Светлана Тришина
«Пир на весь мир», Гжельская роспись
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели»
• составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол)
• развивать чувство формы и композиции
• воспитывать интерес к народному искусству
Материал и оборудование:
• синяя и белая гуашь
• палитры
• кисточки (толстая и тонкая)
• салфетки
• банки с водой
• на выбор детей листы белого цвета в форме разных посуд
Методы и приемы:
• рассказ
• объяснение
• показ
• вопросы детям
• помощь детям
Словарная работа:
Публикация «„Пир на весь мир“, Гжельская роспись» размещена в разделах
• Активизировать в речи детей слова: гжель, мастера, роспись, фарфор, художник, полотно, ворс, посуда, подсвечник, шкатулка, фруктовница, каравай, крендели.
• Пополнять словарный запас детей словосочетаниями: белоснежная посуда, небесно- голубые узоры, гжельская роза, широкие мазки, миниатюрные розочки, гжельские мастера, грациозные цветы, фигурные караваи, пышные пироги, печатные пряники.
Предварительная работа:
Беседа о концовках русских народных сказок, завершающихся пиром (и я там был, мед- пиво пил). Рассматривание иллюстраций к сказкам «Царевна- лягушка», «Аленький цветочек», и др. Обсуждение убранства праздничных столов (скатерть, посуда.). Ознакомление с керамической и декоративной посудой.
Ход непосредственно- образовательной деятельности
Воспитатель организовывает выставку посуды, расписанную по мотивам гжели и вывешивает наглядный материал «гжельской росписи», и рассказывает:
- Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью,- называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с небесно- голубыми узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей.
Ну, конечно же, в первую очередь- это необыкновенный цвет! Он всегда бело- синий - яркий и прямо какой- то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь!». Жители деревушки Гжели называют себя- гжельцы, и всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домиков, больше нет нигде. Вот и решили они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной –единственной краской –то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка - красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям!
Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными спелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.
Гжельские мастера- большие выдумщики. Простые и затейливые, с одной и двумя ручками, с крышками и ситечками для чаинок, а некоторые кружки – фигурные: сразу даже и не поймешь, что это такое, потому что сделаны они в виде льва, коня или рыбы. Да и узоры на гжельской посуде самые разные.
Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города. Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы – часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают своими знаменитыми небесными узорами.
Физ. минутка.
«Киска»
То прыгнет, то выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед-
Это делает зарядку
Наш Маркиз- пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти. Шерсть и аппетит.
Воспитатель показывает еще раз детям несколько предметов гжельского фарфора и предлагает всем вместе нарисовать сказочный «Пир на весь мир».
Дети рисуют и в конце занятия составляют из отдельных картин большую панораму «Пир на весь мир».