Екатерина Каушан
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию коммуникативных способностей «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с разнообразием насекомых, с их образом жизни -формировать обобщающие понятие «насекомые»,
- развивать зрительное внимание, мышление, активизировать словарь.
- воспитывать бережное отношение к маленьким соседям по планете.
Предшествующая работа: наблюдения в природе за насекомыми, чтение рассказа В. Зотова «Майский жук», стихотворение К. И. Чуковского «Муха цокотуха».
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию коммуникативных способностей „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Оборудование : демонстрационные картинки с изображением насекомых,альбомный лист, цветные карандаши, простой карандаш, посылка, бочонок мёда, большой конверт.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, я прочту вам стихотворение, а вы скажите, о ком мы с вами будем беседовать.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела
А за нею шмель- шмелёк и веселый мотылек
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза
Полетали, пожужжали, от усталости упали
Приходили муравьи и травинку принесли
А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.
Воспитатель: скажите,дети, о ком говорится в стихотворении (о насекомых) о каких? Назовите мне их? (Ответы детей)
Воспитатель: правильно вы ответили.
Есть одна игра у нас, я начну её сейчас.
Я начну, а вы продолжайте, дружно хором отвечайте. Игра «Доскажи словечко»
Маленькая скрипочка, маленький смычок
Заиграл на скрипочке маленький (сверчок)
Всё жужжит она жужжит, над цветком она кружит
Села, сок с цветка взяла мёд готовит нам (пчела)
Не строит дом, не топит печек
В густой траве живёт (кузнечик)
На цветке дрожит роса, над цветком жужжит (оса)
Очень тоненько жужжит и над нами он кружит
Берегись и млад и стар: кровь у всех сосёт (комар)
У воды она летает, насекомых ртом хватает,
Есть огромные глаза, с телом длинным (стрекоза)
Кто там крылышками машет и цветка иного краше?
Не похожа на жучка балерина (бабочка)
На цветок, жужжа, садится, чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель, на пчелу похожий (шмель).
Воспитатель: хорошо, ребята, вы справились с заданием, а теперь мы продолжим дальше беседу о насекомых. Скажите, какие виды насекомых вы знаете? (полезные, вредные).
Дети, назовите полезных насекомых (пчела, кузнечик, бабочка, муравей, жук, божья коровка, стрекоза)
Какую пользу они приносят? (ответы детей) Пчёлы-это общественные насекомые, живут большими семьями. Человек стал их «приручать» очень давно, строить им специальные домики-ульи,чтобы пчёлы снабжали людей полезным, лечебным и вкусным мёдом. Муравьи-известные насекомые, которые живут огромными общинами,строят свои «города». В их обществе существует чёткое распределение обязанностей. Их называют «санитарами земли», они собирают гниющие растения. Стрекозы-полезные насекомые, они уничтожают мошку. Бабочки питаются нектаром цветов или соком фруктов,они опыляют растения и считаются безвредными. А вот личинки бабочек –гусеницы-наносят большой вред растениям,они уничтожают листву.
Воспитатель: А каких вы ещё знаете вредных насекомых? (саранча, комар, муха, тля, гусеница, шмель, таракан, овод)
Какой вред они приносят? (ответы детей) Саранча считается вредным насекомым, так как летая целыми стаями, они нападают на хлебные поля и уничтожают огромные площади посевов. Комар-это насекомое, которое приносит нам много неприятностей. От укусов комаров страдают взрослые и дети.
Воспитатель. У меня возникает вопрос: зачем в природе существуют такие вредные насекомые? (выслушивает мнения детей) Насекомые – корм для птиц, а птицы играют огромную роль в природном равновесии.
Воспитатель. Молодцы, хорошо справились с заданием.
А сейчас поиграем в игру «Кто лишний?»
а) Пчела, муравей, божья коровка, бабочка (бабочка-вредное насекомое)
б)саранча, тля, комары, пчела (пчела-полезное насекомое)
в)бабочка, стрекоза, мотылёк, гусеница (гусеница ползает, остальные летают)
Воспитатель. Умнички, хорошо отвечали. А теперь приготовьте свои пальчики. Пальчиковая гимнастика.
Книжку я открываю, насекомых называю,
Жук, кузнечик, саранча, муха, бабочка,
Пчела, муравейка, шмель, оса
И большая стрекоза.
Воспитатель. Ребята, назовите части тела насекомых (голова, туловище, лапки, усики).
А какое у них тельце? (жёсткое, мягкое, гладкое, мохнатое).
Как они двигаются? (летают, ползают, бегают, прыгают, плавают).
Какие издают звуки насекомые? (жужжат, пищат, стрекочат, молчат).
А что они ещё могут делать? (жалить, кусать, щекотать).
Воспитатель. Дети, скажите, где зимуют насекомые? (ответы детей) забиваются в щели коры деревьев, в щели домов, в cухой траве, под листьями, бабочки улетают в тёплые края.
Воспитатель. А теперь, ребята, давайте отдохнём.
Физкультминутка
«Только в лес мы зашли, появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой
Руки вниз – хлопок другой
Вдруг мы видим у куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём и назад в гнездо кладём»
Воспитатель : вот немножко отдохнули и опять беседовать начнём. Cкажите, о каких насекомых можно так сказать. Дети отвечают полным ответом.
Я вижу : злых (комаров)
- мелких (мошек)
- зелёных (гусениц)
- толстых (шмелей)
- трудолюбивых (пчёл)
- рабочих (муравьёв)
- красивых (бабочек)
- прыгающих (кузнечиков)
- изящных (мотыльков)
Воспитатель : правильно вы ответили. А сейчас поиграем в игру «Сколько насекомых?» Дети по очереди бросают кубик c цифрами. (Сколько у тебя бабочек). Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, на ваших столах разложены картинки с изображением насекомых и каждый из вас составит предложение (что делает насекомое? Насекомое летит над цветком, под, на, из-за и т. д.)
Воспитатель: давайте немного отдохнём (с мячом). Игра «Скажи ласково» и «Насекомые – великаны» .
Жук-жучок-жучище
Паук-паучок-паучище
Комар-комарик-комарище
Пчела-пчёлка-пчелище
Шмель-шмелёк-шмелище
Муравей-муравьишко-муравище
Таракан-тараканчик-тараканище
Стрекоза-стрекозка-стрекозище
Сюрпризный момент. Стук в дверь.
Воспитатель получает посылку, а в ней бочонок мёда и письмо «Дорогие, ребята, вы очень хорошо отвечали,много знаете о насекомых и я решил угостить вас мёдом. С уважением пчеловод»
Воспитатель. Ребята, сейчас мы нарисуем пчёлок, напишем «Спасибо пчёлкам за мёд» и отправим письмо пчеловоду. Выполнение работ. Воспитатель. Дети, давайте вспомним, о ком мы сегодня с вами беседовали? Оцениваются ответы детей.