Ирина Сидорова
Конспект музыкального занятия «Идёт матушка весна — открывай ворота»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Идёт матушка весна – открывай ворота»
Музыкальный руководитель : Сидорова И. М.
МБДОУ «Центр развития ребёнка-
детский сад №143»
г. Рязань, 2019 г.
Цель:
- приобщать детей к культуре и традициям русского народа.
Образовательные задачи:
- обогащать словарь, продолжить работу над музыкальной определительной
лексикой.
- расширять представления детей о приметах весеннего цикла,
Развивающие задачи:
- развивать слуховое восприятие,
- развитие памяти и внимания,
Публикация «Конспект музыкального занятия „Идёт матушка весна — открывай ворота“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- развивать индивидуальные эмоциональные проявления,
- вокальные навыки,
- музыкальные творческие способности,
- развивать образное мышление,
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера,
- умение взаимодействовать в коллективе.
Используемое оборудование:
- компьютер, мультимедийная доска
Иллюстративный материал:
- Изба со старинными предметами.
- изображения печений в виде жаворонков
Краткое описание:
- На занятии дети знакомятся с русскими народными песнями весеннего цикла;
- разучиваем весенние заклички, используя иллюстративный материал;
- упражняются в игре на р. н. шумовых инструментах;
- поют знакомые ранее песни и разучивают новые;
- Играют в русскую народную игру под музыку;
- исполняют знакомые танцы.
Ход занятия.
Организационный этап.
Дети входят в зал свободно под р. н. п. «Полосонька» в.
Попевка-приветствие
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: (распевают)
Здравствуйте, Ирина Михайловна!
А сейчас мы повторим и закрепим ритмические движения 2 части нашей
весёлой польки «Знакомство. Сначала девочки покажут свои движения.
(девочки выполняют поскоки в круг. Остановились, хлопки над головой, возвращаются на своё место. Так же повторяют фигуру мальчики)
Кто может показать вторую фигуру? (ответ детей)
Давайте вспомним «противоход» с хлопками (дети выполняют под счёт)
Педагог:
Молодцы, вспомнили, а сейчас попробуем исполнить под музыку, в паре др. с
другом
(Дети повторяют в паре отрывок из польки «Знакомство»)
Молодцы, ребята, все старались,
(Дети садятся на стульчики)
Педагог:
Посмотрите, ребята, за окошком
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла…
Дети: Весна!
Педагог:
Правильно, через несколько дней наступит весна.
А верными её спутниками всегда считались птицы –
Ведь с приходом весны всегда хорошее настроение, нам хочется
веселиться и петь!
А что же нужно для того чтобы хорошо петь,
(ответ детей)
Правильно, это очень важно, поэтому мы начнём с дыхательной гимнастики.
Тогда давайте поднимемся.
Представим, что мы с вами весенние птички. Руки на поясок, плечи расправили,
Помашем крылышками. А сейчас взяли дыхание в «поясок» и медленно
выдыхаем на звуках…
Педагог:
- Как шумит ветерок? Дети: Ссссссс
- Как комарик звенит? Дети: Зззззз
- Как жучок жужжит? Дети: Жжжжж
Педагог:
Молодцы! А теперь поработаем над голосочком
Взяли в руки зёрнышко, посадили его в землю (сели на корточки)
и покажите голосом и движением рук, как оно растёт и тянется к
солнышку.
Дети: (поднимаются с поднятыми руками и голосом показывают движение снизу вверх на звуке -А)
А-а-а-а-а-а-а (2 р.)
Подул ветерок и закачались колоски, покажите голосом.
(дети на двух звуках распевают звук –А-
А теперь лучик от солнышка в руки взяли,
К сердцу прижали,
Улыбнулись и нашим добрым гостям отдали.
Вот какие молодцы, а сейчас упражнение на выразительность
интонации:
скажем звонко, на улыбке, чётко проговаривая звук –ррр.
«Проворонила ворона воронёнка,
Проворонила ворона воронят»
Девочки, вам стало жалко рассеянную маму ворону и сейчас проговорите
с другой интонацией жалостливо. При этом какое будет выражение лица?
(Ответ детей. Девочки выполняют упражнение с нужной интонацией)
Мальчики, а вы рассердились на такую разиню.
Проговорите рассержено, измените выражение лица …
Молодцы! Вот мы с вами и разговорились!
А ещё предлагаю вам распеться.
Давайте вспомним нашу попевочку про солнышко
Педагог: (поёт)
Солнышко, солнышко
Посвети немножко.
(дети повторяют в разных тональностях поступенно поднимаясь вверх)
А весной ручейки журчат и льются,
Песни про весну сами поются!
Педагог:
Отгадайте по вступлению, как называется песня.
Педагог играет на музыкальном инструменте разученную ранее песню.
ПЕСНЯ «ВЕСНА – КРАСНА»
1 куплет:
Ай весна – красна, ты далёко была.
Ай, лёли, люли, ты далёко была!
2 куплет:
Ты далёко была, что ты нам принесла?
Ай, лёли, люли, что ты нам принесла?
3 куплет:
Принесла я вам – тёплое летечко,
Ай, лёли, люли, тёплое летечко!
Педагог:
Ребята, мы с вами знакомились с особенностями русской народной песни.
А что необычного было в исполнении этой весенней песенки?
(ответ детей)
А какой характер в этой песне? (маршевый, танцевальный или песенный)
Итак, ребятушки, садитесь рядком, да поговорим ладком.
Сейчас мы отправимся в те далёкие времена.
А вы знаете, как встречали весну на Руси?
Посмотрите, что необычного вы заметили в нашем зале?
Дети: Изба со старинными предметами.
(дети перечисляют)
(Выходит хозяйка, в руках тазик с тестом, ставит на стол)
Педагог: А вот и хозяйка, тётка Никанориха!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй, тётка Никанориха!
Педагог: Хозяйка, мастерица на все руки: и шить, и вышивать!
А чем же ты сейчас занимаешься?
Хозяйка: Я пеку печенья в виде жаворонков!
Педагог: А почему в виде жаворонков?
Рассказ хозяйки:
В народе день 22 марта носит название «Сороки». В этот день, по
наблюдению крестьян прилетают из тёплых стран 40 видов птиц и первая из
них жаворонок. И все женщины, накануне, вечером пекли весенние печенья в
виде жаворонков с распростёртыми крылышками и хохолком, а утром, в день
праздника раздавали детям. А те, весёлой гурьбой, с криками и звонким
смехом залезали на пригорки, крыши сараев, амбаров – закликать жаворонков :
И ребята пели заклички как можно громче, да так, что их голоса были
слышны и соседних сёлах. И так набегавшись вволю собирались в одном месте
и начинали есть своих ржаных птиц. Они верили, что весна ускорит свой
приход.
Педагог:
Есть много весенних закличек, и одну из них мы с вами сейчас исполним.
А ну, детушки, ай-да за околицу,
Жаворонков в ручки возьмите
Да на пригорок скорей бегите,
Весну – красну встречать –
В гости к нам зазывать!
(Дети выбегают на коврик врассыпную, держат в руках «жаворонка» и поют
«закличку»)
«Жаворонки – жаворонушки, прилетите к нам, (все дети – Гу)
Принесите нам весну красную -Гу!
С сохой, бороной и лошадкой вороной. -Гу!
С пряльцем, с донцем, с новым веретенцем! -Гу!
Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела.
Педагог:
Замечательно у нас получилось.
А сейчас представим, что наши жаворонки ожили. Вот какие чудеса весной
бывают. Давайте отпустим в небо наших птичек:
Дети: (подбрасывают наверх со словами)
«Летите к солнышку ясному!»
