Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой «Наряди Рязаночку»

Спасская Анна
Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой «Наряди Рязаночку»

Ознакомление с народной игрушкой.

Праздник «Кузьминки»

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы).

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой „Наряди Рязаночку“» размещена в разделах

Ход занятия.

Воспитатель. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими вечерами. Поздняя осень. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечают первый зимний праздник – Кузьминки.

Праздник этот ремесла,

Домашнего очага.

Праздник не безделья,

Праздник рукоделья.

Так уж на Руси повелось, приходили Кузьминки, садились за работу мастера, рукодельницы. Много пословиц есть о мастерах:

Красна птица пером, а человек умением.

Хорошая работа уже века живет.

Умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносит.

В каждой деревне есть свои мастера, но есть и такие которые на весь мир прославились. Ободной такой игрушке мы сейчас и поговорим. Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в лес, за ней другая … А уж как одна на другую похожа, хотя платочки у всех разные, губы у одной бантиком, у другой по своему; щеки у одной розовые, у другой побелее, сарафаны луг цветной. Как зовут этих сестренок (Ответы).

Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются? (Ростом). Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные? Ищи, на то и игра. (Дид. игра «Найди Матрёшку»). А вы знаете как делают Матрёшку (Рассказы детей). Воспитатель подводит итог. Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.

Дети читают стихи о Матрёшке (2-3). Русская народная игра «Карусель» (В эту и другие по ходу занятия игры играли на Кузьминки).

Воспитатель. Настоящие карусели устанавливались на ярмарке. (Словарная работа). Эх и весело было там. Коробейники зазывали покупателей, скоморохи (словарная работа) веселили народ. У многих в руках были свистульки. (Воспитатель раздает детям свистульки. Дети свистят).Затем рассматривают филимоновские игрушки. Воспитатель рассказывает как делают филимоновскую игрушку. Игрушки удивительно красивы и разнообразны. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барышни - всех и не перечесть - образуют яркий хоровод. И каждая фигурка свистит. Делают эти фигурки из местной глины иссиня-черной,которая послеобжига становится светлой. Какие краски используют мастерицы (делают игрушки только женщины) для росписи (отметить это слово? (Ответы). Желтый, красный, зеленый – основные цвета. Они сочетаются со светлым тоном обожженной глины,создают неподражаемый образ филимоновской игрушки.

Воспитатель. Пойдем далее по ярмарке. Здесь продаются другие игрушки – из Дымковской слободы. Благодаря труду замечательных мастериц их слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных игрушек. Давайте рассмотрим их.

Что лепили – (ответы) барыни, лошадки, индюки, куры, петухи. Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили? – чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей. А сейчас расскажу как ее делают. Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие? (Ответы). Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Дети рассматривают элементы дымковского узора. Садятся за столы. Игра «Сидит дед» на закрепление правильной постановки спины. Рисование «Украсим барыне сарафан».

На листе бумаги дети изображают узор из элементов, которые сами выбирали. Пока сохнет рисунок - проводится игра «Подушечка».

«Подушечка, подушечка.

Молодушка, молодушка.

Кого я люблю, кого я люблю

Того я поцелую, тому и подарю»

Ход игры: водящий входит в круг, выбирает девушку, пляшет с ней, оставляет ее в середине круга и т. д.

После игры дети предлагают свои рисунки (ткань для юбки) барыни. В свободное время (после занятия) юбку вырезают по трафарету и дарят барыне.

Посмотри как хороша эта девица душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

Барыня так красива

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

От имени барыни воспитатель благодарит детей.

Воспитатель обращает внимание на ложки. Ложки – загляденье. Из чего сделаны? (Ответы). Из дерева. Легкие, золотисто-огненные. Из какого дерева вырезал мастер ложки (из липы, осины).Причем, вместо одной срезанной липки, сажали две – для сына и внука. Давайте посмотрим какой рисунок на ложках. (Ответы). Мастер любит родную сторону – рисует то, что видит, то что любо и дорого ему.

Давайте поиграем на ложках. (Исполняется русская народная мелодия, дети хлопают ложками).

Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше если к ней поставить расписную миску, солонку …

Вот они на столе (застеленной вязаной скатертью).Поглядеть любо-дорого. Ребята,а где делают этупосуду (В Хохломе). Эту посуду делают в Хохломе и называют ее золотой хохломой. И кисель налитый в нее, самый вкусный, полезный, богатый витаминами.

Дети угощаются киселем, сваренным из свежих ягод смородины и малины. Кисель должен быть густым.

Материал к занятию :

1. Дымковские поделки.

2. Филимоновские свистульки.

3. Изделия Хохломы.

4. Матрёшки (игрушки).

5. Матрешки для оформления зала.

6. Корзина (красивая) с ложками.

7. Прялки для оформления зала.

8. Оформление мастерской художников.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина) Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор.

Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка»Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка» Начиная с 2016 года, я составила программы и вела кружок доп. образования по ознакомлению с русской народной культурой «Светелка» для детей.

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами. Задачи: Обучающие: - Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Наш дом. Мебель» Программное содержание: Познакомить детей с понятием «дом», как жилищем, назначением помещений в доме, квартире; Закрепить обобщающее понятие.

Конспект занятия «Знакомство с Романовской игрушкой» для младшей группы Цели: Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. Задачи:.

Мероприятие по ознакомлению с русской народной культурой «Синичкин день»Мероприятие по ознакомлению с русской народной культурой «Синичкин день» Вот на улице и похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой «Наряди Рязаночку»
Опубликовано: 10 апреля 2021 в 18:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД