Наталья Быстрова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Перелётные птицы»
Цель: обобщение знаний и умений по теме «Перелётные птицы»
Задачи:
Образовательные:
Систематизация представлений детей о перелётных птицах, особенностях их строения, образа жизни
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Учить находить сходства и различия в строении, месте обитания птиц (перелётных, зимующих, домашних) посредством дидактических игр «Найди, что я назову» и «Кто лишний»
Закреплять знания о геометрических фигурах при создании изображения птицы
Расширять и активизировать словарный запас (названия перелётных птиц)
Развивающие:
Развивать мышление, логику, целостное восприятие и мелкую моторику рук посредством игр «Собери картинку», «Кто лишний?»
Развивать правильную, выразительную речь посредством пальчиковой игры, игры-приветствия, разгадывания загадок
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, умение быстро действовать по сигналу посредством подвижной игры
Развивать умение расслабляться, снимать эмоциональное напряжение посредством психогимнастики
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в парах, доброжелательное отношение друг к другу
Воспитывать у детей умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности
Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к птицам
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Здоровье», «Чтение художественной литературы»
Материалы и оборудование:
Демонстрационные: иллюстрации гнезда, взрослой птицы дрозда и пять птенцов, мягкая игрушка сова, картинки перелётных птиц, материал для игры «Кто лишний?» (домашние, зимующие птицы, птенцы, аудиозапись крика кукушки
Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками (для работы в парах, геометрические фигуры из цветной бумаги для создания силуэта птицы для подгруппы детей, клей, кисточки, тряпочки, картинки птичек для рефлексии
Предварительная работа:
дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто кричит», «Узнай по описанию», подвижные игры «Совушки», «Воробушки и автомобиль», «Гуси-лебеди»; беседы «Забота о птицах», «Птицы прилетели»; рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Также просмотр презентации с использованием интерактивного экрана, чтение художественной литературы М. Зощенко «Умная птичка», М. Горький «Воробьишко», русская народная сказка «Гуси-лебеди.
Ход занятия:
Дети встают в круг. Воспитатель проводит игру-приветствие «Здравствуй»:
Здравствуй, правая рука (вытягивают правую руку)
Здравствуй, левая рука (вытягивают левую руку)
Здравствуй, друг, здравствуй, друг (берутся за руки)
Здравствуй, весь наш дружный круг (поднимают руки вверх покачивают ими вправо-влево)
Все на месте? Все ли тут? (делают наклон вперёд, отводят руки назад)
Повернулись, оглянулись. И друг другу улыбнулись (улыбнулись, смотрят налево, направо)
Стук в дверь. Появляется Сова (мягкая игрушка):
- Здравствуйте, дети! Я к вам очень спешила! В лесу случилось несчастье: из гнезда дрозда выпали пять птенцов! А летать они ещё не могут! Мама и папа дрозды не могут найти своих деток! Нужно помочь бедным птицам. Я думаю, что именно вы сможете спасти птенцов и вернуть их обратно в гнездо родителям. Если вы готовы, то давайте отправимся в путь.
Воспитатель:
- Дети, вы готовы помочь птенцам дрозда? Тогда давайте отправимся в лес. Только дорога туда трудная, с препятствиями. Нужно пройти через кочки, по мостику через речку, обойти все пригорки и лужи.
Дети проходят по рельефной дорожке, перешагивают через кубики, прыгают по цветным круглым коврикам – «кочкам».
Воспитатель:
- Вот мы и очутились с вами в лесу. Но где же нам найти птенцов?
Подходят к столу, на котором лежит конверт.
- А вот и задание: нужно разгадать загадки о перелётных птицах:
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад- вперёд по пашне вскач,
А зовётся птица …. (грач)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его …. (скворец)
Хочет- прямо полетит,
Хочет- в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поёт. (жаворонок)
Я проворна, легкокрыла.
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко.
Значит, дождик где-то близко. (ласточка)
-Молодцы, ребята! А вот и первый птенец нашёлся
Из конверта воспитатель достаёт картинку птенца дрозда и крепит его на фланелеграф к гнезду.
Дети подходят к следующему столу. На нем картинки перелётных птиц и конверт с заданием: дидактическая игра «Найди, что я назову»
- Эта птица чёрная, с большим клювом, питается слизнями и дождевыми червями. (грач)
- Эти птицы возвращаются весной одними из первых, питаются насекомыми, слизнями, червями, оказывают человеку помощь, защищая растение от вредных насекомых. А люди для них строят специальные домики. (скворец)
- Эта птица маленькая и летает очень быстро. Строит свои гнёзда под крышами домов. Птенцов кормят разными насекомыми. А ещё есть примета: если высоко летает эти птицы – быть хорошей погоде, летаю низко – быть дождю. (ласточка)
- Эту птицу очень сложно увидеть в лесу. Ведь она тщательно прячется между веток. Яйца она не высиживает, а подкладывает другим птицам. Ест червяков, гусениц и других насекомых. А вот послушайте, как она кричит. (кукушка)
А эти птицы строят свои гнёзда у воды. Едят они рыб, насекомых, растения. Эти птицы выводят своих птенцов к воде, едва они появятся на свет, старательно пряча их и грея под своими крыльями. (утка)
При отгадывании названия птицы дети находят и показывают соответствующую картинку.
- Молодцы, дети! Вы опять правильно справились с заданием! А вот и второй птенец. Поместим его тоже в гнездо к родителям.
Воспитатель:
- Дети, вы устали? Давайте немного отдохнём, сделаем упражнения
Логоритмическое упражнение «Воробьишка»
Шустро скачет воробьишка (прыгают по кругу на обеих ногах)
Птичка – серая малышка
По двору шныряет (выполняют по два поворота головы
Крошки собирает влево-вправо на каждую строчку)
Воспитатель:
- Давайте спешить! Нам нужно спасти остальных птенцов!
Подходят к следующему столу, на нём один конверт с заданием и карточками для деления на пары, конверты с разрезными картинками (зимующие и перелётные птицы) на каждую пару.
Воспитатель:
- Чтобы спасти третьего птенца, нам нужно собрать рассыпавшиеся картинки с изображением птиц. Будем делать это в парах, помогать друг другу. Каждый возьмёт перевёрнутую карточку и найдёт себе пару. (На одних карточках изображены по одной цифре от 1 до 5, на других нарисованы птицы в соответствующем количестве от 1 птицы до 5)
Дети делятся на пары, воспитатель раздаёт конверты с разрезными картинками птиц. Когда все дети справятся с заданием, достаёт из конверта изображение третьего птенца.
- Молодцы, дети! Вы спасли ещё одного птенца. Нужно вернуть его семье. Скольк птенцов вы спасли? (Троих птенцов) Сколько ещё птенцов надо найти? (Двоих птенцов) Тогда идём дальше.
Дети рассаживаются напротив экрана. На экране проектора дидактическая игра «Кто лишний?»
- Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются друг от друга разные птицы. Посмотрим на экран, здесь вы видите четыре картинки с птицами. Какая картинка лишняя и почему вы так считаете? Кто знает ответ, поднимите руку.
На экране картинки:
1. Петух Курица Индюк Скворец
(Скворец лишний. Он перелётная птица, а остальные - домашние)
2. Грач Ласточка Воробей Скворец
(Воробей – зимующая птица, остальные - перелётные)
3. Цыплёнок Петух Грач Снегирь
(Цыплёнок – птенец, остальные – взрослые птицы)
4. Ворона Синица Воробей Соловей
(Соловей – перелётная птица, остальные – зимующие птицы)
Воспитатель:
- Молодцы! Вы правильно назвали всех птиц. А вот и спасённый птенец.
Достаёт из конверта изображение птенца и помещает на фланелеграф в гнездо.
Воспитатель:
- Отправляемся на поиски последнего птенца.
Дети подходят к столу, на нём конверт с геометрическими фигурами по количеству детей для деления на подгруппы (овалы, круги и треугольники). И три конверта с вырезанными из цветной бумаги геометрическими фигурами и схемами для составления птиц.
Каждый ребёнок выбирает себе карточку, на обратной стороне которой нарисована одна из геометрических фигур (овал, круг или треугольник) делятся на три группы, воспитатель раздаёт конверты с заданием. Дети по схемам собирают изображения птиц из предлагаемых геометрических фигур.
После выполнения работы дети подходят другим группам и оценивают работу друг друга, называют из каких геометрических фигур получилось изображение птицы.
Воспитатель достаёт пятого птенца из конверта и крепит на фланелеграф к гнезду:
- Вот вы и спасли всех птенцов. Родители-дрозды очень рады. И хотели бы с вами поиграть с вами.
Проводится подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Воспитатель произносит слова:
Птички прыгают, летают Машут руками и подпрыгивают
Птички крошки собирают «Клюют»
Перышки почистили
Клювики почистили Погладить руки, носики
Птички летают, поют Машут руками
Зёрнышки клюют «Клюют»
После окончания слов, воспитатель подаёт сигнал: «Птички, в гнёздышки!»
Дети выполняют движения в соответствии со словами. По сигналу воспитателя: «Птички, в гнёздышки!» занимают места в обручах по одному, по двое. Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель:
- А теперь, ребята, нам пора прощаться с обитателями леса и возвращаться в детский сад.
Дети проходят по рельефной дорожке, перешагивают через кубики, прыгают по цветным круглым коврикам – «кочкам» в обратную сторону.
Мы с вами очень устали и пора немного отдохнуть, расслабится.
Дети садятся на пол в круг. Проводиться психогимнастика.
Психогимнастика «Спаси птенца»
Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.
Воспитатель:
- Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были?
-Кому мы помогали?
-Какие это птицы: зимующие или перелётные?
-Каких ещё вы встретили перелётных птиц сегодня?
- Вам понравилось это необычное путешествие в лес?
- Если вы думаете, что справились со всеми заданиями, возьмите с подноса красную птичку, если вы думаете, что у вас получилось не всё, то возьмите коричневую птичку.
Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, почему он выбрал именно птичку этого цвета.
- А теперь по желанию, можете сделать аппликацию птичек из геометрических фигур, которые вы собирали и дополнить свои работы карандашом или красками.