Нина Николина
Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну марша»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 2
ЗАНЯТИЕ 2
Задачи:
Обучающие:
- узнавать знакомое произведении, композитора, определять форму;
- познакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
Развивающие:
- вызывать эмоциональную отзывчивости;
- способствовать развитию чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, музыкально-образного мышления;
Публикация «Конспект музыкального занятия „Путешествие в страну марша“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
- формировать умение слушать музыку, умение размышлять о ней, умение выделять средства музыкальной выразительности, определять настроение произведения и характер; навык движения под музыку;
- совершенствовать навыки и умения игры на детских музыкальных инструментах, соблюдая общий темп и ритм исполнения музыкального произведения;
- развивать творческие способности через ЛЕГО-конструирование.
Воспитательные:
- воспитывать духовно - нравственные качества, эстетический вкус.
Средства: портрет композитора Д. Д. Шостаковича, фонограммы «Марш» Д. Д. Шостаковича, «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского., видеопрезентация «Путешествие в страну марша» (занятие 2).
Оборудование: музыкальные инструменты – барабан, клавесы, бубны, кармашки на стульчики, музыкально-дидактическая игра «Определи форму».
Видео: https://www.youtube.com/embed/EUWyT_gXYgQ1 СЛАЙД - ТЕМА
Дети заходят (маршируют) в зал под песню «Вместе весело шагать по просторам» и встают около стульчиков.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. У мен сегодня отличное настроение. А у вас? (ответы детей). Тогда давайте звонко, дружно и выразительно исполним песенку-распевку «СОНЫШКО»
Музыкальная пальчиковая игра «СОЛНЫШКО», Е. А. Поддубноая
Муз. рук. Вспомните. Чем же мы свами занимались на прошлом занятии? (ответы детей). Правильно мы с вами отправились в путешествие по стране Марша, и остановились в городе каких маршей? (Ответ детей).
Муз. рук. Мы остановились в город ИГРУШЕЧНЫХ МАРШЕЙ, а сегодня продолжим знакомство с ними. Отгадайте загадку:
ПАУЗА. ТЕКСТ ЗАГАДКИ.
На бочонок я похожий,
Громкий, звонкий, толстокожий.
На лысине - макушке
Пляшут две подружки.
Несмотря на пустоту
Голос слышен за версту.
ПАУЗА - ?
ПАУЗА. СЛАЙД – БАРАБАН
Муз. рук. Правильно, это – барабан! А как называют музыканта, который играет на барабане? (ответ). А сейчас я предлагаю разучить речевую ритмическую игру.
Показ музыкальным руководителем.
Бьет волшебный барабан - бам, бам, бам (хлопают в ладоши)
А волшебный барабум -бум, бум, бум (по коленкам)
А волшебный барабах - бах, бах, бах (топают ногами)
А волшебный барабух - бух, бух, бух (по плечикам)
Барабан и барабум поднимают страшный шум
Барабух и барабах, громко скажут нам - ба-бах!
Муз. рук. итак, все вместе. Первый раз проговариваю и показываю я, второй - вы (по принципу «Эхо», произносит текст и показывает движения по одной строчке)
РАЗУЧИВАНИЕ ТЕКСТА ИДВИЖЕНИЙ
Муз. рук. Проходите на стульчики. Послушай пьесу, вспомните название, композитора. Подумайте, сколько частей в этой пьесе, т. е. сколько раз изменяется музыка?
СЛУШАНИЕ «МАРШ» Д, ШОСТАКОВИЧ (вспоминают название, композитора.
Муз. рук. ]показывает ПОРТРЕТ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА
Муз. рук. У вас в кармашках лежат карточки, на которых изображены геометрические фигуры (одна, две, три). Если вы считаете, что в это пьесе музыка звучит одинаково, т. е одна часть – показываете карточку с одной геометрической фигурой, если музыка изменяется два раза – с двумя, а если три раза, т. е. в пьесе три части, то карточку с тремя фигурами.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ФОРМУ»
Муз. рук. Возьмите музыкальные инструменты и постараемся четко., ритмично, дружно сыграть этот марш в оркестре.
Исполняют «МАРШ» Д. ШОСТАКОВИЧА на ДМИ
(садятся на стульчики).
Муз. рук. Продолжим знакомство с игрушечными маршами.
ПАУЗА. КАРТИНКА – ПОРТРЕТ П. ЧАЙКОВСКОГО
Муз. рук. Это - композитор Пётр Ильич Чайковский сочинил очень много прекрасной музыки. Эту музыку знают и любят люди во всём мире. Пётр Ильич Чайковский жил очень давно, более ста лет назад. В то время ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики в те далёкие времена играли не с машинками, а с деревянными солдатиками и лошадками на колёсиках. Пётр Ильич Чайковский написал музыкальные пьесы для детей - эти маленькие музыкальные картинки рассказывают о жизни детей, которые жили в те далёкие времена. У Петра Ильича Чайковского был племянник, Володя Давыдов, и чтобы ему интереснее было учиться игре на фортепьяно, Пётр Ильич сочинил эту музыку. Послушаем пьесу, а как какую. - отгадайте загадку.
Они в коробочке лежат,
Но, если их достать,
Построятся — за рядом ряд
Пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи, словно братики!
Скажите, как же их зовут? (деревянные солдатики)
ПАУЗА?
ПАУЗА. СЛАЙД – ДЕРЕВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ
Муз. рук. А пьеса называется «Марш деревянных солдатиков».
ПАУЗА. 1,2 СЛАЙД – СОЛДАТИКИ МАРШИРУЮТ.
Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками, поэтому марш звучит легко, отрывисто, тихо, прозрачно, высоким звуком. Но в то же время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг
Послушайте внимательно, о чём и как рассказывает музыка и всегда ли марш звучит одинаково? (звучит фонограмма).
Прослушивание музыкального произведения «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
Муз. рук. Всегда ли музыка марша звучит одинаково? (ответы детей)
Да, в середине марша музыка меняется. Солдатики будто перестраиваются, выполняя команды своего командира. А потом опять звучит музыка, с которой марш начинался. В конце марш звучит тише и тише - солдатики удаляются, уходят.
Давайте послушаем этот марш ещё раз и предадим изменения в музыке в движении: на 1 часть - будем маршировать, как деревянные солдатики - смело, чётко, но очень легко (ногу выставляем вперед прямую, стараясь на сгибать в коленях, на вторую - будем «играть на барабане», а на третью – снова маршировать.
Эй, солдаты, на парад встаньте друг за другом в ряд
Руки к бедрам приложите. Смирно! Голову не гните и под музыку идите!
(Дети маршируют, барабанят, маршируют).
Муз. рук. Молодцы, все старались, шагали, как настоящие деревянные солдатики. А как можно оркестровать эту пьесу? Давайте вместе продумает ритмический рисунок и на каких инструментах будем играть.
Исполняют «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ» П. ЧАЙКОВСКОГО на ДМИ
1 ВАРИАНТ.
(Iчасть. Ударяют клавесы I I бубны I, клавесы I I бубны I и т. д
II часть. Барабан I I I I I I, клавесы и бубны I I I I I I I и повтор.
IIIчасть. Ударяют клавесы I I бубны I, клавесы II бубны I и т. д
2 ВАРИАНТ.
(Iчасть. Ударяют в бубны I I I I и т. д
Клавесы I I I I I I I I
II часть. Барабан I I I I I I I I I I I I I и повтор.
IIIчасть. Бубны I I I I и т. д
Клавесы I I I I I I I I
Муз. рук. Вы отлично занимались! С какими маршами мы познакомились? Скажите, эти марши похожи или нет, в чем сходство и отличие? (Ответы детей).
Я хочу предложить вам построить город игрушечных маршей из ЛЕГО-конструктора. Вы уже определили характер маршей, поэтому и цвет тоже надо подобрать яркий, «весёлый». Скажите, каким цветом можно построить дома? (Ответы детей). В постройке нам надо отразить не только характер музыки, но и форму. Оба марша трёх-частной формы. Поэтому, дома должны быть трёх-этажные. Подумайте, сколько цветов надо взять для постройки? (Ответы детей).Выбирайте для своей постройки 2 цвета, потому что 1 и 3 часть между собой похожи, поэтому они будут одним цветом, 2 этаж будет другим цветом.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
В конце из построек собирается город, проводится анализ.