Светлана Файзуллина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию межнационального согласия и толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-7 лет
Тема: «Мир, в котором мы живем»
Цели:
формировать представление о народах, населяющих РБ
знакомить с играми народов, проживающих в нашем городе (игры: русская, татарская, башкирская, мари)
воспитывать в детях чувства толерантного отношения к людям разных национальностей
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию межнационального согласия и толерантности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Оборудование и материалы: карта РБ, куклы в национальных костюмах, магнитофон, запись фонограммы народной музыки, песен.
Ход занятия
Соц. педагог:
- Во все времена на свете жили великие сказочники, волшебники и добрые феи, которые подарили детям всей Земли сказки, игры, загадки. На прошлой встрече со сказочной Феей, мы путешествовали по странам и познакомились с играми, песнями и плясками детей народов планеты Земля. Сегодня нас ждет интересное путешествие по нашей республике Башкортостан.
Звучит песня “Башкортостан” З. Исмагилова на стихи М. Карима.
Входит фея:
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой (М. Карим).
- Здравствуйте, дети.
Соц. педагог: Волшебная Фея, мы рады видеть тебя в гостях. Оставайся с нами, мы сегодня поговорим о народах, населяющих нашу республику.
Фея: - Я к вам в гости пришла, но не одна, со мной моя помощница - вот эта палочка. Она не простая, а волшебная. Стоит мне только ею взмахнуть, и мы отправимся в путешествие.
Фея взмахивает волшебной палочкой.
Звучит мелодия курая.
Соц. педагог (показывая иллюстрации): Край наш необыкновенно красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель. Много городов красивых, маленьких и больших находится на территории республики. Но самое главное богатство нашей республики - это люди.
В нашем городе живут русские, башкиры, татары, мари, чуваши, мордва, а также представители других национальностей. В мире и согласии живут разные народы. В народных танцах, в песнях, сказках, легендах и народных играх, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов.
Социальный педагог показывает куклу в башкирском национальном костюме.
Социальный педагог Башкиры - коренной народ нашей республики. Башкиры – кочевой народ, их национальным жилищем была юрта…
Давайте, ребята, поиграем все вместе в игру!
Игра «Юрта»
На полу располагаются два больших платка. Игроки ходят по залу, напевая слова:
«Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Потанцуем и попляшем,
Разбежимся на лужок».
Когда песня заканчивается, играющие должны подбежать и поднять платок.
Фея: А наше путешествие продолжается.
Звучит татарская народная мелодия.
Фея взмахивает волшебной палочкой.
Социальный педагог показывает куклу в татарском национальном костюме.
Социальный педагог: Осoбое место у каждого народа занимают религиозные праздники, у татар - это Ураза-байрам, Курбан-байрам, Гаит, обряды, связанные с рождением ребенка, наречением имени (бэби туе, исем кушыу). Во время этих праздников проводились различные конкурсы, состязания, праздничные гулянья…
Одна из таких татарских народных игр «Спрячу я платочек»
Игра «Спрячу я платочек»
Все встают в круг. Закрывают глаза. Водящий ходит за кругом со словами: «Спрячу, спрячу я платочек, под ракитовый кусточек. Кто платочек найдет, тот со мной пойдет». Кладет платочек у ног одного из игроков. Нашедший бежит за водящим.
Фея: А наше путешествие продолжается.
Фея взмахивает волшебной палочкой.
Звучит мелодия курая.
Социальный педагог: Прекрасны народные песни, народные танцы, хороши традиции и обычаи народов нашей республики.
Мы сегодня говорим:
Башкортостан – республика большой нефти и нефтехимии.
Башкортостан – республика машиностроения.
Башкортостан – республика хлебных полей.
Башкортостан – республика душистого меда, целебного кумыса.
Башкортостан – страна певцов, страна поэтов.
И все это наш родной край – Башкортостан. И любим мы его не только за достопримечательности и полезные ископаемые, а потому что мы здесь живем, это наша Родина. Мы гордимся ее героями, восхищаемся ее красотой и любим все, что нас окружает - наш Башкортостан.
Фея: Путешествие продолжается.
Звучит марийская народная мелодия.
Фея взмахивает волшебной палочкой.
Социальный педагог показывает куклу в марийском национальном костюме.
Соц. педагог: Марийцы в древности занимались охотой. Тем ремеслом, где необходимо внимание и сосредоточенность. Вот и мы сейчас предлагаем вам поиграть в игру на внимание и сообразительность, которая называется «Что изменилось»
Игра «Что изменилось?»
Выбирается водящий. Пять-семь человек встают в шеренгу, принимая определенную позу. Водящий внимательно смотрит, запоминая положения игроков. После чего выходит из комнаты. Игроки меняют позы. Водящий возвращается, угадывает, что изменилось.
Фея: Приглашаю вас на русскую ярмарку. Взмахивает волшебной палочкой.
Звучит музыка «Ехал на ярмарку купец».
Социальный педагог показывает куклу в русском национальном костюме.
Соц. педагог: И сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру с вкусным названием «Горячая картошка»
Игра «Горячая картошка»
Игроки образуют круг. Водящий в центре круга с мячом. Он старается выкатить мяч из круга. Игроки должны препятствовать этому. Если водящий выкатывает мяч, то все встают спиной в круг, берутся за руки. Задача водящего вкатить мяч внутрь круга.
Соц. педагог: Сегодня мы говорили о нашем родном Башкортостане, о его бескрайних просторах, о бесчисленных богатствах, которые нам с вами беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана это его люди разных национальностей. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край