Елена Машарова
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Волшебной музыки страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать развивать музыкальный слух детей, эмоциональную отзывчивость, закрепить знания детей о средствах музыкальной выразительности, познакомить с понятием мажора и минора.
Дети входят в зал, здороваются.
Музыкальный руководитель: Доброе утро, дети. Сегодня в музыкальный зал пришло письмо и посылка. Интересно, кто же прислал их? Хотите узнать? Давайте прочитаем письмо. «Здравствуйте, дети. Я – Фея Музыки из сказочной страны. В моей стране неприятность – исчезла музыка, помогите её, пожалуйста, найти. Если вы согласны, то в посылке найдёте задания и подсказки».
Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „Волшебной музыки страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Музыкальный руководитель: Ну, что, дети, поможем Фее, постараемся найти музыку?
Давайте вспомним, без чего не бывает музыки? Верно, без нот, без музыкальных ключей.
Посмотрите, в посылке конверт, в нём какие-то обрывки. Что бы это значило? Наверное, это первая подсказка. На что похожи эти изображения? (На музыкальные ключи) Давайте попробуем собрать их и увидим, что нам приготовила Фея.
(Собрать оба ключа на ковре.)
Это скрипичный и басовый ключ. Для чего они нужны? Да, чтобы ноты могли звучать. Каким нотам открывает дорогу басовый ключ? А скрипичный? Как ещё называют скрипичный ключ?
Молодцы, а почему его ещё называют «детским»? Верно, потому что в этом ключе написаны все детские песни.
Музыкальный руководитель: А вот Фея нам приготовила загадку:
Семь подружек – семь чудесниц,
Сложишь вместе – будет песня! (Ноты)
Музыкальный руководитель: А где живут ноты? Что такое нотный стан?
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан.
И по ней все ноты – точки
Разместили по местам.
А теперь давайте вспомним, где живут ноты.
(Дети называют ноты, ставят на место каждую на музыкальном пособии).
Музыкальный руководитель: Молодцы, дети. Посмотрите, ещё одно задание Феи – кроссворд. Что здесь написано? (обращает внимание на кроссворд) Да, мелодия. А мелодия состоит из нот. Давайте найдём спрятавшиеся ноты. Здесь нужно так заполнить свободные клетки, чтобы можно было прочитать название нот.
(Разгадывание кроссворда).
Музыкальный руководитель: Мелодия – это душа музыки.
Дети, мы нашли ноты, музыкальные ключи, разгадали кроссворд. Посмотрите, в посылке кто-то спрятался. Вы знакомы с ними? Это два брата, два музыкальных лада.
Мажор: Друзья! Признаться вам спешу –
Знакомству очень рад!
Меня зовут синьор Мажор
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех
И если дружишь ты со мной,
То ждёт тебя успех!
Минор: А я зовусь синьор Минор,
И вот что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу!
Люблю, вздыхая, слёзы лить
И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим
О чём, не знаю сам!
Музыкальный руководитель: Вот и давайте улыбнёмся и погрустим вместе с вами, слушая разную музыку. Вас приглашает музыкальная гостиная.
(Проходят в музыкальную гостиную, зажигаю свечи).
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его!
Звучат фрагменты музыки «Шутка» И. Баха и
«Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Назовите мелодии. (Работа по схеме). Как вы думаете, есть ли здесь мажор или минор? (Разбор пьес).
Музыкальный руководитель: Чтобы передать в музыке яркое, праздничное настроение, композитор пишет музыку для оркестра. Что такое оркестр? Как вы думаете? Оркестр – это целое государство, где свои законы, а король в этом государстве – дирижёр. Какие оркестры вы знаете?
1. Оркестр народных инструментов.
2. Духовой оркестр.
3. Симфонический оркестр.
Рассматривают схемы оркестров, называют основные группы музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.
Молодцы, а теперь пора зазвучать этим оркестрам. Послушайте, и определите по звучанию разные оркестры, назовите музыкальные инструменты и расскажите всё о настроении музыки.
1. «Ах, вы, сени» – р. н. м. Оркестр народных инструментов. Музыка яркая, весёлая, задорная, праздничная.
2. «Полёт шмеля» - Римского-Корсакова. Ансамбль скрипачей. Музыка быстрая, лёгкая, стремительная, беспокойная.
3. «Слон» – К. Сен-Санс. Два фортепиано и контрабас. Какой танец исполняет слон? Он танцует вальс, и мы с улыбкой слушаем музыку: тяжёлый, грузный, огромный слон танцует вальс. А чей портрет рисует музыка сейчас?
4. «Длинноухие персонажи» – К. Сен-Санс. Верно, это ослик. Какие инструменты вы слышите? Нетрудно догадаться, что взвизгивания в музыке – это скрипки, а низкие ноты – виолончели со скрипками.
К музыке мы привыкаем так быстро, что не можем представить, как без неё обойтись. А как получается музыка? Да, пишут композиторы. Назовите известных вам композиторов.
(Дети называют знакомых композиторов).
Музыкальная мелодия складывается из музыкальных звуков, а у музыкальных звуков есть свои тайны, которые можно узнать в музыкальной планете «Домисолька». А попасть туда нам поможет улыбка и весёлая песня. Спасибо музыкальной гостиной за прекрасную музыку (гашу свечи, а нам пора.
Дети цепочкой идут по залу, под песню «Домисолька», садятся на стулья.
Вот мы и в «Домисольке», где нас ждут тайны музыкальных звуков.
Первая тайна – музыкальные звуки различаются по высоте.
У рояля много клавиш!
Ты их всех звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас.
Нашим голосом тоже можно изобразить низкие и высокие звуки, и можно рассказать сказку не простую, а звуковую сказку-зарядку.
Звуковая сказка-зарядка «Курочка Ряба».
А вот ещё одна звуковая сказка:
Звуковая сказка «Бубенчики» (Используется фланелеграф).
Жили, были три весёлых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь-Динь!» – звенела его песенка. Средний бубенчик Дан, пел свою песенку «Дан-Дан» средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-Дон» звучала по-другому. Спойте песенку каждого бубенчика и покажите рукой бубенчики, изображённые на разных линейках.
Вторая тайна – музыкальные звуки различаются силой звучания – динамическими оттенками.
Что это значит? Это значит, что сила звучания голоса или мелодии разная, тихая и громкая. (Знакомство с силой звучания по карточкам – пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо, крещендо – диминуэндо.)
Третья тайна – музыкальные звуки различаются по длительности.
В мелодии звуки обычно разные по длительности – долгие и короткие, и показать их можно узкими и широкими полосками, большими и маленькими кружочками, долгими и короткими хлопками.
Эту тайну вам помогут узнать добрые помощники. Вы их найдёте в кармашках стульев.
Ритмическая игра «Прогулка».
По дороге бегут ребятишки
И считают шаги шалунишки,
А выходит у них вот так:
Раз, и, два, и, три, и, четыре, и.
Мамы с папами их услыхали
И шаги свои вмиг сосчитали:
Раз и, два и, три и, четыре и.
Тут и бабушки, чтоб не отстать,
Тоже стали шаги считать.
Раз и два и, три и четыре и.
Тут прабабушка тихо сказала:
- А я тоже шаги сосчитала:
Раз и два и три и четыре и.
Ой, как медленно она шла. А теперь они пошли гулять под музыку.
«Дорожная песенка» Черниковой (ритмизация)
(Палочки маленькие и большие, кастаньеты, ксилофон).
Молодцы, дети! Тайны музыкальных звуков мы с вами узнали, и знаем, что из звуков составляются мелодии, а из разных мелодий получаются три главных музыкальных кита в музыке.
Верно – песня, танец и марш.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте проверим, нашли ли мы песню. Узнайте песню без мелодии, по губам.
Песня «Вот какая осень» З. Роот. (Пение с сопровождением).
Молодцы, дети, а хотите проверить, может ли звучать песня без слов, на наших музыкальных инструментах?
Оркестр «Речная колыбельная» Черниковой (металлофоны).
Хорошо, вот кит песня и с нами. А где же кит танец? Попробуйте узнать по описанию:
Танец весёлый, лёгкий, быстрый, какой это танец? (Полька.)
Танец «Кремена» Бурениной.
Молодцы, дети, вот и кит танец с нами. Как вы думаете, нашли ли мы музыку? Да, вы справились с просьбой Феи, нашли музыку. Фея музыки благодарит вас за помощь, и дарит вам в группу кассету с музыкальной сказкой «Лебединое озеро» на музыку П. И. Чайковского и желает вам, чтобы музыка всегда была с вами на занятиях, в группе, в гостях, дома, в кино, в театре. А теперь третий кит марш прощается с вами, до свидания, до новой встречи с музыкой.
Звучит марш, дети выходят из зала.