Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»

САРИЯ ТУБИЛОВА
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»

16 октября - Всемирный день Хлеба (в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила Международный день хлеба).Традиционно в этот день проводятся разные праздничные мероприятия: выставки хлебной продукции, встречи кулинаров и пекарей, конкурсы и т. д.

Мне этот праздник очень дорог. Может я родилась в сельской местности, а может мой отец всю жизнь работал (45 лет) трактористом и комбайнером.

Я когда задала ребятам вопрос: "Ребята, знаете ли вы, откуда и как появляется на столе хлеб?", услышала не полный ответ, решила провести занятие по теме: "Хлеб – дар матушки земли".

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»

Интеграция образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Развитие речи".

Цель:

- формировать у детей представление о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; о разнообразии хлебобулочных изделий;

- развивать словарный запас (ржаной и пшеничный хлеб, тракторист, комбайнер,хлебороб, бункер, мельник, пекарь);

- пополнить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба;

- воспитание бережного отношения к хлебу и труду хлебороба.

Оборудование:иллюстрации и картины на тему: "Уборка урожая", "Сельскохозяйственная техника"; картинки с изображением посева, сбора и отправки на переработку зерна; колоски и зерна пшеницы и ржи; дидактические игры "Чудесный мешочек", "Путешествие зернышка".

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, когда вы за столом крошите хлеб, что я вам говорю?

Дети: - "Вы запомните, ребята,золотые слова: "Хлеб - всему голова!". "Не играйте с хлебом". Берегите хлеб!".

Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю прослушать видео-песню в исполнении Ольги Воронец "Хлеб всему голова".

(Включается видеозапись. Прослушивание песни.)

Воспитатель: - Я сегодня предлагаю вам проследить длинный и очень трудный путь хлеба. В каждом доме любят хлеб, но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда. Вот, послушайте стихотворение Я. Акима "Хлеб":

Пашут каждую весну,

Подымают целину.

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят!

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: В каждом доме любят хлеб, но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам вместе проследить длинный и очень трудный путь хлеба, чтобы вы знали, как хлеб к нам на стол пришел.

(Показ картин)

В стихотворении Е. Трутневой "Золотой дождик" рассказывается, как сеют хлебные зерна:

По земле сырой, не жесткой,

Там, где трактора прошли

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик

Точно дождик золотой.

- Сначала люди пашут и удобряют землю, сеют зёрна. Здесь трудятся трактористы на тракторе.

(Дети хором повторяют слова: трактор, тракторист. Показ картин)

- Хлебные зерна любят воду и солнце, сначала появляются совсем небольшие молодые всходы, потом вырастает зелёный колосок, который через время становится золотым. Каждый колос наполнен зерном.

- Ребята, давайте, пройдём к столу и посмотрим колосья.

(Дети смотрят колосья ржи и пшеницы)

- Колосья - это хлебные растения, они растут в поле до осени. Колос состоит из стебелька, усиков и колоска в котором живут зерна. Из их зерна делают хлеб. Обратите внимание, чем же эти два колосья отличаются друг от друга?

(Ответы детей. Воспитатель предлагает потрогать и описать их (форму, цвет). Рассматривают зерна,проговаривая название: рожь, пшеница)

-Да, ребята, одни черного цвета. Это колосья ржи. Зерна колоска ржи длиннее. Из колоска ржи получается темная мука и пекут не булочки, а ржаной (чёрный) хлеб.

(Показ картин и ржаного хлеба)

- А вот эти колоски пшеницы. Колос пшеницы толще, чем ржи и зерна пшеницы круглее. Из таких колосков получается белая мука. Пекут белый пшеничный хлеб, булочки.

(Показ картин и пшеничного хлеба)

(Д/и "Чудесный мешочек".

Рассматривают колосья, находят сходства и отличия.)

Воспитатель: - Давайте посмотрим, что же происходит дальше.

(Рассмотреть с детьми иллюстрации).

Осенью люди собирают урожай – идёт жатва. В это время трудятся на комбайне комбайнеры. Давайте вместе повторять будем и запоминать новые слова.

(Дети хором повторяют: комбайн, комбайнер, хлебороб)

Потом зерно везут на элеватор, затем на мельницу, на мельнице мелят зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.

Приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подаётся оно по конвейеру в печь и оттуда выпекается вкусный, пышный, румяный хлеб. На хлебозаводе выпекают много вкусных изделий.

Воспитатель: - Ребята, какие хлебобулочные изделия вы знаете?Дети: Булки, батон, печенье, сушки, баранки.