(Садятся на стульчики)
Педагог:
Ребята, посмотрите, пока мы пели заклички, тётка Никонориха вышила
на своей картине жаворонка.
(Звучит фонограмма щебет птиц “Весенняя фантазия” (журчание ручья)
Педагог:
Ребята, вы слышите, весна откликнулась на наш зов – пробудилась жизнь
на полях, стала прорастать первая зелень, зажурчали ручьи, так и хочется
выйти на гулянья.
Днем погожим, днем весенним
Разгорается веселье.
Все гуляют и поют
Да и в ложки звонко бьют.
Берите в руки ложки,
Поиграем мы немножко!
ПЕСНЯ «А ТАРИ – ТАРИ»
(дети садятся на стульчики)
Педагог:
Ребята, а что вам хотелось делать под эту песню? (ответ детей)
Значит какая по характеру прозвучавшая песня? (ответ детей)
Посмотрите, что появилось на картине у хозяюшки?
(ответ детей) – ложки, трещотки.
На Руси народ любил не только петь да плясать,
А и весело играть!
А игры были не простые.
А народные, заводные да весёлые!
Хозяйка:
А теперь, детвора, поиграть пришла пора?
ИГРА «НИКАНОРИХА»
( Водят хоровод и поют:)
Никанориха гусей пасла.
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается.
А козёл – то упирается.
(говорком) Надо быстро пару взять, чтобы козликом не стать.
1, 2, 3 – пару бери!
(ребёнок оставшись без пары, будет ведущим в следующей игре)
ИГРА «ЗАРЯ ЗАРЯНИЦА»
(Взрослый держит карусель. Все играющие держат по ленте, один из участников – ведущий, он стоит вне круга. Ребята идут по кругу и запевают песню:)
Заря – заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два, три - беги!
(При словах «ленты голубые» водящий дотрагивается до кого – нибудь из
играющих, тот выходит к водящему и встают спиной друг к другу.
На слова «1, 2, 3 – беги» - бегут в разные стороны и обегают круг.
Кто первый схватит оставленную ленту, тот и побеждает, а опоздавший
становится водящим. Игра начинается снова.
Педагог:
Мы с вами поиграли, и на картине снова появилось изображение – солнышко
ясное, заря – заряница!
(Все дети встают полукругом)
Педагог:
Как славно мы сегодня с вами занимались.
А на Руси народ всегда что славил? (ответ детей)
Почему? (ответ детей)
Вот и мы сейчас с вами споём песню, в которой будем славить нашу русскую
природу
ПЕСНЯ «СЛАВА!»
1. Слава на небе – солнцу высокому. Слава! Слава!
2. Слава на небе – месяцу ясному. Слава! Слава!
3. Слава на небе – зорюшке утренней. Слава! Слава!
4. Слава на небе – утру прекрасному. Слава! Слава!
Какая по характеру песня? (ответ детей)
Молодцы, ребята, а сейчас все вместе, давайте вспомним, что же нового
вы сегодня узнали, о чём мы говорили.
Педагог: А поможет нам в этом картина тётки Никанорихи
Хозяйка:
Пока вы пели и плясали,
Мастерила, вышивала
И у меня вышла картина
Вот и посмотрите, какая у нас получится картина знаний.
Первыми-ми у меня на картине появились жаворонки.
Педагог: Вспомните, в чём нам помогали эти птички? (ответ детей)
Хозяюшка: 2-ми появились музыкальные инструменты.
Педагог: В какой песне мы играли на музыкальных инструментах? (ответ детей)
Хозяюшка: А солнышко красное о чём нам говорит? (ответ детей)
Хозяйка: А от меня, гости дорогие, примите сладкие подарки, жаворонков,
сама пекла, старалась!
Угощайтесь на здоровье! (Угощает гостей)
Педагог прощается с детьми
До свидания, дети!
Дети: До свидания, Ирина Михайловна!