МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.

Светлана Шленникова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы

конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: «История создания бумаги»

Вид деятельности : опыт

Цель: Ознакомление детей с историей, свойствами бумаги и пути ее изготовления.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения бумаги;

2. Продолжить формировать представление детей о свойствах бумаги;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе,» размещена в разделах

3. Познакомить детей с процессом изготовления бумаги, её применением;

4. Развивать связную речь.

5. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение делать вывод, предвидеть результат деятельности);

6. Воспитывать бережное отношение к природе;

7. Формировать умение принимать активное участие в коллективных делах (договариваться, уступать);

Словарная работа:

- папирус, свиток, пергамент, макулатура.

Предварительная работа:

- опыты с бумагой;

- беседа о видах бумаги;

- ручной труд (изготовление поделок);

- заучивание стихотворения;

Используемые технологии:

- игровые, здоровье сберегающие, информационно – коммуникативные, опытно – экспериментальная деятельность.

Методы:

1. Репродуктивный;

2. Исследовательский;

Приё мы:

1. Игровой;

2. Практический (опыты).

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель читает стихотворение:

Простой бумаге свежий лист!

Ты бел, как мел. Не смят и чист,

Твоей поверхности пока

Ничья не тронута рука.

Чем станешь ты? Когда, какой…

Исписан будешь ты рукой

Однажды карандаш цветной

Пройдется по всему листу,

Его заполнив пустоту.

И синим будет пароход,

И черным будет в небе дым,

И солнце будет золотым.

- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о бумаге)

Бумага — это один из самых распространенных материалов.

- Скажите, где же можно встретить бумагу? (Ответы детей.)

Правильно. Бумага-это носитель информации (показать детям доступные виды бумаги, упаковочный материал, средство гигиены, строительный материал, а также платежное средство, фильтр, электрический изолятор и многое, многое другое. Трудно представить, что было бы, если бы не было бумаги!

- А как вы думаете, что было бы если бумаги не было? (Ответы детей.)

А ведь и правда! Когда-то бумаги не было, тогда на чем же писали древние люди? (ответ детей)

(слайд) Самая первая письменность и рисунки появились у древних людей. Они писали на скалах, на камнях. Но эти надписи и изображения нельзя было унести. Долго думали, как же можно сохранить надписи. Пробовали использовать различные материалы -делали глиняные таблички, пока они еще не высохли, писали на них. Но тексты были короткими, а таблички тяжелыми. Это тоже оказалось не удобным, также как и письмо на скалах и на камнях. Как же быть? Ведь уже появились первые буквы. Нужно как-то сохранять информацию и обмениваться ею.

(слайд) И вот в древней стране под названием ЕГИПЕТ, появляется «папирус».

- Ребята, как вы думаете, из чего делали папирусную бумагу?

Молодцы. Его делали из стеблей тростника (растение). Растения срезали, снимали верхний зеленый слой, белую сердцевину извлекали и нарезали тонкими полосками. Выдерживали в воде 2-3 дня, раскатывали деревянной скалкой и опять помещали в воду. Так повторялось несколько раз, пока полоски не становились полупрозрачными. Далее полоски сушили под прессом и разглаживали камнем. Изготавливать такую бумагу было, достаточно, сложно. И такая бумага была очень дорогой. К тому же она могла легко испортиться. Но все ровно папирус использовали долгое время.

(слайд) Почти в это же время, на другом краю земли появился другой материал «пергамент».

- Ребята, из чего делали пергамент?

Его придумали в городе ПЕРГАМ (Малая Азия). Этот материал делали из кожи животных (овцы, телят). Такой материал был гораздо прочнее, чем папирус. На нем можно было писать уже с двух сторон. И все-таки, изготовить такую бумагу было очень трудно и дорого. А иногда ее приходилось использовать и второй раз смыв старые чернила.

(слайд) Наши предки в то время писали на бересте.

- Ребята, а что же такое береста? (ответы детей)

Береста березовая кора. Это чисто русское изобретение. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги.

- Как вы думаете, чем писали?

Процарапывали костяным или железным писало.

(слайд) А вот бумагу писчую придумали в Китае. Секреты создания бумаги узнали в других странах. Способы ее изготовления совершенствовались, бумага становилась белее, прочнее, становилась дешевле и доступнее.

(слайд) Сейчас бумагу производят на больших предприятиях. Вы знаете, что существует много различных видов бумаги.

- Ребята, какие виды бумаги вы знаете? (картон, писчая, гофрированная, бархатная и тд.)

Давайте выясним, какими же свойствами обладает бумага!

1 свойство - сминается

-Какое сейчас время года?

У нас на дворе зима, вот и поиграем мы в снежки, которые я для вас приготовила (показывает ведерко с водой).

- Ой, что с ними случилось? (Ответы детей.)

А поиграть так хочется…. - Что делать у нас только бумага на столе?» (Ответы детей.)

Подойдите, пожалуйста, к столу, выберите бумагу и приступайте к работе (какую бумагу ты взял, почему не выбрал картон) Возьмите, пожалуйста, снежки, и подойдите ко мне. Какие замечательные комки!

- Что вы сделали с бумагой, чтобы они получились? смяли (Ответы детей.)

Да, ребята, бумага мнется. Это первое свойство. Складываем снежки в корзину. Снежки готовы, приглашаю поиграть в игру “Кто выше подбросит снежок и поймает, не уронив?” Посмотрим, кто самый ловкий. Молодцы.

2 свойство - влагостойкость

Что-то жарко стало. Как пить хочется. У меня есть бутылочка воды. Да вот незадача – стаканчиков нет.

- Что можно сделать, как нам напиться? (Ответы детей.)

- А можно ли напиться из стаканчиков, сделанных из бумаги? Сейчас проверим. (делаем стаканчики из бумаги и наливаем в них воду)

- Так можно ли напиться из бумажных стаканчиков? Кто выпил, предлагаю развернуть стаканчики и посмотреть, что произошло с бумагой? Почему? (Ответы детей).

- Назовите свойство бумаги? - размокает (Ответы детей.)

Да, ребята. Еще одно свойство бумаги – она размокает в воде.

3 свойство – прочность.

Ребята, а как проверить прочность бумаги?

Выберите полоску, самните ее, а теперь порвите.

- Какая из бумаг самая прочная, а какая менее прочная?

Гофрированную бумагу и писчую легко смять и порвалась, бархатная посложней, а труднее всего было порвать картон.

- Ребята, какие свойства бумаги мы выяснили?

Бумага мнется, промокает, рвется. Она не прочная.

Вы а вами выяснили некоторые свойства бумаги, интересно, а из чего делают бумагу. (Ответы детей).

Я вас приглашаю посмотреть фильм, о том, из чего и как делают бумагу. (просмотр фильма).

(слайд) Мы с вами узнали процесс изготовления бумаги.

-А из чего еще, кроме деревьев делают бумагу? (из бумажных отходов- макулатура)

- На нашей планете остается все меньше лесов и часть использование этого леса – именно изготовление бумаги. Вот поэтому деревья стараются меньше вырубать, а использовать вторичное сырьё. Как это вторичное сырье называется?

Эксперимент. Ребята, мы сегодня узнали историю появление бумаги, определили свойства бумаги.

Изготовление бумаги А хотели бы вы сами попробовать сделать бумагу. Посмотрите какую бумагу мы будем делать на занятии. Что бы и у вас получилась такая бумага, нужно: нарвать мелкими кусочками бумагу, залить водой, хорошо размять её в воде, протереть через сито, разложить на поверхности.

Для этого нам нужно подойти вот к этому столу.

- сначала нам нужно выбрать с какой бумагой нам будет проще работать. (Дети выбирают бумагу, связать с экспериментами)

-нарвите очень мелкими кусочками бумагу в чашки.

- залейте водой, какую воду мы для этого будем использовать?

- перемешайте тщательно.

- полученную массу кладем в сито и растираем и сильно прижимаем под прессом.

- даем высохнуть и у нас получилась собственная бумага.

Вывод: что для вас было интересным на сегодняшнем занятии?

- мы сегодня с вами познакомились с историей возникновения бумаги, вспомнили её свойства узнали о новых. Как мы это проделали? Что же спасет лес от вырубки? Использование макулатуры спасает деревья от вырубки. Макулатуру можно использовать для производства новой бумаги, различных бумажных изделий и даже некоторых строительных материалов. Сегодня мы с вами сохранили одно дерево. Берегите природу!

Публикации по теме:

Краткосрочный проект в старшей группе «Вторая жизнь бумаги, или Как из ненужного сделать что-то интересное» Проблема: можно ли из бумажного мусора сделать нужные вещи? Задачи: - познакомить детей с техникой изготовления бумаги из макулатуры и.

Презентация для педагогов «Мини-музей «Часы» в подготовительной к школе группе»Презентация для педагогов «Мини-музей «Часы» в подготовительной к школе группе» Презентация составлена для педагогов дошкольного учреждения и представляет собой обобщенный опыт работы при создании мини-музея "Часы" в.

Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 14:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шленникова (УИ 310171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД