Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.

Тамара Полянкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Задачи: - расширение словарного запаса по теме «Перелетные птицы»,

- формирование умения составлять рассказ по серии картин,

- развитие фонематического слуха,

- образование родственных слов,

- развитие координации речи с движением.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе,» размещена в разделах

Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, посылка, пособие «Дерево», прищепки, серия сюжетных картин «Скворечник», магнитная доска, схематическое изображение этапов рассказа (ТРИЗ).

Последовательность деятельности :

1. Эмоциональный настрой на работу.

«Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

2. Сообщение темы.

- Ребята, утром нам принесли посылку из музея. В ней фотографии и письмо. Послушайте, что нам пишут: «Дорогие ребята! У нас есть для вас фотографии птиц, которые живут в наших краях. Мы предлагаем вам выбрать птиц, которые возвращаются к нам весной. А ещё мы шлем вам серию картин о приключении ребят. Для того, чтобы вы рассказали эту историю всем своим друзьям. Большое спасибо вам. Работники музея»

- Ребята! Мы справимся с этим заданием? (Да)

Все ваши ответы и рассказы я буду записывать видеокамеру и после окончания нашей беседы мы отправим запись в музей.

3. Игра «Птицы»

- Ребята давайте посадим перелётных птиц на веточки нашего дерева.

(Дети по очереди берут картинки с изображением перелётных птиц, называют и вешают прищепкой на веточку дерева.)

- Назовите какие птицы не улетали от нас, а зимовали вместе с нами?

(Дети называют оставшиеся картинки)

- Какие это птицы?

(Зимующие)

4. Игра «Внимательные ушки»

- Ребята! Давайте выберем птиц, в названии которых есть звук – С -.

Определим место, где он спрятался.

(Скворец – в начале. Ласточка – в середине. Кукушка – нет звука. Грач – нет звука. Аист – в середине. Соловей – в середине.)

5. Игра «4-лишний»

- Посмотрите и назовите кто лишний и почему?

(Скворец. Потому что скворец – птица, а самолёт, корабль и автобус – транспорт)

6. Игра «Называлочка»

-Скажите, как называют скворца ласково?

(Скворушка)

- Как называют детей скворца?

(Скворчата)

- А одного детёныша?

(Скворчонок)

- Как зовут маму скворчат?

(Скворчиха)

- Как называется домик, для скворцов?

(Скворечник)

- Молодцы ребята!

7.

Рече двигательная гимнастика «Весна»

Если речка голубая (Руки через стороны вверх, потянуться)

Пробудилась ото сна.

И бежит в полях, сверкая, (Волнообразные движения руками)

Значит, к нам пришла весна.

Если солнце разрумянит (Ладошками растереть щечки)

Наши щечки до красна,

Нам ещё приятней станет – (Наклоны головы вправо – влево)

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши)

8. Составление логического рассказа по серии картинок (технология ТРИЗ)

1. Этап «Паровозик из картинок»

Дети раскладывают серию картинок слева на право в одну линию без учета последовательности.

2. Этап «Назови место, где происходит событие»

Называют место, где происходит событие в каждом кадре. Доказывают, почему они так решили. (На первой картинке событие происходит в парке, потому что видно деревья, снег, проталины, птиц, дети одеты в уличную одежду. На второй они в помещении, в классе труда, потому что видно стены, столы, инструменты, дети в легкой домашней одежде. На третей картинке события происходят на улице, потому что дети одеты в уличную одежду, видно деревья, птиц.)

3. Этап «Определи время событий.

Дети определяют и называют время года, части суток. Доказывают, почему они так решили. (На первой картинке событие происходит в светлое время, весной, потому что видно проталинки, дети в весенней одежде, на деревьях нет листьев. На второй время года не видно, потому что дети находятся в здании, скорее всего в светлое время суток, потому что дети еще в школе. На третей, события происходят в светлое время, весной, потому что на деревьях еще нет листьев, прилетели скворцы, дети в весенней одежде)

4. Этап «Найди общих героев на всех картинках»

(Главные герои – дети, потому что они изображены на всех картинках)

5. Этап «Назови действие героев и догадайся, зачем они это делают?»

(Дети гуляли и увидели сломанный скворечник. Они огорчились, что скворцы к ним не прилетят. На другой картинке дети делают скворечники, чтобы скворцы прилетели в их парк. На следующей дети с помощью взрослого привязали скворечник к дереву.)

6. Этап «Что за чем?»

Дети берут любую картинку, вешают на магнитную доску. Еще раз называют действия объекта. Дальше играют «Что было раньше – что будет потом?». Пока картинки не выстроится в логический ряд.

7. Этап «Составь рассказ»

Дети составляют рассказы, используя приведенную базовую модель. 9. Рефлексия.

- Я записала все ваши рассказы, ответы, каждое ваше слово. Каждый из вас может рассказать эту историю дома, тому, кого вы хотите порадовать. А мы пошлем письмо с рассказами в музей.

- Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось?

Используемая литература:

1. Т. А. Сидорчук «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания.

2. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспект занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.

3. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!»

Публикации по теме:

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Проект «Зимующие птицы» Проект "Зимующие птицы" Проблема:"Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки улетели!Да не все такие пугливые. Другие.

Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 20:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД