Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет)

Галина Мандрыкина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Сравнение по объёму»

Цель: Формировать представления об объёме жидких и сыпучих веществ.

Задачи:

1. Сформировать представление об измерении объёма сосудов с помощью мерки.

2. Закрепить представление о сравнении сосудов по объёмус помощью переливания.

3. Закрепить понятие о том, чем больше мерка, тем меньше результат измерения.

4. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет)» размещена в разделах

5. Развивать воображение, логическое и вариативное мышление, внимание, память, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

6. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия.

Методы и приё мы:

1. Словесные методы: беседа,вопросы, художественное слово.

2. Наглядно-иллюстративный метод.

3. Слуховой метод.

4. Игровой метод: дидактические игры.

5. Поисково-исследовательский метод: эксперимент с крупой.

6. Рефлексивный метод.

Предварительная работа : непосредственное сравнение по объёму (вместимости)с помощью переливания.

Материалы к занятию :

Демонстрационные: чайник с водой; две кастрюли одинакового объёма, но разной формы;2 куклы; 3 стакана; столовая и чайная ложка ; картинки воробья, голубя; крупа.

Раздаточные: две тарелки, чайная ложка, крупа,

Аудиоресурсы:запись чириканья воробья.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

(Воспитатель собирает детей около себя) :

- Доброе утро ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку. Вот такое настроение мы оставим на весь день.

- Ребята, в нашем детском саду трудится много сотрудников. Скажите, кто готовит пищу для детей всего детского сада?

- Что вам больше всего нравится кушать в детском саду?

- Вы знаете, ребята, куклы Маша и Даша решили сварить себе на завтрак кашу, а как это сделать, они не знают.

- Хотите помочь накормить кукол (Да).

- Сможете это сделать? (Наверное).

2. Актуализация знаний

Игра «Разные кастрюли»

Дидактические задачи: актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объёму с помощью переливания, развивать внимание и память, коммуникативные качества.

(Дети подходят к столу, на котором находятся две кастрюли одинакового объёма, но разной высоты, чайник с водой и чашка)

- Каши надо сварить одинаковое количество для Маши и для Даши, но Маша любит манную кашу, а Даша - пшеничную. Можно ли это сделать в одной кастрюле? (Нет).

-Правильно, разные каши нужно варить и в разных кастрюлях.

- Знаете ли вы, как варят кашу?

Выслушиваются все ответы детей

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать,равны ли кастрюли по объёму?

(Дети предлагают свои варианты и решают налить из чайника воду в одну кастрюлю до краёв, перелить её во вторую)

-Что можем сказать? Равны ли кастрюли по объёму? (Равны)

- Почему вы так решили? (Воды в них поровну).

- Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объёму? (Если вторая кастрюля тоже наполнится до краёв)

- А если во второй кастрюле останется место? (Тогда объём второй кастрюли больше).

- А если вода из первой кастрюли не вместиться во вторую? (Тогда больше объём первой кастрюли).

3. Затруднение в ситуации

Игра «Разные кастрюли»(продолжение).

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования способа непосредственного сравнения сосудов по объему (вместимости);

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление и речь.

- Но ведь в кастрюлю надо будет ещё положить крупу и что тогда произойдёт?

- Надо ли воду в кастрюлю для того, чтобы сварить кашу, наливать до самого края? (Нет)

- Смогли ли вы правильно налить воду для варки каши? (Нет, не смогли)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как отмерить воды поровну.)

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1) сформировать у детей представление об измерении сосудов с помощью мерки;

2)формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;

3) закрепить способ действий «если что-то не знаю, то придумаю сам или спрошу у взрослых».

- Как это узнать? (Попробовать придумать самим, узнать у взрослых).

- А может стакан нам поможет? Это не простой стакан, он называется мерным стаканом. Мерный стакан с делениями, эти деления обозначают объём жидкости, которая в нём налита. А если мерного стакана нет, то можно взять мерную кружку, которая поможет отмерять не только жидкость, но и сыпучие вещества: сахар, муку, крупы.

- Чтобы приготовить любое блюдо, что нам нужно знать? (Рецепт).

- Что такое рецепт?

- Чтобы каша для Маши и Даши получилась вкусной, есть тоже рецепт: два стакана воды и четыре чайные ложки крупы.

(Воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки и проделывает названные действия с проговариванием)

- Сначала в кастрюлю нальём воду. Надо наполнить стакан водой до краёв и вылить в кастрюлю.

- Необходимо считать количество стаканов, которые вылили в кастрюлю. Такое же количество таких же стаканов надо вылить в другую кастрюлю.

- Смогли мы правильно налить воду? (Да)

-Что теперь нужно сделать? (Отмерить крупу).

-Правильно. Немного отдохнём и отправимся на кухню.

Динамическая пауза.

Мы-ребята-поварята,

Маме любим помогать.

И сейчас на нашу кухню

Будем весело шагать.

Вот на полке, наверху,

Банки с крупами стоят.

Надо кверху потянуться,

Банки с крупами достать.

Надо снять нам соль и сахар.

Будем мы варить обед.

Аккуратно всё снимайте.

Не наделать бы нам бед.

Каша варится, кипит,

Возмущается, бурлит.

Хочет выпрыгнуть наружу.

Ей большой огонь не нужен.

Дули на неё. Устали.

Дышим ровно, не спешим.

Кашу сладкую съедим.

5. Включение нового знания в систему знаний

5.1. Игра «Повара».

Дидактические задачи:

1) закрепить представления об измерении объёма, умение выполнять практическое измерение объёма сыпучих веществ с помощью мерки;

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение.

Дети подходят к столам, на которых находится две ёмкости с крупой, две тарелочки и мерка на каждого.

- Какая крупа находится на ваших столах? (Манная крупа и пшеничная)

-Как будет называться сваренная вами каша для кукол? (манная, пшеничная)

- Чем можно отмерить нужное количество крупы?

- Можно ли мерять горстью? (Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.)

Педагог предлагает на выбор ложку, блюдечко.

- Как вы думаете, чем удобнее отмерить крупу?

В процессе обсуждения приходят к выводу, что ложкой удобнее. Маша и Даша решили вам помочь отмерить крупу чайной ложкой. Маша насыпала вот столько манной крупы (ложка «с горкой», а Даша – вот столько пшеничной (неполная ложка, а я насыпала вот столько манной крупы (полная ложка «по края»).

- Скажите, равное ли количество крупы мы отмерили? (Нет)

- Почему?

В процессе обсуждения детей подводят к требуемой технике отмеривания: чтобы у всех крупы было одинаково, наполнять мерку надо «по край», как у воспитателя.

- Чем куклам служила чайная ложка? (Меркой)

-Вы помните, что по рецепту для каши надо положить 4 чайные ложки крупы. Насыпьте в каждую из тарелочек по четыре мерки крупы.

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

• взять мерку;

• решить, сколько мерок крупы будет высыпано в каждую тарелочку (чтобы не забыть, можно выложить фишки);

• наполнить мерку доверху, лишнюю крупу счистить лопаткой;

• насыпать сначала в одну тарелочку нужное количество мерок манной крупы;

• насыпать в другую тарелочку столько же мерок пшеничной крупы.

-Измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.

-Отнесём наши тарелочки с крупой на поднос, а в конце занятия попросим наших поваров помочь сварить вкусную кашу. Теперь Маша и Даша знают, как правильно отмерить воду и крупу для каши.

5.2. Игра «Накормим птичек».

Дидактические задачи:

1) закрепить умение выполнять измерение объёма сыпучих веществ с помощью мерки; видеть зависимость количества от величины мерки.

- Сегодня к нам прилетел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?

(Предположительный ответ детей.)

- Давайте я дам вам подсказку. (Включается звук чириканье воробья)

(Дети дают ответ - воробей).

- Эту птицу каждый знает.

В тёплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайся поскорей

Всех торопит: (воробей).

(К доске прикрепляется изображение воробья).

- Воробей прилетел к нам не просто так! Сегодня утром было так холодно, и ему очень захотелось покушать. К нему подошла девочка и дала мешочек с пшеницей. Он был очень рад этому.

- Как мы можем узнать сколько воробьёв можно накормить этой пшеницей, если один воробей может съесть 1 чайную ложку пшеницы? Что для этого надо сделать?

(Измерить пшеницу чайной ложкой).

- Да, мы с вами будем измерять пшеницу с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка.

(По желанию выходит ребёнок и проводит измерения).

- Сколько всего получилось ложек?

(Ответ детей).

- Представьте, что к кормушке прилетели голуби. Как вы думаете, кто съест больше пшеницы: воробей или голубь? (Голубь).

- Почему вы так думаете? (Потому что, голубь больше воробья).

- Давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством пшеницы, если считать, что один голубь может съесть одну столовую ложку.

(Измеряем пшеницу и узнаем количество столовых ложек.) На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).

- Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?

(10 > 5).

- А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество пшеницы?

(Чем больше мерка, тем меньше число измерений мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше получится результат.)

- Молодцы! У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыплем угощение в неё для птиц.

6. Итог

Дидактическая задача:провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Чем вы сегодня занимались? Кому сегодня помогли?

- Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для кукол? (Потому что мы научились сравнивать объём с помощью мерки).

Публикации по теме:

«Любимые книги». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: Любимые книги (30 марта-3 апреля 2015 года) Пояснение к плану. Здесь30 неделя 1-29 недели. ПЛАНЫ Коммуникация. "Путешествие по сказкам.

Конспект НОД по математике «Измерение длины и объёма» (подготовительная группа) Тема «Измерение длины и объёма» Подготовительная группа Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,» Речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет)
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 09:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мандрыкина (УИ 187367) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД