Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.

Ольга Алексеева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.

Цели:

Показать какую роль в жизни человека играют камни с давних времен. Закрепить знания об истории. Формировать эстетическое восприятие окружающего, воспитывать любознательность.

Совершенствовать умение сравнивать и различать вещества по их состоянию, познавать "наощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.

Задачи:

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Высказывать свои суждения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Загадывание загадки.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе,» размещена в разделах

Воспитатель: В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит, меняет он форму, меняет он цвет. А в стройке годиться на тысячу лет. Он может быть мелким, в ладошке лежать, тяжелый, большой, одному не поднять. Кто дети загадку мою отгадает? Кто этот предмет по приметам узнает?

(Предполагаемый ответ детей). Это камень. Это разные камни.

2. Беседа.

(Звучит музыка) Воспитатель предлагает сесть на ковер и закрыть глаза.

Воспитатель: Представьте себе, что машина времени перенесла нас в каменный век. Это очень далекое время, мы с вами древние люди. Захотелось нам костер разжечь. Вы знаете, что огонь можно высечь камнем? Какой мы камень возьмем?

(Предполагаемый ответ детей). Это кремень (объясняю почему).

Воспитатель: Высеченная этим камнем искра похожа на сухой мох. Вот и загорелся наш костер. Спасибо камню?

(Предполагаемый ответ детей). Да.

Воспитатель: Древним людям нужно спрятаться от зверей, дождя, грозы. Какое удобное жилище мы найдем себе?

(Предполагаемый ответ детей). Пещеру (рассуждения детей).

Воспитатель: Правильно, каменная пещера стала первым жилищем человека. У древних людей теперь есть дом – пещера, но нужна еще и пища, поэтому мы с вами отправляемся в лес. Но просто руками зверя не возьмешь. И первобытный человек как вы думаете, что взял в руки?

(Предполагаемый ответ детей). Камни (рассуждения).

Воспитатель: Конечно камень. Брошенный сильной и ловкой рукой он может сразить зверя наповал. Так камень стал продолжением руки человека.

Пока мужчины были на охоте, женщины племени собирали семена растений. Им нужно было сделать муку, чтобы испечь хлеб. И опять на помощь пришел камень. (Растирали зернышки между двумя камнями). Позднее мужчины сделали каменные жернова. Спасибо камню?

(Предполагаемый ответ детей). Да.

Воспитатель: Для еды нужна посуда. Как вы думаете, из чего сделали первую посуду?

(Предполагаемый ответ детей). Из обожженной глины.

Воспитатель: Каменная значит.

Вот мы с вами побывали в каменном веке. А сейчас давайте встанем, тесно прижавшись, друг к другу и представим себе, что мы гора.

3. Игра “Гора и камешки”.

В. Жила-была большая большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности. Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных, потом другой, третий (еще часть детей отходят по очереди от центра). Гора становилась все меньше и меньше. И в конце концов стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днем и победили большую гору.

4. Рассматривание камней.

Воспитатель: Сегодня мне передали письмо

Дети вскрывают конверт, достают письмо и читают его.

“Здравствуйте, дорогие дети! Пишут вам братья гномы – хранители подземных сокровищ. Мы вам отправляем чудесный ларец, надеемся, что посылка уже в группе. С уважением гномы – хранители камней”.

Воспитатель с детьми находят шкатулку, рассматривают камни, предметы для опытов из «Уголка экспериментирования».

Вы нашли разные или одинаковые камни? (у всех детей они разные).

Ваши камни это объекты природы или нет? Почему вы так считаете?

Камни это живая или неживая природа?

5. Опыты.

Воспитатель: Я предлагаю, вам отправится в уголок экспериментирования и провести там серию опытов, гномы нам даже таблицы прислали, чтобы вам было удобнее сравнивать такие разные камни.

В уголке экспериментирования, дети становятся учеными и исследуют камни с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследования заносят в специальную таблицу. Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.

Цвет Фактура Наличие индивидуальности, твердость Состав

(реакция на сок лимона) Плавучесть Изменение температуры камня

Опыт 1. Рассмотрите камни через лупу и отметьте в тетради, в таблице, какого цвета ваш камень (дети делают зарисовки цветными карандашами).

Опыт 2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый? (дети делают зарисовки).

Опыт 3. Что еще можно обнаружить на вашем камешке? сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или растений и т. п.

Если они есть, то поставьте (+, если нет(-).Поцарапайте камень ногтем. Если царапина осталась, то ваш камень мягкий, поставьте в таблице букву «м», если не осталось, то «т».

Затем камни можно поцарапать гвоздем, монеткой если следа нет, то камень самый твердый (дети делают зарисовки).

Опыт 4. Проверьте, что будет, если мы выдавим сок лимона на камень. Например, мягкий известняк начинает «шипеть», на этой поверхности появляются мелкие пузырьки (воспитатель, а затем и дети проводят соответствующий опыт, результат заносят в таблицу). Оказываются, некоторые камни «шипят» на лимонный сок, а некоторые – нет, это происходит потому, что у них разный состав (дети делают зарисовки).

Опыт 5. Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает. Отметьте результат в таблице. Все ли камни, которые мы нашли тонут?

(например, керамзит или пористый туф останутся на поверхности воды).

Проверьте, изменили ли камни цвет после того, как вы опустили его в воду? (дети делают зарисовки).

Опыт 6. Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее? (дети делают зарисовки).

После окончания экспериментирования дети с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.

6 .Итог занятия.

Что вам понравилось на занятии?

Чем мы занимались?

О чем еще вам хотелось бы узнать?

Публикации по теме:

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей в старшей группе Перспективный план По экспериментальной деятельности В старшей группе № 10 и 12 на 2012 - 2013 учебный год Сентябрь: Диагностика.

Взаимодействие с родителями во 2 младшей группе на сентябрь Сентябрь 1. Фотовыставки: «Моё радужное лето»; «Делимся семейным опытом» 2. Консультации: «Что должен.

Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 14:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД