Приложение МААМ

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Златоустию»

Ольга Кузьмина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Златоустию»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Златоустию».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: продолжать формировать навыки звукового анализа слов, то есть умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, делать ударение.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в Златоустию“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные: продолжать работу по различение гласных и согласных звуков, умение называть твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные. Способствовать развитию словотворчества, прививать вкус к русскому языку. Знакомить со структурой фразы; с правилом написания заглавной буквы в начале и точкой в конце предложения.

Развивающая: развивать память, внимание, мышление. Обогащать, расширять, уточнять словарный запас.

Речевые: совершенствовать речевой слух, развивать речевое дыхание. Продолжать знакомить с важнейшим правилом речевого общения: «чтобы тебя хорошо понимали, надо говорить четко, ясно, выразительно».

Воспитательные: воспитывать чувство слова, объяснять происхождение слов.

Дети стоят около воспитателя.

Ребята, как вы понимаете выражение «золотые руки»? (Да, так говорят, про человека умелого). А как вы понимаете выражение «золотая голова»? (про человека умного).

Давным-давно, в старину губы назывались уста. «Златоуст» - говорили про человека, который умел ладно и складно, четко и ясно говорить. По преданию каждый третий житель на Руси был златоустом. Все люди хотят быть златоустами. Но как же этому научиться? (ответы детей)

Сегодня мы с вами отправляемся в долгий и трудный путь в сказочную страну «Златоустию». В ней все жители говорят четко, понятно, ясно и красиво и конечно же понимают друг друга – все между собой ладят и дружат.

(Дети садятся)

Если посмотреть с высоты, Златоустия похожа на огромную ромашку. В сердцевине ромашки живут певцы, которые всегда поют. Эти певцы красного цвета.

- Как вы думаете кто это? (Да - это гласные звуки и буквы) Сколько всего гласных букв? Назовите их. Другие жители построили себе по городку-лепестку. Городки-лепестки ромашки - синие и зеленые. 3 лепестка полностью синие, и буквы носят постоянно синюю одежду. Как вы думаете, какие там живут буквы: Ц, Ж, Ш

Почему они носят только синюю одежду? (Потому что они всегда твердые, настолько, что даже улыбчивая «и» не может смягчить их)

Еще 3 лепестка всегда зеленые. Как вы думаете, какие там живут буквы?

Щ, Ч, Й

Они всегда звучат мягко и их буквы носят всегда зеленую одежду. Один лепесток всегда белый. Это город полной тишины: там живут буквы - разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. У этих букв нет звуков. Остались 15 лепестков, раскрашенные пополам и синим, и зеленым цветом. Почему?

- Да, там живут буквы, которые могут быть и мягкими и твердыми. Их еще называют братьями – близнецами. (Дети читают на указке воспитателя: м-мь, к-кь, р-рь, и т. д.)

Ребята, а чем же еще согласные звуки могут отличаться друг от друга? (могут быть звонкими и глухими)

Звонкие согласные – это какие? (При произношении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Наше горлышко, как бы вибрирует).

Примеры детей.

-Глухие согласные - это те звуки, где голос не участвует (П, Ф, К, Т, Ш,Х и т. д.)Голосовые связки отдыхают.

Все буквы в Златоустии жили дружно и ладно, четко и ясно, весело и складно. Но однажды случилось ужасное! На страну налетели ливни Неумеха и Нихочуха. Они так долго лили на страну, что буквы все забыли - свое предназначение и свое назначение.

Ребята, мы должны помочь буквам вспомнить для чего они нам нужны и разобраться, кто из них кто.

Подул ветерок «Правильное слово» и разбросал разные картинки. Давайте рассмотрим их. 1 картинка (отработка артикуляции гласных и согласных)

Ребята, тут изображены буквы. Давайте четко произнесем их, широко открывая рот (И, А, О, У, М, Н, К, Ы, С) (И-А, О-Ё, Ы-И)

-Что же изображено на других картинках?

Рассмотрим их и поможем буквам написать их названию. Но прежде чем написать слова разогреем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика:

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

Выгнем щупальца сильнее

Вот так гнуться мы умеем.

Обнялись ладони наши

Видно съели много каши

Они жмут, и жмут, и жмут…

Кто же самый сильный тут?

Наши ручки сильные, а головки умные. Что же изображено на картинке? Запишем в тетрадь слова: КОШКА, СОВА.

- Итак, первое слово «кошка». Определите сколько в данном слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков - сколько и слогов) Какие в этом слове гласные звуки? Назовите первый слог «кош», второй слог «ка». Нарисуйте схему этого слова:

Определите ударную гласную. Произнесем слово. Самостоятельно сделайте звуковой анализ слова. Назовите, какие слоги являются слог - слиянием? В слове «кошка», какие слоги являются слиянием?

(Проверяем на доске)

Дети самостоятельно рисуют схемы остальных слов и выполняют звуковой анализ слов.

Физкультминутка:

Мы читали и устали

Дружно, тихо все мы встали

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Руки вытянуть по шире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку –

Все мы делаем зарядку.

В стране Златоустия стал затихать дождь. Буквы и звуки вспомнили свое предназначение. И вот образовалась цепочка из букв. А в этой цепочке спрятались слова. Попробуем их найти.

Игра"Цепочка слов" (дети составляют слова из предложенной цепочки букв)

Ребята, что мы составили из букв? (слова) А для чего нам нужны слова? (чтобы разговаривать друг с другом, понимать друг друга и т. д.) Слова из чего состоят? (из звуков) Звуки сами по себе ничего не означают. Произнесите звуки: О, М, Д (демонстрация) – никто ничего не поймет. Но если эти звуки произнести в другом порядке ДОМ – сразу ясно, о чем идет речь, о каком-то строении, где живут люди.

Итак, из звуков мы составляем слоги, из слогов - слова и каждое слово имеет свое значение и смысл.

В стране есть свой девиз, о котором буквы совсем забыли. Давайте я его прочитаю, и мы напомним буквам их назначение.

Много звуков есть на свете;

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

(показываю буквы – дети произносят их)

К – клокочет, Г – гогочет.

Х – хохочет, Р – рычит.

Щ – щекочет, Ч – чихает,

Д – добавит, Т – тарахтит,

П – пахнет, Б – бубнит,

В – ворчит, Ф – фырчит,

С - свистит, З – звенит, Ш– шуршит, Ж- жужжит.

Звуки в слове исчезают,

Слова появляются,

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются

(демонстрация на доске)

В слове ДОЧКА

Д пропал, Т на это место встал.

Было ДОЧКА, стало ТОЧКА

Так слова менялись: (воспитатель меняет – дети читают)

ночка

бочка

почка

кочка

качка

кучка

ручка

тучка и т. д.

Ребята, меняя всего лишь одну букву, меняется значение слова, его смысл. Ребята, а из слов, что мы можем составить? (предложения)

Вот в стране Златоустия потерялись слова (на отдельном альбомном листе написаны слова) «ЦВЕТЫ» «ПОЛИВАЕТ» «МАМА»

Как можно составить из этих слов предложение? Слова друг от друга пишутся отдельно. В конце предложения всегда стоит точка. Начало предложения пишется с заглавной, большой буквы.

Составьте самостоятельно схему этого предложения в тетрадке:

Составьте свои предложения по этой схеме. (Дети составляют 2-3 предложения)

Итог:

В стране Златоустия стало припекать теплое солнышко «Всезнайка». Буквы высохли, согрелись. А ребята помогли им вспомнить, для чего они нужны.

На этом наше путешествие закончилось.

- Что вам понравилось больше всего?

- Какие трудности у вас возникли?

- Что было интересного?

- Что больше всего запомнилось?

Список используемой литературы:

- Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург; Детство – Пресс; 2011

- «Занятия по обучению грамоте в ДОУ»; автор – составитель Л. А. Кулешова: ТЦ «Учитель»; Воронеж; 2005

- О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»; Творческий центр «Сфера»; Москва; 2010

- И. Выгодская, Н. Берковская «Звукоград, Буквоград, Златоустия»; материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет; «Линка- Пресс»; Москва; 1999

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Златоустию»
Опубликовано: 12 октября 2013 в 21:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Златоустию»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кузьмина (УИ 141935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД