галина василенко
Конспект непосредственно образовательной деятельности экспериментальная деятельность по теме «Игры и опыты с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» Г. НАДЫМА»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
экспериментальная деятельность по теме : «Игры и опыты с песком»
в старшей группе
Воспитатель:Василенко Г. М.
Надым 2014 г.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности экспериментальная деятельность по теме „Игры и опыты с песком“» размещена в разделах
- Игры с песком
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Цели и задачи: формировать знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду); о том, как человек использует песок (строительство, песочные часы). Развивать произвольное внимание, логическое мышление, любознательность, пытливость, самостоятельность эстетический вкус. Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы, природным материалам и сделанным из них предметам.
Оборудование: пластмассовые стаканчики, совочки, листы бумаги, лупы, емкости с водой, сухие палочки, сито для просева песка, кусочек марли, песочные часы на 1 мин., формы для лепки, кукла Незнайка.
Предварительная работа: подготовить песок (убрать из песка с помощью сита мелкие камни, палочки, подготовить необходимый материал для опыта. Подготовить материал для родителей «Песочные фантазии». Чтение с детьми художественной литературы с последующим обсуждением (Л, Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница» и др.). Рассматривание картин с изображением пустыни и ее обитателей.
Мотивация занятия: к детям в гости приходит Незнайка. Он рассказывает о том что, его друзья рассказали ему, что они ездили на речку купаться, а на берегу реки много песка, из которого они строили замки. Незнайка не когда не видел песок и не знает что это такое и просит ребят рассказать о песке.
Воспитатель: ребята поможем незнайки узнать, что же такое песок. (Да). А где мы его будем знакомить с песком, но в группе его нет.
Дети: на улице, когда пойдем гулять.
Воспитатель: длю того чтобы нам лучше рассказать о песке Незнайки мы с вами немного поиграем с песком на участке детского сада.
Экспериментирование организуется на участке детского сада. Можно проводить несколько дней.
Ход занятия: воспитатель с детьми выходит на прогулку. Обращает внимание детей на стол, где приготовлен необходимый материал для экспериментирования.
Воспитатель: посмотрите ребята, и ты Незнайка на стол. На столе я приготовила материал для того чтобы ребята смогли лучше рассказать тебе о песке.
Первый опыт : «Рассматривание песка»
Воспитатель просит подойти к столу и с помощью увеличительного стекла рассмотреть песок, который насыпан на листы бумаги.
Воспитатель: с помощью лупы рассмотрим, из чего состоит песок. Как выглядят песчинки? Чем они отличаются друг от друга? А чем похожи песчинки?
Дети: песчинки разные по размеру, по цвету (светлые и темные). Они похожи на маленькие камушки. И они не прилипают друг к другу.
Воспитатель: значит можно сделать вывод, что песок состоит из песчинок, и они не прилипают, друг к другу потому сто между ними есть свободное место.
Второй опыт : «Сыпучий песок или нет?»
Воспитатель: Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата, ведерко и совок.
Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.
С. Маршак «Желтая страница»
Возьмем стаканчики с песком и аккуратно насыплем на лист бумаги. Легко ли сыплется песок. (Да). А теперь подуем на него. Будем дуть от себя в сторону, чтобы не попасть другим детям в лицо песком.
Дети дуют от себя в сторону, соблюдая технику безопасности.
Воспитатель: ребята, скажите мне в каком предмете для того чтобы узнавать время использовали сыпучий песок.
Дети: в песочных часах.
Воспитатель: а всегда ли удобно по этим часам узнавать время? Если нет то почему?
Дети: нет, потому что за ними нужно всегда наблюдать и как заканчивается вверху песок часы нужно переворачивать. Люди изобрели другие часы.
Воспитатель: вы все говорите правильно, посмотрим на песочные часы и понаблюдаем, как сыпется песок.
Наблюдение за песочными часами.
Воспитатель: а теперь возьмем стаканчики с сухим песком и добавим немного воды, с помощью палочки перемешаем песок.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Каким стал песок? (Мокрым). Возьмем чистые листы бумаги и пересыпаем немного мокрого песка на листок бумаги. Пересыпается песок на лист бумаги?
Дети: нет, он стал мокрым и не сыпется, а ложится комком.
Воспитатель: попробуем песок сдуть.
Дети: он не сдувается, стал тяжелым, падает весь комок песка.
Воспитатель: значит можно сделать вывод, что сухой песок сыпучий, под воздействием ветра легко сыпется, а мокрый нет.
Опыт третий : «Фильтрование воды».
Воспитатель: представим себе, что мы захотели пить, а у нас только грязная вода, и немного песка. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы вода стала чистой.
Дети предлагают свои варианты как нам очистить воду.
Ребенок: нужно очистить ее с помощью песка.
Воспитатель: правильно. Берем бутылку с песком и грязной водой. Натягиваем марлю на бутылку с отрезанным дном, высыпаем песок на марлю, выливаем воду в песок и ждем когда она просочиться через песок.
Дети самостоятельно проводят опыт. Изготавливают фильтр, и пропускают через него воду.
Воспитатель: сравниваем отфильтрованную воду с грязной водой. Как она изменилась?
Дети: вода стала прозрачней.
Воспитатель: значит можно сделать вывод. Песок – природный фильтр, он очищает воду.
Воспитатель: ребята я предлагаю вам немного поиграть.
Проводиться подвижная игра.
Игра «Песок, ветер и дождик».
Задачи: закреплять представление о свойствах песка. Развивать воображение, ориентировку в пространстве. Развивать двигательную активность.
Воспитатель объясняет правила игры.
Воспитатель: На фразу «Я превращаю вас в песчинки» вы бегаете в разных направлениях. На фразу «Подул ветер» вы бегаете быстрее. На фразу «Пошел дождь» вы должны сделать круг. Всем понятно, попробуем поиграть.
Проводиться игра.
Опыт четвертый : «Из какого песка легче лепить?»
Воспитатель: попробуем слепить что-нибудь из сухого песка.
Дети пробуют и говорят, что у них нечего не получается.
Воспитатель: а как же нам тогда построить замок из песка.
Дети: нужно песок намочить водой.
Воспитатель: а где мы это с вами будем делать?
Дети предлагают свои варианты, приходим к выводу, что лучше намочить песок в песочнице. Воспитатель с детьми выливает приготовленную воду в песок. И наблюдают за тем, как она быстро впиталась, и песок стал мокрым.
Воспитатель: вот мы с вами и намочили песок. Попробуем из него лепить. Слепит сначала шарик, получается или нет? (Да). Из кого песка лепить легче из сухого или мокрого? (Из мокрого).
Воспитатель: Отсюда можно сделать вывод: что из мокрого песка лепить легче, чем из сухого песка. Потому что песчинки стали тяжелее и слиплись между собой.
Воспитатель: ребята скажите, а для чего нужен песок человеку, где он его использует?
Дети: с ним можно играть. Можно строить из песка. Используют при строительстве домов, добавляют в бетономешалку, делают кирпичи, и стекло.
Подведение итогов.
Воспитатель: Незнайка ты теперь понял что такое песок, из чего он состоит, что можно их мокрого песка лепить, а из сухого песка нет. В старину делали песочные часы и узнавали время. Также песок нужен для строительства домов и изготовления стекла. А еще песок является природным фильтром для воды.
Воспитатель: давайте из мокрого песка построим замок и удивим Незнайку, своими постройками. Покажем Незнайки, что можно лепить из мокрого песка, чтобы он рассказал своим друзья о наших интересных постройках.
Дети приступают к выполнению задания, а затем рассказывают Незнайки, что они сделали из песка.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 1. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Довыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. -2-е изд., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2013.