Катковец Инна
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Птицы»
Программное содержание:
1. Закрепляющая задача:
закрепить знания детей о птицах и умение отгадывать загадки;
2. Образовательная задача:
учить различать, узнавать и называть птиц на картинках и иллюстрациях; познакомить детей с интересными фактами из жизни птиц.
3. Развивающая задача :
развивать интерес к жизни птиц, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, связную речь детей.
4. Воспитательная задача:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Формировать желание заботиться о птицах.
Предварительная работа:
1. наблюдения за птицами на прогулке;
2. разучивание стихов, примет о птицах;
3. разгадывание и придумывание загадок о птицах;
4. чтение литературы о зимующих и перелетных птицах;
5. рассматривание иллюстраций, картинок, слайдов, видео роликов;
6. знакомство с Красной книгой Ставропольского края.
Словарная работа: дятел, синица, воробей, грач, ласточка, скворец, воробышек, жаворонок, кукушка, репортаж, семена, ель, сосна, дупло, доктор, оттепель, скворечник, расположены, направлены, приметы, загадки, пернатые друзья. …
Демонстрационный и раздаточный материал: журнал «Наши пернатые друзья» с иллюстрациями и картинками о птицах; разрезные картинки с изображением птиц,записи «Шума леса с голосами птиц», «Звуки леса на опушке», фото птиц, запись голосов птиц,
Содержание организованной деятельности.
Организационный момент. (Дети входят в группу, где звучит пение птиц.)
Ход НОД.
Ребята, я вчера была на почте и получила интересный журнал. Он необычный, а говорящий и звучащий. Журнал называется «Наши пернатые друзья». Его страницы расскажут нам, много нового о и интересного о птицах.
Воспитатель:
Давайте откроем первую страничку. Она называется: «Звуки леса на опушке»
Звучит запись «Шум леса с голосами птиц». Показывает фото птицы в журнале и предлагает детям ее описать.
Ваня: Это птица и она сидит высоко на дереве.
Аня: Птица очень красивая, перья у нее красные, желтые, черные и белые, на голове красная шапочка, клюв острый, длинный, прямой.
Воспитатель загадывает загадку:
Черный жилет, красный берет
Нос, как топор, хвост, как упор.
Кто в лесу, деревья лечит: постучит - им сразу легче?
Дети: дятел.
Воспитатель: Правильно, ребята это дятел. Послушайте, небольшой рассказ, про эту удивительную птицу. Всю свою жизнь, дятел проводит на деревьях. Там он добывает себе корм, личинок жуков и насекомых, живущих н а коре деревьев. В это ему помогает острый клюв. Дятел любит семена хвойных деревьев. Ноги у дятла приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах у птицы имеют острые когти, два пальца направлены вперед, а два назад, что помогает птице крепко держаться за кору деревьев.
Как внимательный доктор, дятел высматривает кору деревьев, выстукивает, выслушивает. Если дерево заражено, то дятел начинает его долбить. За все свою жизнь, дятел делает очень много дупл, где потом селятся и живут скворцы, синицы, мухоловки и другие птицы. Иногда если дупло большое, то там можно увидеть и белочку с семьей.
Воспитатель: Ребята сейчас, мы с вами поиграем в игру.
Игра называется «Собери картинку»
(На столах детей, лежат разрезные картинки с изображением птиц. Дети подходят к столам, стоя, собирают картинки)
Воспитатель:
Какие молодцы, ребята. Все справились с заданием. Давайте посмотрим, кто изображен на картинках.
- Коля: что за птичка у вас получилась? (Дятел)
-Даша, а у вас, как зовут птичку? (Синичка)
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим наш журнал. На второй страничке, тоже изображена стайка синичек на дереве. Посмотрите,как они разместились на дереве. Давайте сядем на ковер и послушаем пение синичек.
Ставится запись голосов птиц. Воспитатель, показывает изображение синицы и под тихое пение птицы, рассказывает о ней. Синичку можно увидеть не только в лесу, но и в городе. Она маленькая, как воробышек. У нее черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Она охотно поселяется в хвойных лесах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимает пустое дупло. Зимой питается семенами ели, сосны, других растений. Летом питается насекомыми. Зимой эти птицы перебираются ближе к жилью людей. Их часто можно увидеть на балконах. Любят они не соленое сало. Для синичек и других малых пичуг, люди делают птичьи столовые, куда насыпают корм.
Динамичная пауза
Проводится хороводная игра «Синичка»
Скачет шустрая синица
(дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят слова)
Ей на месте не сидится,
Прыг- скок (дети прыгают на двух ногах)
У каждой птички, есть свой голосок
(Под музыку дети бегают врассыпную)
Игра играется два раза. (Дети сели на стулья)
Воспитатель:
Ребята, давайте будем дальше рассматривать наш журнал.
Вот посмотрите, что за маленькая серенькая пташка сидит с синичкой.
Послушайте загадку и отгадайте про кого она:
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг – скок! Не робей!
Я бывалый….(Воробей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно назвали птичку.
Это главные защитники и сторожа городских парков и садов. Свое потомство воробьи выкармливают насекомыми и их личинками, принося этим огромную пользу человеку.
Следящая страничка нашего журнала музыкальная.
Музыкальная игра на внимание: «Угадай птицу по голосу?»
Подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы»
(Дети становятся в круг. Воспитатель называет перелетную птицу, дети поднимают руки вверх, называет зимующую птицу – дети присаживаются)
Воспитатель: ребята, предлагаю посмотреть наш журнал до конца. Сели на стулья.
Вот и последняя страница нашего журнала. На этой странице много необычного и занимательного. Здесь помещены народные приметы, загадки и стихи о наших пернатых друзьях. Я буду вам называть народные приметы, а вы будете их правильно заканчивать.
Воробьи дружно расчирикались….(к оттепели)
Дикие гуси летят (зимушку на хвосте тащат)
Синица к избе (зима на дворе)
Осенью птицы летят низко (к холодной зиме)
Осенью птицы летят высоко (к теплой зиме)
Воспитатель, а теперь отгадайте загадки;
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (воробей)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от черве6й (грач)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок (жаворонок)
Кто на елке, на суку,
Счет ведет: Ку - ку, ку-ку.
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
На шесте дворец,
А, в дворце певец (скворец)
Рефлексия:
Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами говорили?
Что нового и интересного вы узнали?
Что вам, больше всего понравилось?