Воспитатель: А потом хлеб привозят в продуктовый магазин. Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол.

Физпауза:

Ча-ча-ча- наша печка горяча;

Чи-чи-чи - печёт печка калачи. (полуприседание)

Чу-чу-чу - будет всем по калачу,

Чо-чо-чо - осторожно, горячо! (хлопки в ладоши)

Воспитатель: А вы знаете пословицы о хлебе?

Дети: "Хлеб – всему голова. "

Воспитатель: Давайте, сегодня ещё новые пословицы запомним.

"Хлеб – дар матушки земли"

"Без печки – холодно, без хлеба – голодно"

"Есть хлеб – будет и песня. "

"Без хлеба - нет обеда".

Воспитатель: Ребята, мы с вами с помощью карточек составим, как из зёрнышка получается хлеб.

(Дидактическая игра «Путешествие зернышка».

Воспитатель показывает картинки с изображениями поля, на котором люди с помощью специальных машин пашут землю, сажают, собирают зерна и отвозят на переработку. Картинки мельницы, хлебозавода, пекарни. воспитатель объясняет правила как распорядись правильно картинку. Развитие логического мышления.)

Воспитатель: - Ребята,отгадайте загадки:

"Льётся золото, солнцем умытое,

Золотыми руками добытое" (Колосья, зерно)

"Пекарь сеет белый снег,

Белый снег летает.

Станет хлебом белый снег,

Белым хлебом станет снег,

Потому что этот снег

И в печи не тает. (Мука, тесто)

"Он и чёрный, он и белый, но всегда он загорелый.

мы как кушать захотим, то всегда садимся с ним. (Хлеб)

Воспитатель: Правильно. Дети, вот и каравай наш готов, какой он?

Дети: Мягкий, душистый, горячий, хрустящий.

Воспитатель: Вот и убедились вы в том, что путь хлеба очень труден, что хлеб является основным продуктом питания. А как нужно обращаться с хлебом?

Дети:

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно падал на пол надо поднять хлеба;

- не крошить хлеб за столом;

- обращаться нужно бережно, брать столько, сколько можешь съесть;

Воспитатель:И в заключении послушайте стихотворение С. Дрожкина "Каравай":

Вот лежит каравай у меня га руках,

Черный хлеб на руке - нет милей на земле!

Будет плакать мой хлеб,каравай мой румяный,

Если я разленюсь, если лодырем встану,

Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,

Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.

Но ведь я не лентяй, я в работе проворный,

Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный!

Воспитатель: Итак, ребята хлеб - это наш главный продукт питания. Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб - всему голова, говорили в старину. Берегите хлеб!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Лесной совет» Задачи: 1. Расширение образного представления на основе восприятия изменений, происходящих в жизни птиц с приходом зимы; формирования умения.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы общеразвивающей направленности «Хлеб — всему голова» Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми старшей группы общеразвивающей направленности Тема: «Хлеб.

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!» .

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Мальвины». Цель: Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиеми, развитие речи, игровых навыков, обогащение.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Программное содержание:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Картошка — наш второй хлеб» «Картошка – наш второй хлеб» Программное содержание: Уточнить и дополнить знания детей о свойствах картофеля и его применении человеком.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Подбери по цвету» Образовательные задачи: • Формировать умение соотносить предметы по цвету, закрепление цвета (красный и синий) • Формировать навыки культуры.

Конспект занятия по познавательному развитию «Недра Земли»Конспект занятия по познавательному развитию «Недра Земли» Тема: «Недра Земли» Возраст: средняя группа (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол пришел» Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол пришел» Актуальность: Дети нередко задают.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Проказы матушки Зимы» Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Проказы матушки Зимы» Цель: создать условия для получения.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Обучение грамоте
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»
Опубликовано: 22 октября 2016 в 22:59
+148Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 105.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Музыкальное занятие в средней группе тема: «День космонавтики»
Музыкальное занятие в средней группе тема: «День космонавтики» Цель: -познакомить детей с днем космонавтики -обогатить музыкальные впечатления детей;...
Сценарий выпускного праздника в детском саду «До свиданья, детский сад!»
Звучит торжественная музыка, выходят Ведущие. 1 Ведущая: Есть одна страна на свете Не найти другой такой. Не отмечена на карте И размер то небольшой....
Объемная аппликация из бумаги для детей от 6 лет: Петя-Петушок. Мастер-класс с...
Объемная аппликация из бумаги для детей от 6 лет: Петя-Петушок. Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ...