Елена Савреева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с произведением живописи А. К. Саврасова «Грачи прилетели";
- учить понимать простейшие взаимосвязи в природе (Лес дает птицам жилье и пищу, птицы лечат деревья от насекомых)
Развивающие:
- развивать умение безопасного взаимодействия с птицами, животными и насекомыми; - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
- развивать познавательный интерес;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- продолжать формировать коммуникативные навыки, развивать умение работать в парах.
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения в общественных местах, деликатно и предупредительно относиться к окружающим;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Интеграция областей: «Безопасность», «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Оборудование: Карточки «Правила поведения в лесу», картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Предшествующая работа: Заучивание стихотворения «Лесные правила» Н. Рыжова
Ход занятия
Дети играют в спокойной обстановке. Раздается стук в дверь и появляется птица-сорока.
Сорока: - Внимание всем! Внимание всем! Сегодня в наш лес прилетели первые вестники весны!
Воспитатель: - Ребята, кто это прилетел к нам в группу? (Cорока) - Давайте поздороваемся с сорокой. (Дети здороваются, воспитатель спрашивает у сороки) - Интересно, что за вестники весны прилетели в лес?
Сорока: - А вы отгадайте загадку и сразу поймете, кто это такие.
Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Дети отвечают - грач)
Воспитатель: - Ребята, а почему сорока называет грачей первыми вестниками весны? (Потому что грачи первыми возвращаются весной с далеких жарких стран)
Сорока: - Ребята, а вы хотите посмотреть, как грачи обустраиваются в родных краях? (Хотим)
Воспитатель: Ребята, в поселке мы грачей не увидим. Наверное, нам придется отправиться в путешествие на окраину поселка.
Сорока: - А ваши дети воспитанные, они не напугают грачей?
Воспитатель: - Наши дети воспитанные. Давай спросим у ребят, знают ли они, как ведут себя воспитанные люди.
Сорока: - Ребята, кого можно назвать воспитанным человеком? (Это человек, который ведет себя вежливо, воспитанный человек здоровается при встрече, прощается, когда уходит, воспитанный человек одевается опрятно и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в игру «Вежливо – невежливо».
Я вам буду бросать мяч. Если я говорю слово «Вежливо», вы называете поступок вежливый. Если я говорю «Невежливо», вы говорите, как нельзя поступать. Будьте внимательны!
Игра в кругу:
«Вежливо» - поздороваться при встрече «Вежливо» - помочь подняться, поднять упавшую вещь «Невежливо» - толкнуть, не извиниться «Вежливо» - сказать спасибо и пожалуйста «Невежливо» - повернуться к собеседнику спиной «Вежливо» - сказать ласковое, доброе слово «Невежливо» - нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его «Вежливо» - пожелать доброго пути
Воспитатель: Вот видишь, сорока, нашим детям можно доверять, они прекрасно знают все правила поведения и можем отправиться в лес, чтобы посмотреть, чем птицы занимаются весной.
- Ребята, встанем, друг за другом, сделаем поезд и пригласим сороку поехать вместе с нами. (Дети встают друг за другом, приглашают сороку, изображают поезд)
- Давайте вспомним правила культурных пассажиров, как нужно вести себя в общественном транспорте? Ребенок читает стихотворение.
Как бы не был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь!
Место малым или старым
Уступить не позабудь!
Воспитатель: А чтобы в дороге нам было веселее, споем песенку. (Дети поют песенку на мотив песни «Мы едем, едем, едем…»)
1. Вот поезд быстро мчится
Чух-чух, чух-чух, чух-чух,
У наших пассажиров захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются…
На этой остановке
Бабуля появляется.
Припев:
Как же быть? Как же быть?
Как, скажите поступить? (Нужно бабуле место уступить)
2. Вот поезд быстро мчится
Чух-чух, чух-чух, чух-чух,
У наших пассажиров захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются…
И женщина с ребенком
В вагоне появляется.
Припев:
Как же быть? Как же быть?
Как, скажите поступить? (Нужно женщине с ребенком тоже место уступить! И сказать: «Прошу Вас, присаживайтесь!»)
Так дети поют несколько раз. В вагоне появляется старый, старый дедушка и др. пассажиры. В конце дети поют: - И к пункту назначения наш поезд приближается.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и оказались с вами за городом, в лесу. Проходите, присаживайтесь на пенечки (стульчики).
Воспитатель: Ребята, что такое лес? (Это место, где много деревьев, это родной дом для диких животных и птиц)
Воспитатель: - Значит, мы попали в гости к диким животным и птицам? Какие правила поведения в гостях вы знаете? (В гостях нельзя громко разговаривать, нельзя играть в шумные игры, в гостях нельзя брать без разрешения вещи, нельзя разбрасывать игрушки)
Сорока: Я хочу проверить ребят, знают ли они правила поведения в лесу. Я сейчас прочитаю стихотворение, пусть дети ответят, что делали неправильно герои стихотворения.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели.
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Воспитатель: Ребята, скажите, что делали герои стихотворения неправильно? (Дети пришли в лес без взрослых, сами разожгли костер, громко пели песни, оставили после себя разбитые склянки и мусор)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Надо каждому из вас найти себе пару. Договариваться можно при помощи жестов или взглядов.
На столе есть карточки с правилами поведения в лесу. Каждая пара возьмет себе одну карточку. Один человек в паре рассказывает, что нельзя делать в лесу, другой ребенок скажет, какая беда может случиться, если не соблюдать осторожность.
Дети берут карточки с правилами поведения в лесу и рассказывают:
( Первый в паре:- Нельзя без взрослых разводить в лесу костер, уходя надо костер потушить, чтобы не разгорелся лесной пожар. Второй в паре:- Нельзя разводить костер, потому что можно обжечься. Во второй паре первый: - Нельзя разорять птичьи гнезда. Если разорить гнездо, то птенцы не выведутся. Второй в паре: - Если разорить гнездо, то взрослые птицы, защищая свое дом, могут клюнуть, поцарапать когтями.)
Воспитатель: Ребята, в лесу надо вести себя правильно, чтобы не навредить природе и самому не пострадать. Чтобы не напугать хозяев леса, давайте превратимся с вами в животных и птиц.
Влево, вправо повернись
В птиц, в животных превратись
Воспитатель: - Вы теперь не ребята, а дикие животные и птицы. Покажите, какое вы животное или какая вы птица.
Динамическая пауза «Изобрази животного», затем дети присаживаются на пеньки.
Воспитатель: Ребята, пришла пора нам узнать, как обустраиваются грачи в родных местах. (Выставляет иллюстрацию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»)
Рассказ педагога:
«Перед вами картина А. Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окрестности неумолкаемым гомоном.
На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви. А дальше, до самого леса, узкой лентой раскинулись поля, побуревшие от залежалого снега.
Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно-голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, на зернистом снегу ясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где меж облаков проглядывает ярко-голубое весеннее небо.
Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато-коричневые цвета с бело-голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.
Воспитатель: - Какое время года изображено на картине? (Весна)
- Почему вы так решили? (Потому что снег растаял, видны лужи, птицы строят себе гнезда)
- Что нарисовано в центре картины? (Березы) - Что вы увидели на деревьях? (Гнезда птиц) - Для чего нужны гнезда? (Чтобы выводить птенцов)
- - Что дает лес для птиц? (Жилье и пищу) - А птицы нужны лесу? (Нужны, они спасают деревья от насекомых)
- Скажите, а человеку нужен лес? (Нужен) - Что дает лес человеку? (Грибы, ягоды, орехи, древесину)
- Зная то, что лес нужен и человеку и животным и птицам какие правила поведения нужно помнить? (Не разорять птичьих гнезд, бережно относиться к птицам, охранять лес, быть осторожным в лесу, не трогать незнакомые растения) Воспитатель: - Что может с вами произойти, если вы полезете на дерево посмотреть что в гнезде? (Можно упасть с дерева, птицы могут поранить детей) Воспитатель: - Ребята, давайте еще раз послушаем и запомним правила поведения в лесу. (Дети читают стихотворение выученное заранее)
Лесные правила:
Если в лес пришли гулять.
Свежим воздухом дышать;
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки.
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать.
Никогда не забывать:
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять.
Ты пришел не убивать.
Бабочки пускай летают.
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Воспитатель: Ребята, весной у птиц наступает очень ответственная пора. Они строят себе гнезда, выводят птенцов. Если в это время помешать или напугать птиц, то они могут прекратить строительство гнезд и птенцы у них не появятся. Но вы также должны помнить, что неправильное поведение может навредить и вам.
(Вывешивают на доске желтый круг) - Если вы запомнили правила безопасного поведения в лесу и хотите чтобы у грачей поскорее вывелись птенцы, то давайте украсим солнышко желтыми лучами. Если сомневаетесь или не желаете, то вывешивайте оранжевые лучи. (Дети подходят к столу, берут лучи и вывешивают вокруг круга)
Список использованной литературы
1. Дошкольникам о живописи Р. М. Чумичева
2. «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете» С. А. Насонкина
3. Дидактический материал «Береги живое» студия «Весна. Дизайн» г. Киров
4. Стихотворение С. Михалкова «Прогулка»
5. Стихотворение «Лесные правила» Н. Рыжова