Оксана Бархатова
Конспект музыкального занятия «Прогулка по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПРОГУЛКА ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»
Цель: Вовлечение в действие всех детей, развитие творческой и речевой активности, коммуникативных качеств, создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект музыкального занятия „Прогулка по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Образовательные: Формировать элементарные умения и навыки практического музицирования в разных видах музыкальной деятельности; формировать творческое воображение и способность детей к самовыражению и раскрепощению внутренного «Я»
Развивающие: Обеспечить развитие метроритмического чувства; обеспечить развитие дифференцированности слуховых впечатлений; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости.
Воспитательные: Вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение, позитивное самоощущение себя в музыкальной деятельности; повысить уверенность детей в своих способностях; формировать навыки сотрудничества и сотворчества.
Образовательная область: «Художественно-эстетическая»
Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная.
Технология: Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение, импровизация».
Игровая мотивация: музыкальное путешествие в город веселых игр.
Методы и приемы организации детской деятельности:
Наглядные: Видеоклип «Зима» «Вальс» Г. Свиридова из к/ф к повести А. Пушкина "Метель"; видеослайды.
Практические: игры, ритмопластика, музыкальные загадки, игры со звуками, фонопедические упражнения; словесные загадки, речевые упражнения, вопросы, беседа-диалог, высказывание детей.
Планируемый результат: Развитие музыкальных способностей в разных видах деятельности. У детей появится интерес к звучащему миру, желание играть в звуки, желание экспериментировать с ними; смогут ориентироваться в их названии.
Предварительная работа: индивидуальная работа по озвучиванию музыкальных сказок с использованием шумовых и музыкальных инструментов. Групповая работа с детьми: беседа о музыке и слушание произведения "Вальс" Г. Свиридова из к/ф к повести А. Пушкина "Метель"; разучивание песни О. Воеводиной «Музыка Зимы».
Электронные ресурсы: мультимедийная установка.
Ход образовательной деятельности:
Под музыку И. Штрауса дети легким бегом на носочках двигаются по залу, танцевальная импровизация в свободном направлении. С окончанием музыки останавливаются.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы сегодня не забыли поздороваться друг с другом? Предлагаю вам поздороваться по - музыкальному.
Коммуникативная игра - приветствие «ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!» (О. Воеводина)
Рекомендации к игре: Дети делятся на 2 команды. Первая команда образует внутренний круг, вторая – внешний. Дети стоят лицом друг к другу. Под музыку каждый круг двигается противоходом.
Здравствуй, здравствуй милый друг! - двигаются по кругу противоходом
Всем привет! – продолжают движение и машут ладошкой
Помашите мне скорей Вы в ответ! – останавливаются друг напротив друга и машут другу ладошкой
Улыбнись! – улыбаются друг другу
Поклонись!- кланяются
На носочках покружись!- кружатся вокруг себя 1 раз
Руку дай – протягивают друг другу правую руку
И пожми, – здороваются, пожимая руки.
Своё имя назови! – в конце каждый говорит другу своё имя
Музыкальный руководитель : Отгадайте-ка, ребятки,
Про кого моя загадка.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасила все витрины.
Дети: (Ответ детей).
Муз. рук: А зимой бывают чудеса? (Ответ детей).
Открою вам один секрет, я верю в сказку, а вы? (Ответ детей).
Тогда предлагаю отправиться со мной в путешествие по зимнему волшебному лесу.
Вы согласны отправиться? Тогда будем собираться в дорогу.
Чистоговорка «Чемоданы собираем» (автор О. Боромыкова)
Чемоданы собираем – кладут ладошку на ладошку
И в багажник опускаем - потянулись руками вверх
Пассажиры суетятся – руки согнуты в локтях, круговые движения вдоль туловища
Друг за другом все садятся – четыре хлопка
Телеграммы отправляем – стучат пальцами правой руки по ладони левой
Поцелуй всем посылаем!
Я вам предлагаю отправиться путешествовать на машине. (слайд машина)
Игровая разминка «Мы едем, едем, едем» - музыкально-ритмические движения
РЕФРЕН: Мы едем, едем, едем – Дети «едут» друг за другом.
На новеньком мопеде! Летим мы с горки вниз,
Эй, прохожий, берегись! – Останавливаются, поворачиваются лицом в круг.
1. Вдруг навстречу вышел ПЁС, закрывай скорее НОС!
ПРОИГРЫШ: Дети должны закрыть свой нос руками, чтобы Ведущий не успел до него дотронуться.
2. Вдруг навстречу вышли КОШКИ, закрывай скорей ЛАДОШКИ!
ПРОИГРЫШ: Дети должны спрятать свои руки за спину, чтобы Ведущий не успел до них дотронуться.
3. Вдруг навстречу нам ТЕЛЯТКИ, закрывай скорее ПЯТКИ!
ПРОИГРЫШ: Дети поворачиваются спиной в круг и сгибают ногу, затем должны быстро успеть опустить ногу вниз, чтобы ведущий не успел дотронуться до пяток.
4. Вдруг навстречу БЕГЕМОТ, Закрывай скорей ЖИВОТ!
ПРОИГРЫШ: Дети должны закрыть живот руками, чтобы Ведущий не успел до него дотронуться.
5. Вдруг навстречу СТАРИЧОК, закрывай свой ЯЗЫЧОК!
ПРОИГРЫШ: Дети должны закрыть свой рот руками, чтобы Ведущий не успел до него дотронуться.
Музыкальный руководитель : (обращает внимание детей на слайд, на котором изображен зимний лес).
Музыкальная импровизация «Зимние дорожки»
Фонопедическое упражнение
Мы в волшебный лес попали, раньше тут мы не бывали.
Полон звуков этот лес, очень много здесь чудес.
Как в лесу тихо, он, наверное, и вправду волшебный.
Слышите, ветерок по верхушкам пролетел – «ууууууу»
Дятел стучит по дереву «тук-тук-тук» давайте и мы постучим.
Сильно ветер подул, пурга начинается (показ. рукой глиссандо снизу вверх).
Тучка вздохнула «ах-ах» (показ. рукой и голосом низкие и высокие звуки)
Снежинки полетели (разная интонация гласными звуками).
Деревья зашумели, зашептали «ш – ш – ш»
Вдруг всё успокоилось, и наступила тишина.
Давайте присядем на полянке и посмотрим: зимой лес выглядит сказочно. А увидеть зимнюю красоту нам поможет волшебная музыка.
Видеоклип «Зима». "Вальс" Г. Свиридова из к/ф к повести А. Пушкина "Метель"
Ребята, давайте попробуем подобрать красивые слова для описания зимнего леса.
Игра "Волшебная снежинка".
Дети, передавая снежинку, придумывают слова о зимнем лесе, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Лес сказочный, хрустальный, звенящий, волшебный, серебристый, голубой, пушистый, очаровательный, холодный, белоснежный, морозный, таинственный)
Ритмический узор
Муз. рук: А сейчас я предлагаю из снежинок составить ритмический узор и прохлопаем его хлопками. (большая снежинка -ТА, маленькая - ТИ) (использую дидактический материал). Дети отстукивают ритм хлопками.
Музыкальный руководитель : А хотите послушать зимнюю сказку? Только вы помогите мне её оживить с помощью музыкальных инструментов.
Импровизация. Сказка – шумелка.
На начало сказки звучит музыкальный отрывок любого сказочного характера.
1. На деревьях снег лежит, иней там на нём блестит - бубенцы
2. Мишка там, в берлоге спит, очень громко он храпит – ксилофон
3. Дятел на суку сидит, и по дереву стучит - ложки
4. Мимо белочка бежала, и орешки потеряла – грецкие орехи
7. Волк под деревом сидит, и от холода дрожит – бубен; тамбурин.
8. Зайчик прыгает и скачет, словно белый, быстрый мячик – маракас.
9. На суку сова сидит, всех пугает и шипит – все шипят. шшшш…
10. А под деревом лиса, всё зайчишку стерегла – металлофон.
11. Ветер сильный вдруг подул, и раздался сильный гул – пампон.
12. Задрожало, заскрипело маленькое деревце. – трещётка.
13. Льдинки - звёздочки сверкают, и полянку освещают – треугольник.
Музыкальный руководитель : А сейчас я предлагаю спеть песню «Музыка Зимы»
«МУЗЫКА ЗИМЫ» (сл. и муз. О. Воеводиной)
И. П. : Детей делят на три группы:
первая группа детей могут играть на рубеле или гофрированных трубках, разрезанных на части, длинной 13 см.
Вторая группа – на колокольчиках.
И третья группа детей будут изображать, как скрипит снег. Для этого можно использовать самодельные мешочки с насыпанным крахмалом, при сжимании которых получается звук, похожий на хруст снега.
1. В гости Зимушка пришла, много снега намела!
А мы катимся с горы, нам морозы не страшны!
ПРИПЕВ: Вжик, вжик, вжик! – ритмично играют на ребристых трубках
Вжик, вжик, вжик! Эту музыку Зима Сочинила нам сама!
ПРОИГРЫШ: играют на музыкальных инструментах
2. В гости Зимушка пришла, много снега намела! Слышна музыка кругом колокольцев перезвон! ПРИПЕВ: Динь, динь, динь! – играют на колокольчиках
Динь, динь, динь! Эту музыку Зима сочинила нам сама!
ПРОИГРЫШ: играют на музыкальных инструментах
3. В гости Зимушка пришла, много снега намела! Под ногами снег скрипит, а мороз трещит, трещит! ПРИПЕВ: Скрип, скрип, скрип! – хрустят мешочками с крахмалом, изображая снег
Скрип, скрип, скрип! Эту музыку Зима сочинила нам сама!
ПРОИГРЫШ: играют на музыкальных инструментах
Музыкальный руководитель : Наше путешествие по зимнему лесу закончилось. Вам понравилось путешествовать? (ответы детей) Ребята, вы настоящие музыканты, потому что умеете не только слушать музыку, но и украшать её.
Я всех хвалю, вы, молодцы, вы, дети, просто класс!
Сюда ещё придете вы - я рада видеть вас!
Вот так мы и живем, играем, занимаемся и песенки поем.
Пускай летят над нами дни и годы,
Шумят дожди, идут снега –
У нас в саду хорошая погода
Сегодня, завтра и всегда.
До свидания, ребята! Спасибо вам за интересную встречу!
Литература:
1. Гогберидзе А. Г., Дергунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб. Издательство «Детство-Пресс», 2010.
2. Т. Э. Тютюнникова, сборник материалов семинара №2 «Игры с инструментами»
3. Т. Э. Тютюнникова, «Музыка, речь, движение». – М. 2005 г
4. Т. Э. Тютюнникова, «Сказочки-шумелки».Семинар №2.
5. Железнова С., Железнов Е. «Весёлая логоритмика» (из серии «Музыкальнобучалочки», аудиопособие». М. издательство детских образовательных программ «Вест – ТДА», 2007г.