Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по кубановедению «Чем богаты, тем и рады»

Наталья Козык
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по кубановедению «Чем богаты, тем и рады»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Закрепить умение работать с тестом (лепка вареников). Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани – хлебосольство, через творческую деятельность.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по кубановедению „Чем богаты, тем и рады“» размещена в разделах

Предварительная работа: Беседы воспитателя с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни сейчас и в старину», «Забота о ближних», «Семейные праздники». Знакомство с народными традициями, семейным укладом и бытом в кубанской семье сейчас и в старину Педагог вместе с детьми делает подборку иллюстраций и фотографий о хлебе, читает детям рассказы, сказки, стихи: «Что всего дороже?» Л. Извекова, «Голубь и пшеничное зернышко» М. Юсупов, «Курочка» Г. Лебедева и др.

Материал: сноп пшеницы, ткань для речки, мягкая игрушка Курочка, макет мельницы, фартуки на каждого ребенка, доски, скалки, формочки для вырезывания кружочков из теста, продукты для вареников (мука, яйца, творог, картофельное пюре).

Оформление группы :

Длинный стол с самоваром и расписной посудой, печь, прялка, люлька с куклой в пеленках, рушники, портреты казаков и старые русские фотографии, в углу икона.

дети, рассыпаются «горошком», останавливаются. Общий поклон.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Веселья Вам да радости!

Давно Вас ждем - поджидаем, без Вас не начинаем!

У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

Припасли мы для Вас забавушек на всякий вкус:

Всем ли места хватило?

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

В тесноте, да не в обиде!

Воспитатель: (к детям) Ну что, ребята, хотите знать, чем наша Кубань богата?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда улыбнитесь, еще раз гостям поклонитесь, да трудиться расходитесь, ведь недаром говорят: «Скучен день до вечера, коли делать нечего!»

Дети:

«Хочешь есть калачи – не лежи на печи!»

«Не будет скуки, коли заняты руки!»

«Не спеши языком – торопись делом!» (дети кланяются)

Воспитатель: Конечно, тем более, что помощников у меня полная хата. Ведь на Кубани всегда были большие дружные семьи.

Девочка: А я знаю стихотворение про семью, (читает стихотворение)

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестер

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке

Воспитатель: Ну, вот и займитесь делом, помогите матушке.

2 мальчика подходят к печи, подкладывают дрова, наливают в чугунок воду, другие вяжут веники, ремонтируют обувь. Девочки повязывают фартуки, расставляют посуду на столе, вяжут носки, плетут друг – другу косы. Мать подходит поочередно к детям, кого – то гладит по голове, кому – то что – то подсказывает.

Слышится плач ребенка.

Воспитатель: Вот и Алёнушка проснулась. (Подходит к люльке, берет на руки «ребенка», гладит по животику, девочки подходят, заглядывают, трогают его и приговаривают:

Воспитатель: Потягушечки - порастушечки

Поперек толстушечки!

А ручки - то хватушечки!

А ножки – то бегушечки!

И вы у меня такими были, мои душечки!

А теперь, вон какие помощницы повырастали!

Воспитатель: Всегда на Руси труд был в почете. Много работали люди, а отдыхать помогали шутки, прибаутки, да смешные небылыцы.

Выходят 2 мальчика, садятся друг против друга.

1. Хочешь, смешную историю расскажу?

2. Расскажи!

1. Ехала станица мимо казака,

Вдруг из подворотни

Лают ворота!

2. Такого не бывает! А вот послушай, что я видел!

Лошадь ела кашу,

А казак овёс.

Лошадь села в сани,

А казак повёз!

Девочка: А мы, матушка, и в доме убрали, и на речку по водицу сходили!

Воспитатель: Ай да, помощницы какие! Все в руках спорится!

И в самом деле, пора обед готовить. Скоро батюшка с базара вернется!

(слышится кудахтанье кур)

Девочка: Матушка, что – то куры во дворе раскудахтались!

Воспитатель: Это к вестям. Либо к гостям!

(Входит казачок с мешком муки, кладёт его около стола, отряхивается.)

КАЗАК: Здравствуйте, люди добрые!

Воспитатель: А вот и мой сынок пришёл с мельницы.

КАЗАК: Эх, такая наша мука кубанская – белая, рассыпчатая! Вот если бы нашлись мастерицы вкусненького чего – нибудь приготовить.

ДЕВОЧКИ: Да мы тебе всего напечём!

