Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «В гостях у ложки»

Наталья Быкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «В гостях у ложки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе.

Тема: «В гостях у Ложки».

Цель: приобщение детей к культуре народов Урала.

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению в старшей группе „В гостях у ложки“» размещена в разделах

Образовательная область «Познание»-продолжать обогащать представления о мире предметов и умение определять материалы, из которых они сделаны, и их классифицировать, формировать элементарные представления об истории появления предметов, а именно – ложки. Расширять представления детей о профессиях.

Образовательная область «Художественное творчество»- продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепить и углубить знания об Уральской росписи, учить использовать её элементы для украшения предметов утвари; развивать детское творчество, воображение; формировать умение видеть красоту.

Образовательная область «Музыка»- обогащать музыкальные впечатления; знакомить с образцами русского народного музыкального фольклора; развивать чувство ритма и умение исполнять простейшие мелодии на музыкальных инструментах - ложках.

Образовательная область «Социализация»- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми в различных видах деятельности; продолжать воспитывать любовь к «малой Родине»;

Образовательная область «Физическая культура»- развивать двигательную активность во время физкультурных минуток и игр малой подвижности.

Образовательная область «Труд» - продолжать расширять представления о труде взрослых, познакомить с профессией – мастер по росписи посуды.

Образовательная область «Коммуникация»- развивать диалогическую и монологическую речь в различных формах и видах детской деятельности.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»- продолжать формировать интерес к малым народным формам фольклора.

Виды детской деятельности.

• Игровая;

• Коммуникативная;

• Продуктивная;

• Музыкально – художественная;

• Чтение.

Предварительная работа:

• Заучивание пальчиковой гимнастики

• Создание «Мини-музея ложки»

• Просмотр альбома «Дары Урала», «Музыкальные инструменты»

• Дидактическая игра «Из чего сделаны предметы»

Опыты: тонет-не тонет, нагревается-не нагревается, тяжелее-легче

• Дидактическая игра «Профессии»

• Альбомы «Народные промыслы», «Уральская роспись»

Планируемый результат: расширены знания о культуре Урала: о предметах (кухонной утвари, ремеслах предков, народных промыслах; использует элементы Уральской росписи в продуктивной деятельности.

Материалы: ложки из разных видов материала, заготовки ложек из картона, краски, тонкая кисть для росписи.

Оборудование:

• Мультимедийное оборудование

Изделия народных промыслов: хохлома (посуда, дымковская игрушка, гжель (посуда)

• Выставка «Мини-музей ложки»

• Дидактическая игра «Узнай роспись»

• Иллюстрации посуды с Уральской росписью

• Краски, кисти, заготовки ложек из картона

• Аудиозапись на мотиврусской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, я сегодня Вам принесла «Волшебный мешочек», а чтобы узнать, что в нем, вам предстоит отгадать загадку.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Воспитатель:Правильно, это ложка! (слайд №1) А для чего нужна ложка? (ответы детей) А вы знаете, кто и когда придумал ложку? (ответы детей)

Воспитатель:Это было давным-давно, когда одному умному и находчивому древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать пищу из горшка гораздо удобнее, чем доставать руками или пить через край. Первую свою ложку древний человек вытесал из камня. Она была тяжелая и неровная. (слайд №2) Потом человек придумал сделать ложку из кости животного. Она уже была более гладкая и легкая. (слайд №3) К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

Воспитатель: Мы создали с вами в группе мини-музей ложки, где собрали большое количество экспонатов разновидностей ложек. Из каких материалов сегодня изготавливают ложки?

Дети:(ответы детей) Металл, дерево, серебро, пластик, алюминий (обратиться к мини-музею)

Воспитатель:Прошло много лет и человек решил, что деревянная ложка - самая удобная. А почему?

Дети: (ответы детей) Не обжигает губы и язык, не нагревается, легкая, красивая, удобная…

Воспитатель:Деревянные ложки до сих пор живут у нас дома – украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Я вот, например, пользуюсь деревянной ложкой, когда делаю заготовки на зиму – варенье я только ей мешаю. А у вас есть дома деревянные ложки и как вы их используете? (ответы детей) Посмотрите: эта ложка для компота, потому что она с дыркой посередине, а вот эта для ухи – черпак - она большая. Самое подходящее дерево – липа. Почему липа спросите вы? Потому что она полуалась легкая и прочная. (слайд №4)

Ребята, а сейчас мы поиграем в игру с мячом «Говорилка» ( цель: образование прилагательных от существительных). Я бросаю вам мячи говорю название дерева, а вы придумываете, как будет называться ложка из этого материала и бросаете мяч мне обратно.

• Дуб – дубовая ложка

• Береза -….

• Сосна - …

• Ива - …

• Ель - …

• Тополь - …

• Кедр -…

• Рябина - …

• Осина - …

• Клен - …

Воспитатель: Посмотрите, на столе находятся музыкальные инструменты, назовите их.

Дети: Колокольчик, ложки, маракас, трещотка, бубен.

Воспитатель:Какой из музыкальных инструментов здесь лишний?

Дети:Колокольчик, потому что он сделан не из дерева.

Воспитатель:Зато, здесь есть ложки, на которых мы умеем играть. Как называются музыканты, которые играют на ложках? (ложкари) (слайд №5) В России музыканты-ложкари играют, постукивая ложками друг об друга под задорную, плясовую мелодию.

(дети играют на ложках и поют. Муз. И. Тимичевой)

Думал, ложкой щи хлебают.

Ложками давно играют!

Эй, бегите все скорей!

Здесь ансамбль ложкарей!

Воспитатель: Ребята, а в каких профессиях ложка является необходимым предметом? (ответы детей) Пришла пора поиграть в игру на внимание: Я сейчас буду перечислять профессии, а вы, если услышите профессию, в которой не используют ложки, должны хлопнуть в ладоши. Условие понятно? Приготовили ладоши и включили своё внимание!

Повар, официант, водитель, кондитер, стюардесса, проводник в поезде, продавец, помощник воспитатель (няня, учитель, пекарь, космонавт.

Воспитатель: Посмотрите на выставку народных промыслов. С какими вы уже знакомы?

Дети: Дымковская игрушка, хохлома, гжель.

Воспитатель: А какой росписью расписан этот разнос? (Уральской) А как вы догадались? (ответы детей) Правильно, посмотрите на слайд (слайд №6 и7) и вы увидите посуду, расписанную Уральской росписью: это необычайно красивые цветы, бутоны, листики и травинки, а еще ягодки. Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды (слайд №8) Уральская ложка с удлиненным, плоским черпачком в виде яйца. (слайд №9) И сегодня мы тоже почувствуем себя мастерами по росписи посуды, а расписывать будем ложки по-уральски. Но сначала приготовим наши пальчики:

(пальчиковая гимнастика)

Кто у нас любимый самый?

- Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

- Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

- За веселую матрешку,

Съешь за бабу,

Съешь задеду,

За мальчишку - за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше, не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку,

Эту маленькую ложку,

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

Воспитатель: А теперь приступайте к творчеству, создавайте свои узоры на ложках, опираясь на Уральскую роспись. А подсказкой будет слайд с элементами росписи.

(самостоятельная продуктивная деятельность детей, сопровождается народной музыкой, в которой звучат ложки)

Воспитатель: Свои работы мы поместим на нашу выставку в «Мини-музей ложки». Раньше на Руси в гости ходили только со своими ложками, и даже считалось за оскорбление, если ты пришел в гости без неё.У бедных людей была деревянная ложка, спрятанная за пояс, а у богатых и зажиточных – позолоченная или серебряная, которую прятали в футляр. (слайд №10) И поэтому я закончу наше удивительное путешествие русской народной пословицей «Запасливый гость без ложки не ходит».

Прикреплённые файлы:

mini-muzei-lozhki_k24vp.pptx | 4641,54 Кб
 
Публикации по теме:

Дидктическая игра «Что к чему и почему?» методическая разработка игры по непосредственно- образовательной деятельности в области "Познание"Игра для детей 4-7 лет Задачи Умение объединять.

Перспективное планирование НОД в средней группе по программе «Детство» Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по освоению образовательных областей в средней группе по программе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «В гостях у ложки»
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 12:23
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД