Ольга Булмасова
НОД по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
«В СТРАНЕ СЕМИГНОМИИ»
Цель. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико – математических игр и упражнений.
Образовательная область Познание
Задачи:
1. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению : строить по чертежу.
2. Закреплять знания о составе числа семь из двух меньших чисел.
3. Закреплять умение классифицировать множество по двум свойствам: цвет, форма.
Образовательная область Коммуникация
Публикация «НОД по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
1. Закреплять умение правильно называть части (области, на которые обручи делят плоскость.
2. Упражнять в правильном согласовании числительного с существительным.
Образовательная область Социализация
Задачи:
1. Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию.
2. Воспитывать чувство отзывчивости, желание оказывать помощь сказочным героям.
3. Воспитывать умение работать самостоятельно, малыми подгруппами, в коллективе.
4. Формировать навык взаимоконтроля и самооценки.
Словарная работа: области, пересечение, внутри, вне, столбец, строка, геометрические фигуры, четырёхугольники
Материал к занятию: конверт, учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» по 1 набору на 2х детей, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, игра «Танграм», картинка ключа, поделённая на части, обручи 2-х цветов (по 2 каждого цвета) – красный и жёлтый, колпачки, звукозаписи.
Ход занятия
1. Воспитатель: «Сегодня утром почтальон принёс письмо. (разглядываем письмо) Это письмо из страны Семигномии.
А как вы думаете, почему эта страна так называется? (Страна так называется потому, что в ней живут семь гномов)
Правильно, это маленькая волшебная страна и живут там семь гномов.
Ребята, я думаю, что это письмо непростое, оно волшебное.
Давайте его откроем (открываем конверт, звучит запись)
Ребята, вы готовы помочь гномам и разбудить Белоснежку. (Да)
Для этого нам надо отправиться в сказочную страну Семигномию.
А чтобы нам попасть в сказочную страну Семигномию, нам надо превратиться в сказочных гномиков (раздаю колпачки) а для этого наденем колпачки, и скажем волшебные слова: «1-2-3 – в сказку дружно попади!» (звучит музыка)
Задания:
Слайд 2.
1. Вот мы с вами и в сказочной стране Семигномии. Посмотрите, как много тут деревьев и речка весело журчит! (на экране появляется картинка леса, речка, слышится звук журчащей воды) А как же нам перейти на другой берег?
А вот ребята и первый гномик нас встречает. Давайте узнаем, какое задание придумала ему злая мачеха.
Внимание – слушаем задание: злая мачеха разрушила волшебный мост через речку, и велела гному собрать его из геометрических фигур. Только тогда можно будет перейти речку.
Но гному одному не справится. Ребята, давайте ему поможем.
Только помните, что в строительстве моста должны быть использованы все геометрические фигуры.
Слайд3.
А мост должен быть вот таким (показываем силуэт моста на экране)
Дети выкладывают мостик, используя игру «Танграм» на ковре.
Я вижу, что мост готов.
Скажите, пожалуйста:
Сколько треугольников вы использовали при строительстве моста? (при строительстве моста мы использовали 5 треугольников)
Сколько четырёхугольников вы использовали при строительстве моста? (при строительстве моста мы использовали 2 четырёхугольника)
А сколько овалов вы использовали при строительстве моста? (при строительстве моста овалы не использовались; нисколько, так как на чертеже нет овалов)
А сколько всего геометрических фигур вы использовали для строительства моста? (всего мы использовали 7 геометрических фигур).
Мини итог: Ребята, у вас получился замечательный мост, крепкий надёжный, в строительстве вы использовали все геометрические фигуры. С заданием вы справились,
Слайд 4. Вот вам часть картинки, Саша, прикрепи её на доску и догоняй нас, а мы продолжим свой путь по волшебному мостику.
Мостик в стороны качался, (руки в стороны, спина прямая)
А под ним ручей смеялся (в полуприсяде, руки на поясе)
Мы по мостику пройдём (ходьба с высоким подниманием колен, руки за голову)
На тот берег попадём (руки на пояс, прыжок на месте).
2. Посмотрите, здесь нас уже гномик дожидается. Надо и ему помочь.
Вот конверт, а вот задание. Слайд 5.
Внимание – задание: заполните пустые клеточки таблицы так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце были фигуры разные по форме и по цвету.
Повтори, Света, что надо сделать? (надо заполнить пустые клеточки так, чтобы в каждом столбце и в каждой строке были фигуры разные по цвету и по форме)
Запомнили? Тогда подойдите к столам и помогайте гномику выполнять задание.
Я вижу, что все уже закончили. А сейчас поменяйтесь местами со своим соседом и проверьте, правильно или нет ваш сосед выполнил задание.
- Если задание выполнено правильно поднимите правую руку вверх, если допущены ошибки – поднимите левую руку.
- Я вижу, что у всех ребят поднята правая рука, следовательно, с заданием мы справились на отлично. Катя, возьми часть картинки и повесь на доску.
А мы прихватим с собой хорошее настроение и отправляемся дальше.
3. Ох, дорога далека,
Ох, дорога нелегка.
Дом стоит в лесу чудной (слышатся голоса) Ребята, нас просят о помощи? Видно и здесь злая мачеха набезобразничала. Сейчас мы узнаем у гнома, что же здесь случилось, присаживайтесь, пожалуйста.
«Дома в стране Семигномии необычные, все под номером семь. В каждом доме несколько этажей, на каждом этаже живёт по семь жителей, а в каждой квартире их количество разное. Но злая мачеха заколдовала дом и соседи не могут найти друг друга. Помогите расколдовать, поставьте в пустые клеточки цифры так, чтобы при сложении этих двух чисел получилось семь»
Давайте, ребята, расколдуем соседей.
