Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Животные жарких стран»

Наталья Ворончихина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Животные жарких стран»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Животные жарких стран»

Составила: Воспитатель МБДОУ №65 «Машенька». г. Набережные Челны

Ворончихина Наталья Геннадьевна.

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Цель: закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран.

Задачи:

Образовательные:

• Объяснить детям, что мы понимаем под словами «Жаркие страны». Познакомить с самым жарким континентом – Африкой;

• Рассказать о природных зонах Африки: тропических лесах, саваннах, пустынях;

• Объяснить, как животные особо жарких районов Земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды.

Воспитательные:

• Развивать социальные навыки: уметь работать в группе, договариваться; учитывать мнение партнера;

• Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;

• Воспитывать любознательность;

• Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Развивающие:

• Обогащение словаря: джунгли, саванна, оазисы.

Материал для занятия:

• Географическая карта полушарий;

• Макет африканского материка;

• Набор небольших игрушек африканских животных;

Фотоиллюстрации с изображением животных Африки;

Фотоиллюстрации с изображением природных зон Африки – пустыни, саванны, тропические леса.

Предварительная работа:

• Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);

• Беседы о животных разных стран, обитателях Африки;

• Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;

• Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;

• Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход НОД:

I. Организационный момент:

На доске висит географическая карта полушарий.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему сегодня на занятии присутствует географическая карта? (Ответы детей).

Воспитатель: А вы знаете страну, где сейчас тепло, где никогда не бывает снега? Я вам подскажу (звучит музыка).

«А Танечка и Ванечка – в Африку бегом – в Африку, в Африку!

Вдоль по Африке гуляют, фиги – финики срывают

Ну и Африка, вот так Африка!»

II.Беседа с детьми о Африке:

Воспитатель: Хотите посетить Африку? (Ответы детей).

Тогда я предлагаю вам совершить путешествие с помощью нашей карты. (Воспитатель показывает на карте расположение Африки).

А знаете, почему Африка – самый жаркий континент? Посмотрите, вот линия экватора, которая делит весь земной шар пополам – на Южное и Северное полушария. И получается, что экватор проходит ровно посередине Африканского континента.

Африка очень большая и делится на три природных зоны. Давайте рассмотрим на макете, какие природные зоны есть в Африке. Первая зона – зона влажных тропических лесов. Их еще называют джунглями. (воспитатель просит одного из детей выложить на макете зону тропического леса и показать фотоиллюстрацию тропического леса).

Здесь круглый год лето, часто идут дожди, благодаря этому здесь растут деревья огромной высоты, травы, грибы, папоротники и лианы. Воспитатель показывает фотоиллюстрацию с изображением лианы).

Лианы – распространённый вид растений в тропическом лесу. Корни их находятся в земле, но внизу им не хватает света, поэтому гибкий стебель лианы цепляется за ствол дерева, обвивает его вокруг и как бы сползает по нему вверх, к солнцу.

Ребята, давайте изобразим лиану, словно ползущую по стволу дерева, которые тянутся к солнцу.

Воспитатель: А раз в тропическом лесу много высоких деревьев, какие там живут животные, которые могут хорошо лазить по деревьям?

Дети: Обезьяны.

Воспитатель: Правильно. Здесь их великое множество. Многие из них никогда не спускаются на землю, живут на ветвях деревьев, находят здесь пропитание, там же появляются детеныши. (Воспитатель показывает картинки с изображением обезьян).

Ребята представим, что мы с вами в Африке и превратимся в обезьян.

Пальчиковая гимнастика «Животные жарких стран».

Там, где с дерева свисают лианы, (Пальцы раздвигают в стороны, руки поднимают вверх).

Разные в джунглях живут обезьяны: Сжимают и разжимают пальцы).

Лазают там шимпанзе, павианы, (Загибают поочередно пальцы).

Есть и гориллы, и орангутаны.

