Людмила Овчинникова
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Безопасность».
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений детей о его значимости в жизни человека, растений, животных.
Развивающие:
1. Развивать у детей способность устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
2. Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Формы организации совместной деятельности: Загадывание загадки, беседа, самостоятельные опыты, рассматривание иллюстраций, обобщение опытов с использованием схем, изготовление плаката.
Предварительная работа:
Проведение прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, элементарных опытов. Загадывание загадок о явлениях природы. Чтение художественной литературы: «Воздушный океан», «Сказка о ветерке», «Куда дует ветер?» «Мыльные пузыри» С. Я. Маршак. Заучивание стихов о ветре.
Наглядный материал и оборудование: Глобус, картинка - планета земля, картинки: «Что загрязняет воздух?», «Где работает воздух?», схема- «Круговорот воздушных масс», схемы- модели, мини – лаборатория у каждого ребенка: мерные стаканчики, стаканы с водой, трубочки, пластилин, камешки, уголь, салфетки, мешочки, стекло, свеча, цветные карандаши, бумага в форме круга, лист ватмана, халаты.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Дети, я вам хочу поведать удивительную историю. На планете земля, кроме четырех океанов, есть еще один пятый океан. Мы с вами купаемся в нем каждый час, каждую минуту, в любое время года. И прохожие на улице, все звери и день, и ночь в нем купаются.
-Догадались, что это за океан?
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку, она вам подскажет ответ.
Загадка: «Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
- Что это такое?
- Какой океан нас окружает? (Воздушный)
- Как вы думаете, что такое воздух?
- Кому необходим воздух? (человеку, растениям, животным, всему живому)
- А что будет, если воздух исчезнет? (все живое погибнет)
Предлагаю закрыть нос и рот ладонью, т. е. задержать дыхание.
- Что с вами происходит? (тяжело дышать, задыхаемся, не хватает воздуха)
Воспитатель: Да, дети без воздуха очень плохо и мы можем продержаться всего несколько секунд.
- А кто – нибудь из вас видел воздух?
Вот и я ребята его не видела, но точно знаю, что он присутствует здесь везде вокруг нас.
А вот какими свойствами он обладает, мы с вами узнаем сейчас об этом.
(Предлагаю вам стать учеными и пройти в лабораторию на заседание ученого совета, чтобы провести серию опытов и сделать выводы.)
- А кто такие ученые? Чем они занимаются? (наукой, исследованиями, опыты ставят)
Прежде чем приступить к работе, я вам хочу посоветовать, чтобы вы были внимательными, активными, старательными, помогали друг другу.
(Задание на внимание: ребро, ладонь, кулак, локоть, домик). Молодцы! Я вижу, что вы уже готовы к работе.
Опыт1: Попробуем доказать, что воздух есть вокруг нас. Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой.
- Что вы почувствовали?
- Вы его увидели?
Вывод: почувствовали легкий ветерок, но не увидели.
А сейчас попробуем на вкус. (Пытаются захватить ртом воздух и почувствовать). Какой он?
- А имеет ли он запах? (предложить понюхать вокруг). Затем распыляю духи. – Что вы почувствовали?
- А кто принес этот запах? Вывод: Воздух не имеет запаха, а только переносит различные ароматы, запахи. Запах распространяется по воздуху.
Опыт2: Взять стакан с водой и подуть в воду.
- Что вы увидели? А откуда они появились?
Дети: мы выдохнули воздух, воздух легче воды и вышел наверх.
Опыт3: (С пакетами) Воздух можно поймать в пакет.
- Что у нас в пакете? (воздух)
- Каким стал пакет? (упругим)
- Видим ли мы воздух? (он невидимый, невидимка)
Опыт4: «Воздух занимает место». Предлагаю взять мерный стакан и на его дно закрепить бумажную салфетку.
- Как вы думаете, что будет, если мы будем опускать стакан в воду, что произойдет с салфеткой?
(Опускать необходимо медленно и ровно, можно коснуться дна)
- Какая салфетка? Почему она сухая?
Вывод: В стакане есть воздух, это он не дал салфетке намокнуть, он не пустил воду в стакан.
А теперь будем опускать слегка наклонив. – Что произошло?
Опыт 5: «Воздух есть во всех предметах». Предлагаю опустить в стакан с водой камень, уголь, пластилин.
- Что происходит?
Вывод: предметы опустились на дно, а из них вышел воздух, пузырьки поднялись вверх, т. к. воздух легче воды.
Физминутка: Мы в строю шагаем браво
Все науки познаем
И налево и направо
И конечно же кругом.
Это левая рука, это правая рука.
Это левая нога, это правая нога.
Ох, наука нелегка.
- Дети, я вам предлагаю продолжить заседание нашего ученого совета.
(Опустите в стакан с водой яйцо от киндер – сюрприза). Что произошло с ним?
Дети: Оно плавает на поверхности.
- Что есть внутри этого предмета? (Воздух)
- А еще в каких предметах есть воздух?
Опыт6: «Что загрязняет воздух?» (Опыт проводит педагог самостоятельно, дети делают вывод).
(Зажечь свечу и подержать стекло над пламенем) - Что произошло? (копоть, сажа на стекле)
- А что еще может загрязнять воздух? (Выхлопные газы от автомобилей, заводы, фабрики, едкий дым от пожаров, дым сигарет).
Рассматривание картинки: «Что воздух загрязняет?»,
- А какой воздух полезен для здоровья человека? (чистый, свежий)
- Что необходимо, чтобы воздух был чистым?
Дети: Сажать деревья, цветы, сеять траву, поливать дорожки в жару, проветривать помещения, протирать пыль)
Человек научился использовать свойство воздуха. А где воздух работает? (Рассматривание картинки : «Где работает воздух?»
Воспитатель: Пора подвести итог наших экспериментов. (С использованием схемы- модели)
- Какими свойствами воздух обладает?
Дети: Воздух – часть природы; невидим, прозрачен, бесцветный, без вкуса и запаха, но может переносит запахи. Легче воды, воздух есть повсюду. Он всем необходим.
Дети, мы с вами многое знаем про воздух, ветер, а вот малыши не знают. Давайте им поможем и нарисуем плакат «Берегите воздух!»
Слушаем музыку. Что она вам напомнила?
Дети: Шум ветра, гроза, дождь.
- А откуда взялся дождь?
Дети: Это ветер пригнал тучи.
- Каким бывает ветер? (порывистый, переменчивый, сильный, южный, северный, тихий, спокойный, ураганный. стремительный и т. д.)
Я вам предлагаю посмотреть на схему. Что она вам напомнила?
Дети: круговорот воды в природе.
Да, дети, только это схема «движения воздушных масс»
- Как вы думаете, что обозначено красной стрелкой? (теплый воздух). А синей? (холодный)
Воспитатель: Солнце нагрело воздух над Землей. Теплый ветер становится легче и поднимается вверх. Над горами он холоднее, тяжелее и опускается вниз он как бы встречается и меняется местами. Внизу он снова согревается и поднимается вверх. Так происходит движение воздушных масс.
Дети, вы сегодня были настоящими учеными, хорошо поработали. Узнали много нового и интересного. Не забудьте рассказать об этом своим родным. Молодцы! А плакат «Берегите воздух!» мы подарим малышам.