Подумайте, какие цифры надо поставить в пустые клеточки дома, чтобы при сложении этих двух чисел получилось семь (надо поставить шесть и один, потому что шесть и один будет семь).
(слышится весёлый смех и слова благодарности) Вот как рады жильцы своему возвращению, как здорово, что мы им помогли. Серёжа, прикрепи ещё одну часть картинки.
А сейчас
«Ну-ка, гномики, вставайте
И за мной всё повторяйте:
Руки – вверх! Руки – вниз!
Вправо - влево повернись!
Дружно сели, дружно встали,
Все наклоны выполняли!
Стали прыгать и скакать.
А потом опять шагать.
Будем путь свой продолжать
Белоснежку выручать.
4. Слайд 7.
Ребята, вы слышите, там кто - то ворчит (звук ворчания, на экране появляется гном) А, это Ворчун. Он ворчит и расстраивается потому, что не может справиться с заданием мачехи. Давайте ему скорее помогать. Для этого нам надо разделиться на две подгруппы. Ребята, у которых жёлтые колпачки – встают около жёлтого шарика, ребята, у которых зелёные колпачки - встают около зелёног шарика (Работа по подгруппам)
Внимательно слушайте задание - (схемы с двумя символами)
Ворчуну нужно помочь расселить жителей в три дома.
В первом «доме» (красный обруч) будут жить все желтые жильцы, во втором «доме» (желтый обруч) – все треугольники. А где же третий дом. Я не вижу, может вы покажете мне третий дом. Какая внимательная Маша, увидела третий дом. Он образовался в области пересечения красного и жёлтого домов.
Повторите, как образовался третий дом? (Он образовался в области пересечения красного и жёлтого домов)
Вспомните, какие жители будут жить в первом доме - внутри красного, вне жёлтого)
Повторите, какие жители будут жить во втором доме - внутри жёлтого, вне красного)
А чтобы вы не забывали, вот вам таблица. Она вам поможет правильно выполнить задание (таблица на экране) Слайд 8.
Расселяйте жильцов.
А третий дом без жильцов! Да, сейчас нам надо хорошо подумать, а какие же жители будут жить в третьем доме
Здесь все жёлтые, а здесь все треугольники. Произошло пересечение красного и жёлтого домиков, значит, у них должно быть что-то общее. Кто догадается? (значит, эти жильцы могут быть одновременно и жёлтыми и треугольниками. Есть у нас такие жильцы)
если дети не догадались, объяснить – внутри красного обруча – потому что жёлтые и внутри жёлтого – потому что треугольные
в третьем доме должны жить желтые, потому что они внутри красного и треугольники, потому что внутри жёлтого, значит это жёлтые треугольники.
Поселите жильцов в третий домик.
- Какие вы умные, сообразительные, помогли Ворчуну - расселили всех жильцов по своим домам. Надеюсь, что он больше не будет ворчать. Катя, прикрепи ещё часть картинки.
5. Ребята, посмотрите, домик гномов уже недалеко. А вот и дорожка, которая приведёт нас к дому. Пойдёмте по ней. Но что это – дорожка закончилась, а мы не дошли до домика! А я знаю, что надо сделать. Мы поможем гному выполнить последнее задание. Он просит нас помочь ему выложить волшебную дорожку, которая приведёт нас к домику, где спит Белоснежка. Дорожку надо выложить из волшебных счётных палочек, а дорожка должна быть вот такой (показываю схему на экране).
- Посмотрите внимательно и скажите, сколько палочек надо отчитать, чтобы выложить дорожку? (чтобы выложить дорожку надо отсчитать семь палочек).
- Смотрите внимательно и запоминайте, как расположены палочки. Только те из вас, кто правильно выложит дорожку, смогут подойти к домику гномов
(в течение 20 сек. дети запоминают расположение палочек).
Все выполнили задание. А сейчас посмотрите на схему и проверьте, правильно или нет вы выложили дорожку. Кто выполнил задание правильно, поднимите руку, кто допустил ошибку, исправьте её, и вот вам последняя часть картинки.
- Ребята, мы выполнили последнее задание, помогли всем гномам, но Белоснежка почему-то не просыпается? Вспомните, может мы забыли ещё что-то сделать? (мы должны собрать ключ из частей). Давайте же скорее собирать волшебный ключ, чтобы чары злой мачехи исчезли, и Белоснежка проснулась.
(дети собирают картинку на магнитной доске, с последними движениями раздаётся звук разбившегося стекла и на экране появляется Белоснежка с гномами)
Воспитатель. - Ребята, смотрите, вот и Белоснежка проснулась! Белоснежка: «Спасибо, вам, ребята! Это ваши знания и добрые сердца помогли гномам выполнить задания злой мачехи и разрушить её волшебные чары. Вы настоящие друзья!
За ваше старание, умение, за ваши добрые сердца я хочу подарить вам книги, прочитав их, вы узнаете много нового и интересного.
Воспитатель. - Спасибо, тебе Белоснежка за добрые слова. Путешествие наше подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
Ребята, повторяйте за мной волшебные слова: (дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и проговаривают слова).
«1, 2, 3 - В садик дружно попади» (играет музыка).
Вот, ребята, мы с вами и в детском саду. Путешествие по сказочной стране Семигномии закончилось. Если вам понравилось наше путешествие, задания были интересны, и вы справились с ними легко, возьмите себе весёлых человечков, а если вы испытывали затруднения в выполнении заданий – возьмите себе грустных человечков. Объяснить, почему?
Ребята, мне было с вами очень приятно путешествовать. Вы такие дружные, находчивые, смелые и смышлёные, так много знаете