Воспитатель: Вторая природная зона Африки называется саванна. (Воспитатель показывает фотоиллюстрацию с изображением саванны и просит ребенка выложить на макете зону саванны). Лето в этой зоне очень длинное, жаркое и засушливое. Зимой наступает короткий сезон дождей. Поэтому основная растительность – травянистые растения, среди которых попадаются островки деревьев. Среди них настоящие великаны – баобабы. (Показ иллюстраций баобаба).

Воспитатель: А чтобы узнать какие там обитают животные, сейчас я загадаю вам загадку:

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (Лев)

(Показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Почему льву важно быть незаметным? (Он хищник, выслеживает добычу)

Почему мы его не видим? (Цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).

Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему? (На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

А чем внешне отличаются львы от львицы? (У льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).

На кого охотятся львицы? (Их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).

Какую пользу приносят хищники? (Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).

Воспитатель: Следующая загадка:

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть они в матросках?

Нет, они такого цвета,

Угадайте, кто же это? (Зебра)

(Показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Зебра – это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.

(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).

Воспитатель: Послушайте о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд:

Всех выше на свете

Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд», но это жираф)

Вот живой подъёмный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных рвёт и листья, и банан. (Жираф)

(Показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (Легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.

Чем привлекает их жираф? (Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

Воспитатель: О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке? (Слон)

(Показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (Нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон? (С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

Только в Африке найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (Бегемот).

(Показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами).

Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Воспитатель: А каких еще животных Африки мы не назвали?

(Дети перечисляют: обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)

Воспитатель: Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран, я предлагаю вам игру «Угадай, кто?»

(На экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети по частям тела должны угадать животное).

Воспитатель: И последняя природная зона Африки – пустыня. Показ картинки с изображением пустыни и просит ребенка выложить на макете зону пустыни). Пустыня – царство песков. Здесь очень мало воды, потому что дожди идут очень редко. Зато жаркое солнце здесь круглый год. Но тем не менее здесь есть растения и одно из них – верблюжья колючка. (Показ картинки). А вместо листьев у нее колючки. Как вы думаете, почему? (Потому, что листья испаряют влагу, а растение должно как можно больше влаги держать в себе). Но оказывается и среди пустыни можно увидеть пальмы, травы и цветы. Они называются оазисы и возникают только там, где есть вода, например небольшое озеро. Но если в пустыне нет растений, значит нет и животных? Оказывается, есть. Это – жучки, насекомые, суслики, тушканчики, ящерицы.

Верблюд – одно из самых удивительных животных пустыни. (Показ иллюстрации с верблюдом). Они перевозят грузы, людей, при этом не просят ни воды, ни пищи. Верблюдам жить в условиях пустыни помогают:

• Верблюжие горбы, в которых он хранит запасы сала, при отсутствии пищи и воды под воздействием солнечных лучей сало растапливается, снабжая организм всем необходимым.

• Верблюжья шерсть очень плотная, она не позволяет испарятся влаге.

Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, какие природные зоны есть в Африке и какие животные там обитают. Сейчас вы разделитесь на три команды и узнаем, кто лучше запомнил, какие животные в какой тропической зоне.

Игра: «Собери животных».

Приглашаются три команды. На полу лежит обруч, в котором находятся игрушки африканских животных.

- первая команда собирает животных обитающих в тропических лесах;

- вторая команда собирает животных обитающих в саванне;

- третья команда собирает животных обитающих в пустыне.

Победители получают жетоны.

На этом наше путешествие закончено, возвращаемся в группу.

III. Итог:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что еще хотели бы узнать?

- Кому расскажите, что сегодня узнали?

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Дикие животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Животные жарких стран»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 23:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Мастер-класс по аппликации «Зонтик с осенними листьями»
Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья! За окошком осень. Она пришла к нам как всегда неожиданно. Принесла с собой дожди, слякоть, холод и грусть. Но, и в...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....