наталья деревякина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Археологическая экспедиция» (для детей старшей группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
(для детей старшей группы).
Цель:
Закреплять умение самостоятельно составлять и решать математические и логические задачи.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике „Археологическая экспедиция“ (для детей старшей группы)» размещена в разделах
- Археолог. Знакомимся с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 10, значение цифр и математических знаков, сложение числа 7 из двух меньших.
Закреплять умение классифицировать фигуры по цвету, форме, размеру.
Закреплять временные понятия.
Учить находить объект по заданным свойствам, сравнивать, обобщать и анализировать.
Учить ориентироваться на листе и с помощью компаса.
Развивать познавательные способности- внимание, память,мышление, конструктивные способности, творческое воображение, фантазию.
Пополнять словарь детей новыми словами : археологическая экспедиция, реставрация.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать взаимопомощь.
Материал :
Изображение подводной лодки.
Стаканчики с газированной водой и виноградинки на каждого ребёнка.
Карточки для составления задач на каждого ребёнка.
Палочки Кюизинера на каждого ребёнка.
Блоки Дьенеша; три обруча.
Карандаши и листы в клетку на каждого ребёнка.
Виды детской деятельности :
игровая; познавательно- исследовательская и продуктивная; коммуникативная.
Интеграция образовательных областей : «здоровье»; «социализация»; «познание»; «коммуникация».
Ход мероприятия.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Куда можно отправиться путешествовать пешком (по родному городу, в лес, на машине (в другой город, на самолёте (в другую страну).
На чём можно путешествовать под водой? (на подводной лодке).
Чтобы отправиться в путешествие нам надо отгадать название подводной лодки. Кто ответит на вопрос открывает букву в названии лодки.
Логические задачи.
1. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько овощей лежит на столе?
2. Дорога от дома до школы занимает у Алёши 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдёт вдвоём с другом?
3. Каким днём неделя начинается, а каким заканчивается, какой день недели стоит в середине?
4. На берёзе росли 4 сливы, одна слива упала. Сколько слив осталось на берёзе?
5. Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Серёжа ближе Димы. Кто кинул дальше- Володя или Серёжа?
6. Как принести воды в решете?
Читаем название подводной лодки- «Дружба».
Ребята,скажите что значит «дружить»? (вместе играть, заниматься, помогать друг другу, заботиться, защищать). А если всё делать за друга?
Я вижу, что каждый из вас, умеет дружить. Вы приняты в команду подводной лодки «Дружба».
Команда становись, по порядку рассчитайсь, повернулись на право в лодку шагом марш.
Занимайте места на нашей подводной лодке. Мы отправляемся в археологическую экспедицию то есть исследовательское путешествие на дно океана, чтобы найти экспонаты для музейной выставки «Тайны затонувших кораблей». Начинается погружение.
Ребята, кто живёт в океане?
Океан как много этажный дом для морских обитателей такой же как лес для животных. На самой поверхности воды живут маленькие рыбки, медузы, моллюски. Глубже под водой обитают киты, акулы, дельфины, кашалоты. На самой глубине – морские ежи, морские звёзды, глубоководные креветки, кальмары и даже некоторые рыбы (например- скаты).
Задача от обитателей верхнего этажа (про рыб).
Задача от обитателей нижнего этажа (про крабов).
(По картинкам составляем и решаем задачи. Из скольких частей состоит задача? С помощью чего мы записываем её решение? Какие математические знаки вы знаете.
Ребята, как вы думаете почему всплывает и опускается на дно подводная лодка? Когда ей нужно всплыть, специальные отсеки заполняются воздухом, он легче воды и поднимает лодку вверх, а при погружении наоборот- в отсеки подаётся вода и тянет лодку ко дну.
Сейчас мы это проверим с помощью опыта.
Опыт:
У каждого из вас на столе стоит стакан, я наливаю в него газированную воду. Вы бросаете туда виноградинку.
Что произошло? (она утонула). Почему? (она тяжелее воды).
Понаблюдайте за виноградинкой. Что вы видите? (пузырьки облепили виноградинку и она поднялась на поверхность воды)
Также всплывает настоящая подводная лодка и передвигаются рыбы.
Ребята, мы с вами погрузились на самое дно океана.
Один-два –все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернитесь
Семь-восемь - улыбнитесь.
Девять-десять – не зевайте,
И скафандр надевайте.
На пути – остов затонувшего корабля.
Обратите внимание здесь много интересного. Останки корабля покрыты ржавчиной, ракушками, между ними плавают рыбы.
Подойдём к ни поближе.
Стены корабля были украшены мозаикой, но её размыло водой. Давайте соберём фрагменты мозаики и возьмём с собой на музейную выставку. (Палочки Кюизнера. Берём самую длинную палочку, какого она цвета, какое число обозначает? Кладём её первой. Под ней слева-направо кладём палочку чуть короче. Какого она цвета, какое число обозначает? Добавляем к ней самую короткую палочку. Какое число она обозначает? и т. д. Из каких чисел состоит число 7? Из 6 и1, 5и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и
Наша экспедиция продолжается.
Плохая видимость двигаемся дальше с помощью компаса.
Ребята как работает компас? Красная стрелка компаса всегда показывает на север. Надо сделать 5 шагов на север и 2 шага на восток. Здесь находится парусина, в неё завёрнуты черепки старинной посуды. Нам надо их рассортировать и отправить на реставрацию (восстановление).
Блоки Дьенеша, раскладываются в три обруча по заданным признакам. (Одни дети раскладывают, а другие проверяют правильно ли выполнено задание. Считаем: 1,2,3…. 10, всего 10 черепков.)
Наша экспедиция подходит к концу.
Садимся в подводную лодку.
Надо в наших квадратах сделать описание находки по заданным правил. (Детям даются квадраты, нарисованные на листах в клетку. Сверху по горизонтали написаны буквы, а по вертикали- цифры. Находим соответствующую букву и цифру. Рисуем. Получилось изображение старинного сосуда.
Продуть балласт, начинаем всплытие.
Ребята, что интересного было во время нашего путешествия?
С какими трудностями мы столкнулись?
Вот и оказались мы с вами в нашем любимом детском саду.
Наша археологическая экспедиция завершилась успешно.
Мы поучаствуем в новом археологическом проекте.