Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы в Таджикистане»

Ирина Федотова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы в Таджикистане»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».

Задачи: Познакомить детей с культурой быта народов Таджикистана. Развивать чувства доброты и доброжелательности у детей, воспитывать интерес и уважение к сверстникам других национальностей.

Предварительная работа: Чтение таджикских народных сказок, слушание таджикской музыки, рассматривание кукол в таджикских национальных костюмах, работа с родителями мальчика.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе „Мы в Таджикистане“» размещена в разделах

Материал: картинки с изображением таджикского жилища, предметов интерьера, национального и народного костюмов, национальных блюд, музыкальное оформление.

Содержание организованной деятельности детей.

Звучит таджикская музыка.

Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Сегодня ребята мы совершим увлекательное путешествие в страну, которая называется Таджикистан. А приглашает нас туда мальчик Далер – ваш друг.

Я приклоняюсь пред Тобою,

любимый мой Таджикистан.

Твоих сынов и дочерей,

нас приютило много стран.

Да, мы покинули Тебя,

Ты строго нас не осуждай.

Не разлюбить нам никогда

наш дальний, милый, тёплый край.

Тот край любви, тепла и света,

растёт там хлопок на полях.

Арбуз и дыню вспоминаем

мы со слезинкой на глазах.

Любви и мысли нет границы,

Тебя всё также любим мы.

О скорой, неизбежной встрече

наполнены мои мечты.

Ассалом алейкум! Так по-таджикски здравствуйте.

Селения таджиков это компактные кишлаки с тесной застройкой, лабиринтом кривых улиц и тупиков, глухими стенами домов и заборов – дувалов.

Таджики строили свои жилища (хона, хавли) из глины, камня и соломы. Крышу делали плоской земляной, с обмазкой из глины. Под потолком делали узкие световые проёмы, заменявшие окна. Иногда дом имел террасу (айвон). Под одной крышей жила одна большая семья: мама (мадар, папа (падар, бабушка (биби, бибиджон, дедушка (бобо, бободжон). Детей в таджикской семье всегда было много – мальчиков и девочек. Все жили одной дружной большой семьёй. Жилище делилось на мужскую и женскую половины. В женскую половину – это внутренняя часть дома, посторонних не пускали.

Была в доме особая комната для гостей (мехмонхона). Пол в ней застилался кошмами (плетёные коврики, хлопчатобумажными и шерстяными паласами (намад, коврами. Вдоль стен располагались длинные узкие прошитые одеяла (курпача, в центре комнаты - скатерть (дастархан, куда клали пищу и ставили напитки.

Стены украшают сюзане и коврами. Мебель в сельской местности практически не используется. Большинство вещей хранится в специально предназначенных для этого кованых сундуках.

Традиционными занятиями таджиков было земледелие – выращивали в основном зерновые, бахчевые, огородные культуры и хлопчатник, и разведение скота (козы, овцы). Транспортными животными были яки, ослы, лошади. Также древним занятием таджиков была вышивка, вязание (у женщин, резьба по дереву, изготовление шёлковых и шерстяных тканей, изготовление посуды из глины.

Традиционная одежда таджиков имела свои особенности. У мужчин — широкая рубаха, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги, в горных местностях — туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин - широкие платья, с вышивкой или гладкие. Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор — платки, тюбетейки. Молодые таджички носят украшения –серьги, ожерелья, подвески, кольца.

Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир, лапша, различные каши; в равнинных — лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени, растительное масло (в том числе хлопковое, овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных таджиков — плов, у горных — суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот, нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня, конфеты (парварда) и т. п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный — обычно в холодное время года.

Фольклор народов Таджикистана богат и разнообразен. Это трудовые песни, колыбельные, праздничные и обрядовые. Известны таджикские музыкальные инструменты –струнные (дутар, танбур, ударные- кайрок (каменные кастаньеты, дойра (бубен, таблак (глиняные литавры). В Таджикистане существуют такие народные праздники: Курбан-Байрам, национальный праздник Весны (21 марта, праздник тюльпанов Сайри – Лола, День независимости республики. На праздниках обязательны красочные народные танцы. Любимым народным зрелищем таджиков является искусство наездников, дрессировка животных и птиц, национальная борьба, выступление канатоходцев, фокусников, кукольников.

Лухтак (или лухтаки ришта) - удивительная кукла - оберег, которая и по нынешний день живет в семьях таджиков высокогорных кишлаков. Как ее изготовить знают бабушки и прабабушки. Современные женщины их почти не делают. Кукла делается из двух палочек крестом и головы. Первоначальное назначение куклы - оберегать дом, семью, отдельно мужчин и мальчиков, женщин и девочек.

Она была много столетий распространена повсеместно: оберегала дом и людей от бед, с нею играли дети. Обереговая сила Лухтака предназначена для одного человека индивидуально (в отличие от кукол-оберегов России).

В ней ярко выражено женское и мужское начало. Кукле - девочке выплетается круглое или овальное лицо с геометрически точным ромбом, зрительно уходящим в глубину. Кукле - мальчику лицо оставляется безо всякого оформления, только сверху наматывается белая "чалма" с опущенным на плечо концом ткани. Зато ему ярко выплетается длинная шея.

У лухтака нет лица в обычном понимании, но мы, увидев куклу, мгновенно принимаем ее такой, как она есть. В доме лухтак должна жить выше голов людей, так как она, по поверьям, принимает на себя темную энергию, сглаз и болезни. Когда-то, если ребенок заболевал, родители специально делали куклу, заговаривали ее и бросали в реку - вода уносила вместе с куклой и болезнь ребенка. В лухтак изначально заложены свет, добро, защита, жизнелюбие и тепло, в которых так нуждается человек.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы в Таджикистане»
Опубликовано: 25 октября 2013 в 22:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы в Таджикистане»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Федотова (УИ 131623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД