на него теплым воздухом. Что вы видите? (Проверить наличие запотевания у всех детей).
В: Молодцы, ребята! Посмотрите только, какие красивые цветы появились на нашей полянке, какая трава зазеленела на ней! (показ видео расцветающей поляны). Как прекрасны эти цветы! А какой чудесный аромат исходит от этих цветов, не передать словами! Хотите почувствовать их запах? У меня есть один цветок, похожий на те, что растут на этой поляне. Хотите узнать, как он пахнет? (предложить передать друг другу и понюхать цветок)
В: - Наш нос способен уловить не только аромат этого цветка, но и множество других запахов. То, что мы можем чувствовать носом, называется обонянием (дети повторяют новое слово).
- Какие бывают запахи? (приятные, неприятные)
- Наше с вами обоняние очень часто помогает нам в жизни и даже спасает в трудную минуту. Как вы думаете, в каких случаях это бывает? ( дети предлагают варианты ответов: запах горения, газа, бензина (запахи опасности) и т. д.)
- Животные и птицы тоже имеют обоняние, намного острее, чем у человека, с помощью него они могут выслеживать добычу, или спасаться от врагов.
- А мы с вами немного задержимся на нашей полянке и немного отдохнем, а заодно попробуем уловить нашими носиками разные запахи. Интересно, у кого из ребят самое чуткое обоняние?
Игра «Узнай по запаху»
- Ребята, расслабьтесь, успокойтесь, послушайте тихое звучание музыки! (дыхание детей должно быть равномерным и спокойным)
- Понюхайте и определите запахи! (лук, чеснок, мандарин, яблоко, шоколад, кофе, хлеб и т. п. в глубокой небольшой таре). Определивших угостить.
М. р. : Ой, ребята, мы так долго с вами пробыли на этой полянке, что даже не заметили, что наступил вечер и цветы стали закрывать свои лепесточки, приготавливаясь ко сну. Чтобы было весело возвращаться, я предлагаю вам прокатиться на поезде под веселую песенку. Но нам нужны ведь билеты?
Речевое упражнение «На вокзале»
М. р. : Теперь мы готовы к поездке. Поехали!
(дети становятся «паровозиком» за воспитателем)
Песня «Мы едем, едем, едем»
В: Приехал наш паровозик домой, устал, и стал делать так: фых, фых. (дети повторяют резко, на выдохе).
А теперь наш паровозик остановился и стал делать так. (глубокий вдох носом и выдох через рот).
Видите, ребята, наш паровозик, как и мы, умеет правильно дышать. Это все потому, что он тоже хочет быть здоровым и сильным.
Давайте спросим у Ильи, какое должно быть дыхание у музыканта, играющего на духовом инструменте? Вам понравилась игра Илюши? Давайте поблагодарим Илью, что он пришел к нам в гости и порадовал нас своей игрой!
Кто-то из вас, может быть, тоже захочет научиться играть в духовом оркестре, мы будем очень рады, но для этого нужно правильно и сильно дышать, беречь и укреплять свои органы дыхания.
М. р: Вот и заканчивается наше путешествие и занятие. Прощаясь с вами, я хочу прочитать стихотворение:
Как сегодня мы играли?
Вместе правильно дышали :
Для здоровья так полезно
И к тому же интересно
Делать выдох или вдох,
В этом есть, поверьте, толк!
Что же мне вам пожелать?
Чаще правильно дышать!
Дети, с этими стихами
Я сейчас прощаюсь с вами!
(Т. Сироткина)
- До свидания, ребята!