Таболина Надежда Павловна
Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ «Звуки разные бывают»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки разные бывают» Методы и приемы реализации содержания занятия :
Наглядные (Слайдовые фрагменты музыкальных и шумовых звуков)
Словесные (Рассказ о музыкальных и шумовых звуках)
Практические (упражнение, игра, музыкально - ритмические движения, восприятие музыки)
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ „Звуки разные бывают“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Познавательное развитие: закрепление знаний детей о музыкальных и шумовых звуках.
Речевое развитие: Расширение активного словаря (мажор, минор)
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх
Возрастная группа: Старшая
Цель: формирование представления дошкольников об окружающих нас звуках.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;
- Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры движениями, интонацией.
- Обогащение словарного запаса через слова: звуки, шум, музыка, стеклянный, железный, деревянный, шуршащий.
- Учить детей различать шумовые и музыкальные звуки, способствовать усвоению этих понятий, используя игровые приемы.
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.
- Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.
- Развивать координацию, переключаемость движений.
Воспитательная задача:
- Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.
Планируемые результаты
- Сформированы представления о различие между музыкальными и шумовыми звуками.
- Дети способны отличать звучание шумовых звуков от музыкальных, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.
- знают названия музыкальных инструментов, выражают свои эмоции в исполнении песен, игре и танце, различают шум, звуки природы и музыкальные звуки.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
- Фортепиано;
- Записи шумовых звуков;
- Записи фрагментов звучания музыкальных инструментов;
- Карточки для игры «Различи звуки»
- Детские музыкальные инструменты (барабан, ложки, ксилофон)
- Бумага или целлофановый пакет, деревянная палочка, ткань;
- Бабочки, цветы бумажные по количеству детей;
- Нотки двух цветов желтые и синие.
Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимных моментах). Просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям музыкальных инструментов. Разучивание считалочки к игре «Звуки мы идём искать». Разучивание текста игрового массажа «Дружок».
Используемый методический материал
1. Девятова Т. Н. Звук – волшебник : материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М. : ТЦ Сфера, 2001 г
3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая группа – Композитор, 2009 г.
4. Кочемасова Е. Е., Тютюнникова Т. Э., «Откуда берется звук?» - журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.
5. «Музыкальный руководитель», №5, 2006 г.
6. Интернет-ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/
- https://www.solnet.ee/parents/p11_07.html
- https://www.moluch.ru/archive/91/19171/
Ход занятия
I. Организационный этап
Дети входят в зал под музыку Д. Львова – Компанейца «Великаны и гномы», выполняют движения по словесному объяснению педагога. Встают в круг.
Музыкальный руководитель : (поёт) Здравствуйте, ребята!
Дети: (поют) Здравствуйте!
Музыкальный руководитель :
Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой!
И другой!
А теперь мои хорошие
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь!
И садитесь!
II. Основной этап
Музыкальный руководитель :
Ребята, что мы сейчас делали?
(Топали, хлопали, шумели).
Музыкальный руководитель :
Как можно назвать такие звуки? (Шумы).
Музыкальный руководитель :
Совершенно верно. Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (Ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.
Скажите, какие звуки вы услышали? (Ответ)
Правильно, всё это шумы. Давайте поиграем. Я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.
Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы - шум мятой бумаги, стук карандаша, шум пакета.)
Шумовые звуки - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите? (звучит запись вьюги)
Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне). Это тоже звуки, но какие? Шумовые? (Ответ). Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека.
Музыкальный руководитель :
Чем отличается шум от музыки?
(Шум нельзя спеть, сыграть на музыкальном инструменте).
Музыкальный руководитель :
А вы знаете, что шумовые звуки бывают очень разные. Предлагаю вам сыграть в интересную игру. Хотите ребята?
Игра «Звуки мы идем искать» (Педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)
Раз, два, три, четыре, пять!
Звуки мы идём искать!
Пластиковый, деревянный,
Металлический стеклянный!
Дети, произнося считалку, двигаются за ведущим по залу, который подводит их к различным предметам и стучит по ним молоточком, слушая звук. Дети по звуку определяют, к какому типу относится этот звук. Игра повторяется несколько раз.
Музыкальный руководитель :
Давайте повторим: какие бывают звуки.
Шумовые (шумы, голоса природы, музыкальные (пение человека, игра на музыкальных инструментах)
Музыкальный руководитель :
А чтобы найти музыкальные звуки в нашем зале я хочу предложить вам спеть знакомую песню. Только вот куда же она запропастилась? Как вы думаете? (делает вид, что ищет) (Ответы детей).
На 2 слайде изображена лесенка, состоящая из 7 ступеней.
Музыкальный руководитель :
А мне кажется, я знаю, где находится песня…
Посмотрите, на экране изображена лесенка, но лесенка не простая – а музыкальная и на ней и спряталась наша песня. Но чтобы её угадать нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если мы справимся с ними – то сможем угадать и спеть нашу песню.
Музыкальный руководитель :
Ну, что, ребята отправимся искать нашу песню?
Музыкальный руководитель берет первую нотку, на которой написано задание.
Нужен аккомпанемент,
Чтобы песня зазвучала,
Инструменты нужно взять
Сказку ими обыграть.
Музыкальный руководитель : Интересное задание!
Я хочу вам рассказать сказку, послушайте её.
Рассказывает сказку, на 3слайде появляются изображения инструментов и предметов в соответствии с текстом.
Заяц в лесу (Е. Железнова, С. Железнов «Музыка с мамой»)
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(Шуршим бумагой)
Испугался заяц и бежать.
(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(Стучим палочкой по деревяшке)
Бросился заяц бежать.
(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(Натягиваем руками ткань)
Побежал заяц из леса к речке
(Стучим деревянными ложками по барабану (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(Проводим палочкой по ксилофону)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(Стучим деревянными ложками по барабану (медленно)
Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты и предметы, когда я рассказывала сказку? (Ответы детей).
На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите их. Я сейчас еще раз расскажу сказку, а вы будете озвучивать её.
Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию, как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.
Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.
Музыкальный руководитель : Молодцы! А какие звуки встречались в нашей сказке? (Музыкальные и шумовые)
В это время, на 4 слайде появляется лесенка, на ней нарисована картинка, на которой изображена первая фраза песни.
Музыкальный руководитель : а вот и первая подсказка к нашей песне. Значит, мы и с этим заданием справились.
Берёт 2 нотку.
Музыкальный руководитель :
А вы знаете, что музыкальные звуки бывают грустные и веселые, по другому их называют мажор и минор. Мажорные звуки – они всегда радостные, весёлые, светлые. А минорные звуки – они грустные, печальные, жалобные. Ребята, чтобы нам узнать следующую подсказку к нашей песне, нам необходимо выполнить следующее задание - внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.
Активное слушание музыки «Мажор или минор?».
Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а под грустную – ходят с опущенными головами.
Музыкальный руководитель : Как вы думаете, мы справились с заданием? (Ответ). Если откроется подсказка, значит, задание мы выполнили верно.
В это время, на 5 слайде появляется лесенка, на второй ступени открывается картинка с изображением второй фразы к песне.
Музыкальный руководитель : Справились, молодцы!
Музыкальный руководитель : А вот и вторая фраза нашей песни. Значит, мы и с этим заданием справились. Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень? (Ответы детей).
Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.
Берет 3 нотку, читает задание
Есть слова, есть инструменты,
Ну а где мелодия?
Вы на схемы посмотрите
И мелодию найдите.
(На 6 слайде изображён нотный стан, на котором сидят звери).
Музыкальный руководитель : Посмотрите, какая интересная схема.
Обратите, внимание, что все звери находятся на разной высоте. Как вы думаете, что бы это могло означать? (Ответы детей)
Есть звуки высокие и низкие. (На 7 слайде изображены котята). Если кошечки находятся наверху, как бы они пропели эти звуки? (Мяу) (На 8 слайде изображены собачки). А как споют собачки? (Гав, гав, (На 9 слайде изображены коровы) А как споёт корова? (Му). Кто хочет спеть по этим схемам?
Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»
Фигуры котят, собачек и коров расположены в звуковысотном порядке. Дети сначала по одному, затем вместе поют схемы.
На 10 слайде появляется лесенка, на картинке которой, изображен третий фрагмент песни.
Музыкальный руководитель : Появилась следующая подсказка, что это значит? (Ответы детей)
Берет 4 нотку, читает задание
Музыкальный руководитель : В зале расцвели цветы, а на них сидят бабочки. Пройдите к цветам и присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик.
Дети занимают места.
Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.
Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей)
Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.
Игровое упражнение «Музыкальный полёт»
(Т. В. Рогаткина. Синтез искусств: дорога в детство, или новое изменение педагогики. Музыка и настроение. Музыкальный руководитель – 2006 № 5)
У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.
Вальс-шутка (музыка Д. Шостаковича)
В это время, на 11 слайде появляется лесенка, и изображением 4 фрагмента песни.
Музыкальный руководитель : А вот и четвёртая фраза нашей песни. Значит, мы и с этим заданием справились.
Берет5 нотку, читает задание
Музыкальный руководитель : ну, а сейчас, пришла пора позабавиться детвора!
Давайте, мы с вами выполним игровой массаж «Дружок».
Дети выполняют комплекс игрового массажа «Дружок» (Матюхина М. В. «Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии»).
Дети стоят парами по всему залу.
У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.
По-смо-три!
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.
Раз, два, три!
Твои ручки тоже Поворачиваются друг к другу, гладят по ручкам друг друга.
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок!
У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.
По-смо-три!
Я пощиплю их немножко. Легко щиплют щечки.
Раз, два, три!
Твои щечки тоже Поворачиваются, растирают щечки друг друга.
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок. Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок!
У меня такие ушки! Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.
По-смо-три!
Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием.
Раз, два, три!
Твои ушки тоже Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок!
В это время, на 12 слайде появляется лесенка, и изображением 5 фрагмента песни.
Музыкальный руководитель : А вот и пятая фраза нашей песни. Значит, мы уже почти у цели.
Музыкальный руководитель : ну, что, давайте посмотрим следующее задание.
Берет 6 нотку
Звуки разные бывают
Это все на свете знают
Их не два и не три
Ты попробуй, отличи.
А сейчас проведем небольшую викторину. У каждого из вас будет по две карточки. На одной изображены нотки, а на другой кубики. Вам нужно будет внимательно слушать звуки и определить к каким звукам они относятся отнести к музыкальным или шумовым. Ну, что, готовы. Тогда, вперёд!
Дидактическая игра «Различи звуки»
В записи звучат различные звуки, параллельно на 13, 14 слайдах изображаются картинки, дети выбирают нужную карточку и показывают. Если картинка и звук относится к музыкальным звукам, то показывают карточку с изображением ноток, если к шумовым, то с изображением кубиков.
Музыкальный руководитель : А вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.
Берет 7 нотку читает задание
Вы дошли до вашей песни,
Молодцы, вы справились!
Угадайте, что за песня
На ступени спряталась?
Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют.
Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню.
Песня «Детский сад» Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгина.
Музыкальный руководитель подводит итог.
III. Заключительный этап.
Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песни. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно, возьмите синюю нотку. Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, а что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?
Вы трудились не напрасно,
Все согласны? Да, согласны!
А теперь пришла пора,
Нам прощаться детвора.
Музыкальный руководитель : (поёт) До свидания ребята!
Дети: (поют) до свиданья!
Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.