Ирина Кабалина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Художественная литература», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Задачи
Образовательные:
Расширять знания о зиме;
Закреплять представление детей о характерных признаках зимы
Закреплять умение использовать в речи пословицы и поговорки;
Уточнять представления о приспособленности диких животных к условиям зимы.
Закреплять материал по теме: «Как зимуют дикие животные».
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие
Развивать логическое мышление.
Развивать навыки использования в речи глагольной лексики;
Согласование существительных с прилагательным.
Воспитательные
Развивать эмоциональную сферу детей;
Воспитывать умение сопереживать, заботиться о животных.
Методы и приемы
словесные (беседа, художественное слово, логичное рассуждение, вопрос – ответ);
игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, подвижная игра, словесные игры);
практические (экспериментирование, самонаблюдение).
Предварительная работа:
Беседа о зиме, какие звери обитают в наших лесах,
Викторина “Лесные жители”;
беседа по теме «Дикие животные»;
чтение художественной литературы:
русская народная сказка «Зимовье зверей», «Зимние картинки»
Ояр Вациетис, «Дело было в январе» Агния Барто, «Большая детская энциклопедия о животных»
сюжетно ролевая игра «Заповедник»;
рассматривание познавательных рисунков;
разучивание дидактических и подвижных игр;
экскурсия в заповедник «Белогорья»
Здоровьесберегающие технологии:
Хождение с высоким подыманием колен
Сохранение равновесия при ходьбе по следам.
Физкультурная минутка
упражнения для дыхания
Средства обучения:
Демонстрационный материал (карточки с изображением жилища животных, следов зверей);
д/игра «Ветер дует» (Карточки с детальным изображением животных);
п/игра «Найди свой дом» (Маски диких животных, карточки с изображением их жилища);
д/игра «Кто, что умеет делать»;
«пуховая горка» (для эксперимента)
дорожка со следами человека
Содержание непосредственно- образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл зайчик Степашка. Ему очень хочется узнать, что такое зима и как зимуют в лесу зайцы и другие животные.
- А сейчас отгадайте загадку, о каком времени года в ней говорится?
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети: - Зимой.
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети: - Снег бывает только зимой.
- Замерзла вода в реке.
- Вьюги и метели бывают только зимой.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
- Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: - Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: - Что вы можете сказать о зимних днях и ночах?
Дети: - Зимой самый короткий день и длинная ночь.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня на столе лежит «горка» пуха, потрогайте его, какой он?
Дети: Мягкий, пушистый, белый.
Воспитатель: - Возьмите, каждый по пушинке и подуйте?
(дети выполняют задание)
-Что вы ощутили?
Дети: Он легкий, не чувствуется на руке и хорошо летает.
Воспитатель: Что она вам напоминает?
Дети: Снег.
- Что мы можем сказать о снеге, какой он?
Дети: - Белый, пушистый, рыхлый, серебристый, легкий и т. п.
Снег - это один из главных признаков зимы.
Воспитатель: - Правильно ребята, только зимой мы можем увидеть много снега.
Воспитатель: - А что мы можем сказать о зиме, какая бывает зима?
Дети: - Зима бывает лютая, злая, морозная, снежная и т. п.
Воспитатель: - Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о зиме.
Дети: - Зимний денёк с воробьиный скок.
- Зимой съел бы грибок да снег глубок.
- Береги нос в большой мороз.
- Зимой солнце, что мачеха, светит да не греет.
- Снег земле – что тёплый кожух.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Зимой тулуп всякому люб.
- Январю морозы – февралю метели.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы много интересного рассказали о зиме. Теперь Степашка будет знать, что зимой очень холодно, идёт снег и всё живое приспосабливается к холодам. А как зимуют животные в лесу, мы узнаем, совершив путешествие в зимний лес.
Ребята, прежде чем отправиться в заснеженный лес мы с вами должны сделать разминку:
Там в лесу растет сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет по длинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то - же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Кто размялся от души,
В путешествие спеши (Дети идут на места.)
А отправимся мы в путешествие на ….
Кто догадался, на каком виде транспорта мы поедем?
Дети: - Машине, поезде, автобусе, на санях.
Воспитатель: - Отправимся мы на санях. А почему на санях?
Дети: - Потому, что сани в снегу не застрянут.
Воспитатель: - Правильно, ребята.
- Поехали.
(звучит музыка: скрип полозьев и звон колокольчиков).
Воспитатель: - Вот мы и приехали в лес. Всё кругом бело, деревья, кустарники, земля всё покрыто снегом. Ребята, а что мы видим на снегу?
Дети: - Это следы животных.
Воспитатель: - А давайте с вами будем следопытами и попытаемся узнать, чьи это следы.
Дети: - Это следы зайца.
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети: - Высказывают свои доводы.
Воспитатель: - Давайте пойдём по следу, куда он нас приведёт.
(Дети идут по следу, заглядывают под деревья.)
Воспитатель: - Посмотрите, не спрятался ли там кто?
(Дети находят зайца)
Воспитатель: - А вот и зайка сидит, под ёлкой дрожит.
- Ребята, а почему наш Степашка в серой шубке, а лесной в белой?
Дети: - Зайцы на зиму меняют шубку с серой на белую.
Воспитатель: - А почему они меняют окраску?
Дети: - Чтоб им легче было спрятаться от хищников. На белом снегу зайку не заметно.
Воспитатель: - А что умеет делать зайчик?
Дети: - Путать следы.
Воспитатель: - Давайте отпустим зайку в лес и посмотрим, чьи ещё следы видны на снегу?
Дети: - Мы нашли ещё следы!
Воспитатель: - Как вы думаете, чьи это следы?
- Посмотрите внимательнее лапки у этого животного как пальчики.
Дети: - Это след белки.
Воспитатель: - Как зимует белка?
Дети: - Белка меняет шубку на зиму.
- Она собирает осенью грибы, орехи, а зимой ест их.
Воспитатель: - Правильно ребята!
- Посмотрите, я нашла большой снежный сугроб, есть ли там кто?
Дети: - Это сухие ветки засыпал снег.
- Это сугроб снега.
- Это берлога медведя.
Воспитатель: - Давайте посмотрим. (Подходят тихо).
- Да ребята это берлога. А почему возле берлоги нет следов?
Дети: - Потому что медведь зимой спит.
Воспитатель: - А что делает медведь, когда спит?
Дети: - Он сосёт лапу.
Воспитатель: - Почему он её сосёт?
Дети: - Потому что там накоплен жир, и он им питается.
Воспитатель: - А кто ещё из животных спит зимой?
Дети: - Зимой спят ёж и барсук.
Воспитатель: - Правильно!
- Все следы мы с вами нашли?
Дети: - Нет. Ещё по снегу бродит волк.
Воспитатель: - Как зимует волк?
Дети: - Он бродит по лесу ищет себе зайцев или мышей.
Воспитатель: - Кто ещё питается мышами?
Дети: - Лиса ест мышей, она ищет их под снегом.
Воспитатель: - Видишь, Степашка, как много дети знают о животных.
- А сейчас давайте отдохнём на лесной полянке, закрыли все глазки. Что вы слышите? (Звучит музыка импровизация «Метель»).
Дети: - Метель бушует.
- Вьюга воет.
- Ветер сугробы наметает.
Воспитатель: - А пока мы с вами слушали, как поёт метель, на снегу появились еще, чьи- то следы. Чьи они?
Дети: - Это следы человека.
Воспитатель: - Как вы думаете, какой человек ходил по лесу, и что он делал в лесу?
Дети: - Это лесник.
Воспитатель: - Правильно, лесник помогает животным пережить холодную зиму. Ребята посмотрите, лесник оставил для нас коробку, интересно, что там?
(Дети предполагают,что может находиться в коробке, воспитатель открывает)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, здесь маски животных и загадки о них. Давайте их отгадаем, кто правильно ответит, тот получает маску этого животного. (Воспитатель загадывает загадки).
• Просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (Медведь)
• На гору бегом с горы кувырком (Заяц)
• Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Ёж)
• Кто хитра и плутовата и в курятник вечерком
часто бегает тайком (Лиса)
• Ходит он по лесу, рыщет, всюду он добычу ищет (Волк)
• Маленькая хозяйка на дереве скачет, грибы и орехи прячет (Белка)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Теперь вы превратились в диких животных, и мы с вами поиграем на лесной поляне.
ИГРА: «1,2,3- главный признак назови!»
ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о признаках присущих данному животному (заяц – длинные уши, лиса – рыжая, хитрая и т. д.)
ИГРА: «Найди свой дом»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о том, где живут дикие животные. (Дети в масках животных по сигналу воспитателя ищут свой дом: белка – дупло, волк – логово, медведь – берлога и т. д карточки с изображением жилища животных меняют местами.)
ИГРА: «Кто что умеет делать»
ЦЕЛЬ: Закрепит умение детей использовать в речи глагольную форму. (волк – выть, медведь – сосать лапу, кабан – рыть землю и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: - Да.
Воспитатель: Что вам больше понравилось в путешествии?
Дети: Быть следопытами, искать и узнавать следы зверей.
Воспитатель:-А что еще мы делали?
Дети: - Беседовали о зиме, рассказывали пословицы, поговорки, отгадывали загадки, играли в игры.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Степашка, тебе понравилось наше путешествие в лес? Нам уже пора домой. Нас ждут новые путешествия, сели в сани, поехали!