Наталья Соколова
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Экскурсия в заповедник» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема : «Экскурсия в заповедник»
Программное содержание:
- познакомить с понятиям "заповедник" и роли человека в жизни его обитателей, сформировать представление детей о растительном мире заповедника;
- закрепить представления детей об «этажах» леса;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности, Тема: „Экскурсия в заповедник“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- закреплять правила поведения в заповеднике;
- развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, речь;
- воспитывать у детей доброе отношение к природе на примере родного края.
Оборудование:
Демонстрационный материал: карта России, шапочки с изображением растений, фотографии заповедника, экологические знаки
Раздаточный материал: цветные карандаши, листы белой бумаги (круг)
Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы о деревьях, наблюдение за деревьями на участке детского сада, привлечение родителей к оборудованию занятия.
Ход
- Дети, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Вы знаете, что это? (карта).
- Да, это карта нашей Родины.
- А как называется наша Родина? (Россия)
- А вы знаете, что обозначают пятна и линии на ней? (Это озера и реки)
- А что обозначено на карте зеленым цветом? (Леса, луга и поля)
- Коричневым обозначены холмы и возвышенности, а желтым - пески.
- Вы обратили внимание, какого цвета на карте больше? (зеленого).
- Наша страна богата лесами, полями, лугами, цветами. У нас в лесах много грибов, ягод, цветов, в реках и озерах - рыбы.
Лес для насекомых, птиц, зверей, растений - дом родной. Люди приходят в этот дом только, как в гости, но часто забывают и ведут себя в лесу просто ужасно: ломают деревья, губят цветы, загрязняют водоемы, кричат, шумят, мусорят, пугают хозяев леса птиц и зверей. Не уютно становится им в лесу. Тогда умные и добрые люди придумали и создали заповедники.
- А вы знаете, что такое "заповедник".
Заповедник - это почти сказочный лес. Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. Никто здесь не стреляет, не ловит бабочек, не рвет цветы и не губит деревья. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа.
Недалеко от нашего города Серпухова создан Приокско-Террасный заповедник. (Показываю фото заповедника)
Здесь растут редкие породы деревьев и кустарников, трав и цветов.
Я предлагаю отправиться в заповедник и получше познакомиться с некоторыми из них.
Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в заповеднике. Поиграем в игру «Можно - нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)
- Молодцы, вот теперь мы можем смело отправляться в заповедник
Для этого нам достаточно только закрыть и открыть глазки. Вот мы с вами и в заповеднике.
- Ребята, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся.
Здравствуй, вольная природа
Лес - великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена.
Слушайте, наслаждайтесь чистым воздухом леса. Когда воздух чистый, хочется глубоко вдохнуть, расслабиться и подготовиться к привалу. Сядем на опушку и послушаем звуки леса.
Напоминаю, что рвать и ломать растения запрещено! Об этом говорит знак (показываю)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Среди растений здесь есть такие, которые нигде, нигде больше не растут, но есть и знакомые вам, но у каждого свой секрет.
- Что же делать, чтобы узнать о них?
Я говорила вам уже, что заповедник, будто сказочный лес, и он поможет нам превратить детей в деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи и лишайники этого леса.
(Надеваю детям шапочки)
- Вот какой лес «живой лес», но он перепутан, а в нашем заповедном лесу свой порядок – по «этажам»
Дети, вспомните этажи леса и встаньте так, как они растут в этом лесу.
Дети встают лесенкой:
1 – й этаж – мхи и лишайники;
2 – й этаж – грибы;
3 – й этаж – ландыши, купена, пион, земляника, брусника, черника;
4 – й этаж – можжевельник и рододендрон;
5 – й этаж – клен и береза;
6 – й этаж – ель и сосна
- Молодцы, ребята, вы выстроили дом правильно. Друзья мои, растения, давайте расскажем о себе.
Растения 1 – го этажа:
Мы растения плотно прижимаемся к тому, на чем растем, по нам можно определять направление сторон света.
Курчаво свившись, мох зелёный
Покрыл валежник, почву, пни,
Залез на комель толстый, чёрный
Совсем дряхлеющей сосны. (А. Второв)
Растения 2 – го этажа:
Мы – особая группа живых организмов. Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы - отдельное царство грибов.
Нас называют сморчками, мы первые весенние грибы
Из-под снега прямо
Смятая панама –
Вылезает старичок
По прозванию Сморчок.
Под землёй не усидел,
Знать, весною много дел. (Ю. В. Шабай)
Растения 3 – го этажа:
Мы травянистые растения, лекарственные.
Я – ландыш – занесен в Красную книгу.
Ландыш серебристый вырос на опушке.
Белый колокольчик нежной красоты.
Маленький подарок от Весны – подружки,
На ковре зелёном – скромные цветы.
Мы – ягоды. Я – черника, я – земляника. Мы очень вкусные и тоже лекарственные.
Любят все чернику очень,
Ягодки чернее ночи.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Растения 4– го этажа:
Мы кустарники лекарственные. Я – можжевельник, а я – рододендрон
На открытых местах, на песках и где ельник
Дикий полезный растет МОЖЖЕВЕЛЬНИК.
Растения 5 – го этажа:
Мы деревья, но не самые высокие
Я - клен, цвету до распускания листвы, меня опыляют пчелы.
Старый клен стоит один,
Весь во мху затшалом.
На опушке у руин,
И скрипит устало.
Я – береза, светолюбивая, сею много семян. Подо мной поселяются теневыносливые деревья, которые потом могут привести к моей гибели
Белой зовут по коре
Кудрявой зовётся по кроне.
Сказочный вид на заре
Лес в золотой короне.
Растения 6 – го этажа:
Ель и сосна: хвойные растения, мы самые высокие жители заповедника.
Какой бы лютый холод не был
И как бы вьюги не гудели, -
Стоят и смотрят гордо в небо
Зеленые, как летом, ели.
Могучих сосен статный ряд,
Шеренги стройные стоят.
Макушки смотрят в небеса –
Природы дивная краса.
- Ребята, как чудесен заповедник! Сколько здесь удивительного! Попробуем изобразить частичку того, что мы увидели
Физкультурная пауза:
Мы в заповеднике друзья (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)
- Нам пора возвращаться в детский сад, попрощаемся с лесом:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем
Добрый лес, могучий лес.
- Ребята, где мы с вами побывали? (в заповеднике)
В каждом заповеднике есть знаки. Я предлагаю вам придумать и нарисовать знаки, которые покажут людям, как правильно вести себя в заповеднике.
(самостоятельная деятельность детей под музыку Ю. Антонова "Не рвите цветы")