Испечём тебе мы плюшки,

Хлеб, баранки и ватрушки,

И с начинкой пирожок,

Ещё вкусный кренделёк,

И вареники!

КАЗАК: Вот это девчата! Ладно уж, подожду.

А что для этого надо?

Воспитатель: У нас всё для этого есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? Правильно, закатываем рукава, и идём мыть руки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтобы они были чистыми. Чтобы тесто не пачкать. И т. д.) А сейчас надеваем фартуки, косыночки. Мне хочется рассказать вам интересную сказку про

казацкую байку. Хотите послушать? Тогда слушайте внимательно.

С К А З К А

(показ процесса работы с тестом)

В одной кубанской станице жила-была одинокая казачка. Решила она как-то вареников налепить, да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет. Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: “Мельник, мельник, дай мне муки вареников налепить, да казачат накормить”. Мельник дал ей муки.

Побежала она к речке: “Речка-матушка, дай мне водицы, я хочу вареников налепить, да деток накормить”. Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила ее и пошла к курочке Рябе: “Курочка-хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные”. Дала курочка Ряба ей яичко.

Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито. Подскажите, что было дальше. ( Ответы детей: Муку просеяла, разбила яичко, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и стала месить). Что у нее получилось? (Ответы детей - тесто). Какое? (Ответы детей - простое).

Деток у хозяюшки было много, и решили они ей помочь. (Дети вместе с воспитателем начинают включаться в работу).

Воспитатель: Тесто я уже замесила. Ребята, как вы думаете прежде, чем раскатать тесто, что нужно сделать?

Дети: Посыпать стол мукой.

(Посыпать стол мукой и попросить детей сделать тоже самое).

Воспитатель: А зачем?

Дети: Чтобы тесто не прилипало к столу.

Воспитатель: Давайте разомнём наши пальчики

Пальчиковая игра «Прогулка»

Воспитатель: Что теперь будем делать?

Дети: Раскатывать тесто.

(Показать детям)

Воспитатель: Правильно, а что дальше? Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы все вареники одинаковые были. Начинку положили, и краешки крепко-крепко залепили, чтобы начинка не «убежала», спрятали ее там. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что у нас на Кубани лепят косичками, защипками прямыми и обратными). А любили они вареники с разными начинками. Какими? ( Ответы детей: С творогом. С картошкой. С фруктами и ягодами и т. д.)

Потом их сварили и еще горяченькими маслом помаслили, чтобы не прилипли друг к другу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы знаете, вареники с творогом, с чем едят? (Со сметаной). А с картошкой? (С пассированным на растительном масле луком). А с фруктами, с ягодами? (Сахаром посыпанные).

А пришли к нам на Кубань вареники с Украины. У них есть много родственников – сибирские пельмени, узбекские манты. И за границей родные братья имеются. Раньше в Голландии в качестве гарнира подавали вареники и назвали их “обезьяньими подопечными”. Они очень сытные, их все любят, потому что они вкусные. Просто пальчики оближешь. Вот такая моя сказка про вареники.

Во время лепки звучат шуточные песни «Варенички»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, вот мы и налепили вареников. А что теперь с ними надо делать?

ДЕТИ: Отнести на кухню, чтобы их сварили.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь давайте попросим Елену Юрьевну отнести вареники на кухню, а мы пока ребята, давайте быстренько наведём порядок, накроем и сервируем стол, снимем фартуки и помоем руки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, утомились.

ФИЗМИНУТКА под музыку «Кубань - отчий дом движения в соответствии с текстом.

Входит Елена Юрьевна с готовыми варениками.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вареники уже сварились! Варенички получились аппетитные. Накрываем столы. Будем угощать гостей со всех волостей.

А ещё как в старину говорили

«Красному гостю – красное место».

«Что в печи, все на стол мечи!»

Воспитатель: (жестом приглашает всех к столу) Чем богаты – тем и рады! Где пировать, там и квас наливать!

Девочки несут подносы с варениками

Воспитатель: Кончаются наши посиделки.

.Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по ознакомлению с родным селом Перспективное планирование работы по воспитанию любви к родному селу. Месяц Программные задачи Развивающая среда Содержание работы Совместная.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по кубановедению «Чем богаты, тем и рады»
Опубликовано: 29 марта 2014 в 16:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по кубановедению «Чем богаты, тем и рады»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Козык (УИ 209748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД