Айдарбекова Зоя
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Мы исследователи, мы следопыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Мы исследователи, мы следопыты» для детей 6-7 лет.
Цель: Расширение кругозора детей о воде и жизни связанной с ней.
Задачи образовательной деятельности:
Образовательные:
1. Дать знания о воде и ее свойствах, о том кто живет в воде.
Развивающие:
1. Развивать доказательную речь.
2. Развивать логическое мышление при экспериментировании
3. Стимулировать познавательный интерес детей
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области „Познание“ „Мы исследователи, мы следопыты“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение литературы по теме, отгадывание загадок, просматривание слайдов об истории кораблей. Д/и «Обитатели морей»
Материал : Большая географическая карта, поднос с предметами (шишки, камни, вода в пузырьках, листьях, песок, аудиозапись с различными шумами воды, по 2 стеклянных сосуда на каждого ребенка, кусочки льда, термос с кипятком, зеркальце, картинки где вода в 3-х состояниях в природе, загадки к ним, аквариум с золотой рыбкой, аудиозапись шума моря, теневые силуэты морских жителей, лупы, чешуя рыб, капельки с буквами, раковина с «жемчугом», очки на каждого ребенка, видио-нарезка древних кораблей.
Этапы НОД:
1. Перед детьми на ковре лежит большая географическая карта. На подносе разные предметы /камни, шишки, листья, вода в бутылочках, песок/.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: Карта.
Воспитатель: А почему изображение на карте переданы 3-мя основными цветами: голубым, зеленым, коричневым? Подумайте, что эти цвета могут обозначать?
Ответы детей: голубой – вода; реки, моря, озера; зеленый – растительный мир: леса, поля, травы; коричневый – почва: камни, пустыни, земля, песок.
Воспитатель: Совершенно верно, а теперь давайте подойдем к столу и посмотрим на поднос, где находятся различные /предметы камни, шишки, листья, вода в бутылочках, песок/. Посмотрите на них внимательно, подумайте, выберите предметы и поставьте их на карту, подобрав по смыслу.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Карта ожила! Кто хочет рассказать, почему именно так расставлены предметы?
Дети объясняют.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Ребята, сегодня мы с вами станем исследователями, следопытами. Да, исследователи изучают, наблюдают новые явления. А над чем мы будем работать, что исследовать, догадайтесь сами.
Звучит аудиозапись с разными шумами воды /море, дождь, ручеек/.
Дети: Это вода.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем исследовать воду и все что связано с ней. Давайте оденем очки, как все исследователи и возьмем с собой исследовательскую книгу, куда будем заносить все новое.
А первым местом, где мы с вами очутимся, будет лаборатория.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Проведем с вами эксперимент. Перед вами 2 баночки: одна пустая, другая с водой. Давайте перельем воду из одной баночки в другую. Что вы можете сказать?
Дети: Вода течет, переливается, булькает.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: жидкая.
Воспитатель: Заносит в исследовательскую книгу символ воды.
Воспитатель: Хорошо! А как вы думаете, если она жидкая, у нее есть форма.
Дети: Нет, вода не имеет формы, она принимает форму любого сосуда.
Воспитатель: Молодцы, а скажите мне, где в окружающем мире вода находится в жидком состоянии.
Дети: В кране, в море, в реке, в озере, в луже.
Воспитатель: Верно, давайте ребята, еще посмотрим, какие превращения могут происходить с водой. Для этого каждый возьмите в одну руку кусочек льда, а в другую поднос. Подержите лед над подносом. Какой лед на ощупь?
Дети: холодный.
Воспитатель: Что появилось на подносе?
Дети: Вода.
Воспитатель: Почему? (лед растаял). А почему лед растаял?
Дети: Потому что рука теплая, лед холодный.
Воспитатель: Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Лед – это тоже вода, но в твердом состоянии.
Воспитатель: А где в природе еще вода находится в твердом состоянии?
Дети: Зимой замерзает речка, узоры на окне, сосульки, иней на ветках.
Воспитатель: Заносит в книгу следующий символ.
Воспитатель: Хорошо, а теперь я вам покажу свой опыт.
Воспитатель открывает термос, из которого выходит пар.
Воспитатель: Я открыла термос, что вы заметили?
Дети: пар.
Воспитатель: Я подношу зеркало к пару, понаблюдаем, во что он превратится? Да при охлаждении пар превратился в воду. Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Верно, пар – это вода в газообразном состоянии.
Воспитатель заносит в исследовательскую книгу следующий символ.
Воспитатель: В лаборатории мы побывали, давайте немного отдохнем. Я буду загадывать вам загадки, в которых живет волшебница – вода, а отгадки вы найдете на картинках.
Течет, течет - Шел долговяз-в землю увяз. (Дождь)
Не вытечет,
Бежит, бежит- Что вниз вершиной растет? (Сосулька)
Не выбежит.
(Река)
На дворе горой, Рыбам зиму жить тепло:
А в избе водой. Крыша - толстое стекло. (Лед)
(Снег)
Ребята, а сейчас вас приглашаю в путешествие на машине времени в прошлое…Дети закрывают глаза, звучит соответствующая музыка.
Перед детьми находится телевизор, на экране которого сюжеты-нарезки из исторических фильмов с изображением древних судов. соответствующие картинки-подсказки.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как назывались суда в древности?
Дети: Галера, фрегата, триера.
Физминутка «Флажковый семафор»
/дети повторяют движения морской азбуки с флажками за взрослым/
Флажки мне стоит
в руки взять-
И все могу я написать.
Есть азбука такая,
Чудесная, морская.
Ты пишешь ручкой на листе,
А мне не надо ручек.
Стою Всегда на Высоте,
Пишу, что мне поручат.
Мелькают в воздухе флажки,
Читают буквы моряки.
Пишу слова и фразы,
Доклады и приказы
Хотите, Вам флажки Вручу
И азбуке Вас научу.
Тем, кто на флот стремится,
Все это пригодится.
Молодцы ребята, отгадали вы загадки про волшебницу –воду, но волшебница вода живет не только в загадках, она живет и в сказках. Назовите мне эти сказки?
Дети: «Снегурочка», «Русалочка», «По щучьему велению», «Сказка о золотой рыбке».
Воспитатель: А хотите побывать в гостях у золотой рыбки? Готовы отправиться на прогулку по берегу моря, услышать голос моря и посмотреть, кто в море живет? Идти придется не слышно, в царстве рыб всегда тишина, рыбы не любят большого шума и резких движений.
Воспитатель включает шум моря, дети идут плавно, не шумя, не спеша. Подходят к обстановке моря.
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились на берегу моря. Посмотрите,
как много животных живет в глубине моря? Кого вы узнали по силуэту?
Дети: Медуза, рак-отшельник, осьминог, рыбы, актиния, ракушки, морской конек, рыба-молот, рыба-шар, сом.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете можно ли узнать возраст рыб?
Я приглашаю вас проэксперементировать:
Дети берут лупы, на подносах лежат чешуйки рыб- по количеству колец на ней, определяют возраст рыбы- заносят в исследовательскую книгу символ чешуи и число.
Воспитатель: А вот и наша золотая рыбка (картинка рыбки). Посмотрите, как она обрадовалась нашему приходу и приготовила для нас задание:
• Графическая работа (перед детьми картонки с намазанным фоном из пластилина, дети работают стекой по образцу)
Следующее задание:
• МИНИ КРОССВОРД
По горизонтали:
1. Рыба – «оружие»(меч)
2. Пятиконечное морское светило (звезда)
3. Рыба – «ток»(скат)
4. Рыба – «артист»(дельфин)
По вертикали:
1. Водный «парашют»(медуза)
2. Известковый морской цветок (коралл)
3. Рыба – «фонтан»(кит)
Воспитатель: Ребята, помимо живых существ, есть диковина. Глубоко-глубоко, под водой, на дне моря есть раковина, в ней находится камень – жемчуг. Золотая рыбка подарит нам ее, но при одном условии, если мы отгадаем ее загадки. А в каждой отгадке живет слово «вода».
В О Д О П А Д – Эта «вода» падает с высоты, но никогда не разбивается.
В О Д О Л А З- Эта «вода» опускается на глубину в скафандре.
В О Д О Р О С Л Ь - Эта «вода» растет в траве морской.
Эти капельки помогут отгадать загадки, каждая капелька – буква слова.
Дети отгадывают.
Рыбка благодарит детей и дарит им раковину.