Светлана Шленникова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: «История создания бумаги»
Вид деятельности : опыт
Цель: Ознакомление детей с историей, свойствами бумаги и пути ее изготовления.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения бумаги;
2. Продолжить формировать представление детей о свойствах бумаги;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
3. Познакомить детей с процессом изготовления бумаги, её применением;
4. Развивать связную речь.
5. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение делать вывод, предвидеть результат деятельности);
6. Воспитывать бережное отношение к природе;
7. Формировать умение принимать активное участие в коллективных делах (договариваться, уступать);
Словарная работа:
- папирус, свиток, пергамент, макулатура.
Предварительная работа:
- опыты с бумагой;
- беседа о видах бумаги;
- ручной труд (изготовление поделок);
- заучивание стихотворения;
Используемые технологии:
- игровые, здоровье сберегающие, информационно – коммуникативные, опытно – экспериментальная деятельность.
Методы:
1. Репродуктивный;
2. Исследовательский;
Приё мы:
1. Игровой;
2. Практический (опыты).
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель читает стихотворение:
Простой бумаге свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.
Чем станешь ты? Когда, какой…
Исписан будешь ты рукой
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
И синим будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.
- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о бумаге)
Бумага — это один из самых распространенных материалов.
- Скажите, где же можно встретить бумагу? (Ответы детей.)
Правильно. Бумага-это носитель информации (показать детям доступные виды бумаги, упаковочный материал, средство гигиены, строительный материал, а также платежное средство, фильтр, электрический изолятор и многое, многое другое. Трудно представить, что было бы, если бы не было бумаги!
- А как вы думаете, что было бы если бумаги не было? (Ответы детей.)
А ведь и правда! Когда-то бумаги не было, тогда на чем же писали древние люди? (ответ детей)
(слайд) Самая первая письменность и рисунки появились у древних людей. Они писали на скалах, на камнях. Но эти надписи и изображения нельзя было унести. Долго думали, как же можно сохранить надписи. Пробовали использовать различные материалы -делали глиняные таблички, пока они еще не высохли, писали на них. Но тексты были короткими, а таблички тяжелыми. Это тоже оказалось не удобным, также как и письмо на скалах и на камнях. Как же быть? Ведь уже появились первые буквы. Нужно как-то сохранять информацию и обмениваться ею.
(слайд) И вот в древней стране под названием ЕГИПЕТ, появляется «папирус».
- Ребята, как вы думаете, из чего делали папирусную бумагу?
Молодцы. Его делали из стеблей тростника (растение). Растения срезали, снимали верхний зеленый слой, белую сердцевину извлекали и нарезали тонкими полосками. Выдерживали в воде 2-3 дня, раскатывали деревянной скалкой и опять помещали в воду. Так повторялось несколько раз, пока полоски не становились полупрозрачными. Далее полоски сушили под прессом и разглаживали камнем. Изготавливать такую бумагу было, достаточно, сложно. И такая бумага была очень дорогой. К тому же она могла легко испортиться. Но все ровно папирус использовали долгое время.
(слайд) Почти в это же время, на другом краю земли появился другой материал «пергамент».
- Ребята, из чего делали пергамент?
Его придумали в городе ПЕРГАМ (Малая Азия). Этот материал делали из кожи животных (овцы, телят). Такой материал был гораздо прочнее, чем папирус. На нем можно было писать уже с двух сторон. И все-таки, изготовить такую бумагу было очень трудно и дорого. А иногда ее приходилось использовать и второй раз смыв старые чернила.
(слайд) Наши предки в то время писали на бересте.
- Ребята, а что же такое береста? (ответы детей)
Береста березовая кора. Это чисто русское изобретение. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги.
- Как вы думаете, чем писали?
Процарапывали костяным или железным писало.
(слайд) А вот бумагу писчую придумали в Китае. Секреты создания бумаги узнали в других странах. Способы ее изготовления совершенствовались, бумага становилась белее, прочнее, становилась дешевле и доступнее.
(слайд) Сейчас бумагу производят на больших предприятиях. Вы знаете, что существует много различных видов бумаги.
- Ребята, какие виды бумаги вы знаете? (картон, писчая, гофрированная, бархатная и тд.)
Давайте выясним, какими же свойствами обладает бумага!
1 свойство - сминается
-Какое сейчас время года?
У нас на дворе зима, вот и поиграем мы в снежки, которые я для вас приготовила (показывает ведерко с водой).
- Ой, что с ними случилось? (Ответы детей.)
А поиграть так хочется…. - Что делать у нас только бумага на столе?» (Ответы детей.)
Подойдите, пожалуйста, к столу, выберите бумагу и приступайте к работе (какую бумагу ты взял, почему не выбрал картон) Возьмите, пожалуйста, снежки, и подойдите ко мне. Какие замечательные комки!
- Что вы сделали с бумагой, чтобы они получились? смяли (Ответы детей.)
Да, ребята, бумага мнется. Это первое свойство. Складываем снежки в корзину. Снежки готовы, приглашаю поиграть в игру “Кто выше подбросит снежок и поймает, не уронив?” Посмотрим, кто самый ловкий. Молодцы.
2 свойство - влагостойкость
Что-то жарко стало. Как пить хочется. У меня есть бутылочка воды. Да вот незадача – стаканчиков нет.
- Что можно сделать, как нам напиться? (Ответы детей.)
- А можно ли напиться из стаканчиков, сделанных из бумаги? Сейчас проверим. (делаем стаканчики из бумаги и наливаем в них воду)
- Так можно ли напиться из бумажных стаканчиков? Кто выпил, предлагаю развернуть стаканчики и посмотреть, что произошло с бумагой? Почему? (Ответы детей).
- Назовите свойство бумаги? - размокает (Ответы детей.)
Да, ребята. Еще одно свойство бумаги – она размокает в воде.
3 свойство – прочность.
Ребята, а как проверить прочность бумаги?
Выберите полоску, самните ее, а теперь порвите.
- Какая из бумаг самая прочная, а какая менее прочная?
Гофрированную бумагу и писчую легко смять и порвалась, бархатная посложней, а труднее всего было порвать картон.
- Ребята, какие свойства бумаги мы выяснили?
Бумага мнется, промокает, рвется. Она не прочная.
Вы а вами выяснили некоторые свойства бумаги, интересно, а из чего делают бумагу. (Ответы детей).
Я вас приглашаю посмотреть фильм, о том, из чего и как делают бумагу. (просмотр фильма).
(слайд) Мы с вами узнали процесс изготовления бумаги.
-А из чего еще, кроме деревьев делают бумагу? (из бумажных отходов- макулатура)
- На нашей планете остается все меньше лесов и часть использование этого леса – именно изготовление бумаги. Вот поэтому деревья стараются меньше вырубать, а использовать вторичное сырьё. Как это вторичное сырье называется?
Эксперимент. Ребята, мы сегодня узнали историю появление бумаги, определили свойства бумаги.
Изготовление бумаги А хотели бы вы сами попробовать сделать бумагу. Посмотрите какую бумагу мы будем делать на занятии. Что бы и у вас получилась такая бумага, нужно: нарвать мелкими кусочками бумагу, залить водой, хорошо размять её в воде, протереть через сито, разложить на поверхности.
Для этого нам нужно подойти вот к этому столу.
- сначала нам нужно выбрать с какой бумагой нам будет проще работать. (Дети выбирают бумагу, связать с экспериментами)
-нарвите очень мелкими кусочками бумагу в чашки.
- залейте водой, какую воду мы для этого будем использовать?
- перемешайте тщательно.
- полученную массу кладем в сито и растираем и сильно прижимаем под прессом.
- даем высохнуть и у нас получилась собственная бумага.
Вывод: что для вас было интересным на сегодняшнем занятии?
- мы сегодня с вами познакомились с историей возникновения бумаги, вспомнили её свойства узнали о новых. Как мы это проделали? Что же спасет лес от вырубки? Использование макулатуры спасает деревья от вырубки. Макулатуру можно использовать для производства новой бумаги, различных бумажных изделий и даже некоторых строительных материалов. Сегодня мы с вами сохранили одно дерево. Берегите природу!